Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Подлежат ли восстановлению и уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету, при выявлении недостач товаров, выявленных при проведении инвентаризации имущества? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



Вопрос: Подлежат ли восстановлению и уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету, при выявлении недостач товаров, выявленных при проведении инвентаризации имущества?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

1) передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;

2) дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением операции, предусмотренной пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.

Пункт 2 ст. 170 НК РФ предусматривает, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, если иное не установлено гл. 21 НК РФ.

Минфин России в Письме от 31.07.2006 N 03-04-11/132 указывает, что, ввиду того что выбывшие в результате недостачи товарно-материальные ценности при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, не использовались, суммы этого налога, ранее принятые к вычету по таким товарно-материальным ценностям, необходимо восстановить. При этом, как указывает Минфин России, указанное восстановление сумм налога должно производиться в том налоговом периоде, в котором недостающие товарно-материальные ценности списываются с учета.

Аналогичную позицию высказывал Минфин России ранее в Письмах от 20.09.2004 N 03-04-11/155, от 08.09.2004 N 03-04-11/143 и от 30.09.2003 N 04-03-11/77. Так, в Письме Минфина России N 04-03-11/77 финансовое ведомство указывает, что действующим порядком применения налога на добавленную стоимость предусмотрено принятие к вычету сумм этого налога по товарам, предназначенным для производства или перепродажи товаров (работ, услуг), факт реализации которых будет установлен впоследствии.

В связи с изложенным, по мнению Минфина России, принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по выбывшим в результате недостачи товарно-материальным ценностям подлежат восстановлению.

Налоговые органы по данному вопросу также придерживались позиции, согласно которой суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 31.08.2005 N 03-1-04/1528/9@, приведенном в разделе "В целях применения статьи 171 НК РФ" Приложения к Письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ (абз. 13 данного раздела) (далее - Письмо N ММ-6-03/886@).

Кроме того, по мнению ФНС России, стоимость похищенного имущества должна возмещаться за счет виновных лиц с учетом налога на добавленную стоимость.

Однако ВАС РФ в Решении от 23.10.2006 N 10652/06 признал положения, содержащиеся в абз. 13 раздела "В целях применения статьи 171 НК РФ" Приложения к Письму N ММ-6-03/886@, недействующими. В обоснование своей позиции ВАС РФ указал следующее.

Согласно ст. 23 НК РФ на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать законно установленные налоги. Следовательно, обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы налога на добавленную стоимость должна быть предусмотрена законом.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению.

Недостача товара, обнаруженная в процессе инвентаризации имущества, или имевшее место хищение товара к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относятся.

Исходя из изложенного, по мнению ВАС РФ, указанная выше позиция ФНС России содержит правило, возлагающее на налогоплательщиков обязанность по внесению в бюджет ранее принятых к зачету сумм налога на добавленную стоимость, не предусмотренную НК РФ.

Судебная практика, сформировавшаяся к настоящему моменту, как правило, по данному вопросу поддерживает налогоплательщика. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11.09.2006 N А42-1986/2006 приходит к выводу, что нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога, ранее предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектами налогообложения, но впоследствии не использованным в этих операциях в связи с недостачей товара.

Аналогичная позиция высказана в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2002 N А05-1037/02-69/22, от 09.11.2004 N А13-3794/04-14 и ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2003 N А31-2989/15. А в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2852/2005(11079-А45-18) суд решил, что из смысла норм НК РФ не следует, что суммы налога на добавленную стоимость по материальным ценностям, правомерно принятые к вычету в установленном законом порядке, подлежат обязательному восстановлению и уплате в бюджет в случае, если материальные ценности не были использованы для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения, в связи с их хищением или утратой.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, суммы налога на добавленную стоимость по ранее принятым к вычету и выбывшим в результате недостачи товарно-материальным ценностям, выявленной при проведении инвентаризации, необходимо восстановить, правомерность невосстановления суммы налога в таком случае налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю.М.Лермонтов

Минфин России

10.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация на основании зачета взаимных требований приобрела товары. По результатам камеральной проверки доначислена сумма НДС. Основанием для доначисления явилось то, что не было представлено платежное поручение, подтверждающее перечисление суммы налога, которая была принята к вычету, при зачете взаимных требований. Счета-фактуры оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Правомерно ли решение налогового органа? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007) >
Вопрос: Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ внесены изменения в ст. 178 ТК РФ, согласно которым уточнен перечень причин расторжения трудового договора, наличие которых дает право на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка при расторжении трудового договора. Каков порядок исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога по выплаченным выходным пособиям в соответствии со ст. 178 ТК РФ? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.