Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Вправе ли орган исполнительной власти субъекта РФ определять размер платы дополнительно к установленной ст. 333.33 НК РФ госпошлине за выдачу водительских удостоверений и талонов к ним, за выдачу свидетельств о регистрации транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра, свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, за выдачу и замену государственных регистрационных знаков? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



Вопрос: Вправе ли орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом местных особенностей определять размер платы дополнительно к установленной ст. 333.33 НК РФ государственной пошлине за выдачу водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также за выдачу свидетельств о регистрации транспортных средств, талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения с учетом местных особенностей, за выдачу и замену государственных регистрационных знаков?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Пунктом 2 ст. 8 НК РФ установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 333.16 НК РФ указанные в п. 1 ст. 333.16 НК РФ органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Подпунктом 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных, в частности, с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства и на мототранспортные средства и прицепы.

Подпунктами 36, 37 и 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения, в том числе при замене, взамен утраченного или пришедшего в негодность, за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также за выдачу физическому лицу справки, подтверждающей получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами.

Подпунктами 29, 31, 31.1, 32, 33, 34, 35 и 39 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных, в частности, с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, а также размеры государственной пошлины за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, за выдачу отличительного знака участника международного дорожного движения, за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за рассмотрение заявления и выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пп. "а" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" (далее - Постановление N 228) органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов.

В оплату указанной продукции включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3 процентов годового размера установленной законом минимальной оплаты труда.

Минфин России в Письме от 05.10.2006 N 03-06-03-04/81 указывает, что на основании положений ст. 333.33 НК РФ за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора вышеперечисленных действий, связанных с выдачей документов, должна уплачиваться государственная пошлина и никакие иные платежи.

При этом Минфин России обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о налогах" п. 4 Постановления N 228 действует в части, не противоречащей части второй НК РФ, и подлежит приведению в соответствие с гл. 25.3 НК РФ.

Минфин России приходит к выводу, что при этом гл. 25.3 НК РФ не регулируются вопросы по взиманию платы за изготовление специальной продукции (регистрационных знаков, водительских удостоверений, паспортов транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств и другой полиграфической продукции), которые не относятся к юридически значимым действиям, и за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора действий, связанных с оказанием данных услуг, должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на изготовление специальной продукции и проведение экспертиз.

Аналогичные выводы были выражены и в Определении ВС РФ от 08.02.2006 N 58-Г05-39 (далее - Определение N 58-Г05-39), в котором суд указал, что изготовление регистрационных знаков, водительских удостоверений, технических паспортов и другой специальной продукции, необходимой для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, существенными признаками сбора, предусмотренного ст. 8 НК РФ, не обладает. Кроме того, в Определении N 58-Г05-39 суд также указал, что отношения, возникающие в связи с взиманием данной платы, не являются налоговыми правоотношениями и по субъектному составу. Суд пришел к выводу, что НК РФ действия по изготовлению регистрационных знаков, водительских удостоверений, технических паспортов и другой полиграфической продукции не отнесены к числу юридически значимых действий.

В Решении ВС РФ от 02.11.2006 N ГКПИ06-793 (далее - Решение N ГКПИ06-793) суд указывает, что НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины (обязательного сбора) за совершение таких юридически значимых действий, как выдача и замена государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов, за которые Постановлением N 228 установлено взимание платы.

В Решении N ГКПИ06-793 обращено внимание на то, что в силу правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации.

ВС РФ в Решении N ГКПИ06-793 указывает, что выдача соответствующих документов является составной частью регистрации транспортного средства как юридически значимого действия, предусмотренного Законом N 196-ФЗ, что в полной мере соотносится с положениями ст. 333.16 НК РФ.

На основании изложенного ВС РФ решил признать недействующими абз. 1 и 2 пп. "а" п. 4 Постановления N 228 в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы, в частности, за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также свидетельств о регистрации транспортных средств и другой специальной продукции (талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения).

Исходя из положений вышеизложенных норм, сбор за выдачу и замену государственных регистрационных знаков водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также свидетельств о регистрации транспортных средств и другой специальной продукции (талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения) является юридически значимым действием, устанавливается и взимается только на основании и в соответствии с положениями НК РФ.

Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе определять размер платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков с учетом местных особенностей, водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также свидетельств о регистрации транспортных средств и другой специальной продукции (талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения).

Ю.М.Лермонтов

Минфин России

06.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация, имеющая государственную аккредитацию в сфере высшего профессионального образования, приобрела товары для образовательной деятельности. Вправе ли организация принять к вычету НДС по данным товарам? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.02.2007 N 19-11/10338) >
Вопрос: Каков порядок налогообложения НДС театрально-концертной деятельности организации? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.02.2007 N 19-11/10261)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.