|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...По результатам камеральной проверки ООО привлечено к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по НДС в срок. ООО представило декларации за май - июнь 2006 г. в марте 2007 г. Налоговый период - месяц. При рассмотрении дела о налоговом правонарушении ООО не извещено о дате рассмотрения материалов проверки и не представило объяснения своих действий. Правомерны ли действия налогового органа? (Консультация эксперта, 2007)
Вопрос: Налоговым органом по результатам камеральной проверки организация-налогоплательщик (ООО) привлечена к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по НДС в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации. Организация представила декларации по НДС за май - июнь 2006 г. в марте 2007 г. Налоговым периодом у организации является месяц. При рассмотрении дела о налоговом правонарушении общество не было извещено налоговым органом о дате рассмотрения материалов камеральной проверки и, соответственно, не представило объяснения своих действий. Правомерны ли действия налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности без получения объяснения от налогоплательщика?
Ответ: Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) (п. 5 ст. 174 НК РФ). Таким образом, в силу ст. 163 НК РФ организация в указанном случае должна была представить декларацию не позднее 20 июня за май и не позднее 20 июля за июнь 2006 г. соответственно. В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (п. 2 ст. 88 НК РФ). Так, в соответствии с новой редакцией ст. 88 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. На основании п. п. 1, 2 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений п. 3 ст. 88 НК РФ и п. п. 1, 2 ст. 101 НК РФ в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом в п. 14 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) с 1 января 2007 г. закреплены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Кроме того, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ). Исходя из вышеизложенных норм НК РФ правомерен вывод о том, что нарушена процедура привлечения к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки и, соответственно, организация-налогоплательщик имеет право обжаловать действия налоговых органов в порядке, установленном ст. ст. 137, 138 НК РФ.
Г.А.Ковальчук Аудиторско-консалтинговая группа "АИС" 11.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |