Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Правомерно ли применение пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ к работам (услугам) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, выполняемым судоремонтными заводами у заводских причалов в период стоянки в портах, в случае если заводские причалы расположены на территориях портов? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



Вопрос: Правомерно ли применение пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ к работам (услугам) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, выполняемым судоремонтными заводами у заводских причалов в период стоянки в портах, в случае если заводские причалы расположены на территориях портов?

Ответ: В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятия портов установлены в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - Кодекс торгового мореплавания). Так, под морским торговым портом в Кодексе торгового мореплавания понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. Под морским рыбным портом в Кодексе торгового мореплавания понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Под морским специализированным портом в Кодексе торгового мореплавания понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).

МНС России в Письме от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ разъяснило, что при применении пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что налогом на добавленную стоимость не облагаются платежи, а также сборы за работы (услуги) по обслуживанию российских и иностранных морских судов, а также российских судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги), а именно:

- портовые сборы в морских портах (корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский, навигационный, ледовый);

- платежи за услуги на внутренних водных путях (навигационное обслуживание, корабельная плата, стоянка судов на якоре, на палах причальных стенок, маячная плата, плата за прохождение каналов, ледокольное обеспечение, лоцманская проводка);

- платежи за услуги портового флота (работы и услуги портового служебно-вспомогательного флота, услуги портовых ледоколов, услуги рейдово-маневрового флота);

- платежи за ремонт морских судов и судов внутреннего плавания;

- сборы за таможенное оформление;

- сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов.

К другим работам (услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания, относятся:

- снабжение судов топливом и водой;

- агентское, сюрвейерское, шипчандлерское обслуживание;

- водолазные работы по обслуживанию судов в портах;

- швартовые операции;

- санитарная обработка судов;

- услуги по регистрации судов;

- оформление судовых документов.

Кроме того, МНС России в Письме от 18.08.2004 N 03-3-06/1819/33@ "О налоге на добавленную стоимость" указало, что от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов облагаются налогом на добавленную стоимость.

Исходя из положений вышеизложенных норм, выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов правомерно только в случае, если заводские причалы расположены на территориях указанных в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания портов.

ФНС России в Письме от 01.02.2006 N 03-2-03/210@ (далее - Письмо N 03-2-03/210@) обратила внимание на то, что согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

По мнению ФНС России, если работы (услуги), перечисленные в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, выполняются на основе агентского договора, то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, если местом деятельности покупателя услуг признается территория Российской Федерации - с учетом особенностей определения налоговой базы, предусмотренных ст. 156 НК РФ.

Стоит отметить, что в Письмах Минфина России от 23.01.2006 N 03-04-08/20 и от 21.09.2005 N 03-04-08/252 указана противоположная позиция: услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками по договорам морского агентирования российским и иностранным принципалам, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

При этом необходимо учитывать, что в Письме N 03-2-03/210@ указано: согласно ст. 237 Кодекса торгового мореплавания морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

Из этого следует, что выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов не относится к действиям в области морского агентирования.

В связи с изложенным выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ только в случае, если заводские причалы расположены на территориях, указанных в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания портов, и при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту.

Правомерность подобных выводов подтверждает судебная практика. Так, в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2004 N Ф08-263/2004-113А и от 04.02.2004 N Ф08-229/2004-102А суд приходит к выводу, что факт нахождения завода на территории порта сам по себе не влечет безусловного применения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. По мнению суда, доказыванию подлежит факт стоянки судна и взаимосвязь выполняемого ремонта со стоянкой в порту, стоянка судна должна подтверждаться надлежащими документами. Нахождение судов в акватории порта может быть подтверждено справкой морской администрации порта, справкой капитана акватории завода (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А42-2684/04-17).

К аналогичным выводам приходит ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 30.05.2006 N Ф03-А59/06-1/54: для правомерного освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость необходимыми условиями являются: стоянка судна; нахождение судна в порту; целью прибытия в порт не является осуществление ремонта указанных судов.

Кроме того, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.10.2004 N Ф08-4727/2004-1790А суд отмечает, что не может толковаться как ремонт во время стоянки в порту капитальный ремонт судна, прибывшего на завод с целью осуществления заводского ремонта в специализированных доках и на судоверфях, в отличие от работ (услуг), непосредственно связанных с обслуживанием судов в период стоянки в портах (включая услуги по ремонту судов, водолазные работы, сюрвейерские и шипчандлерские услуги, а также другие подобные работы и услуги). Ремонт судов, с которым связано предоставление льготы, носит характер текущего ремонта, проводимого на не приспособленных специально для этого стоянках в портах.

Таким образом, выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в случае, если заводские причалы расположены на территориях портов, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту.

Ю.М.Лермонтов

Минфин России

17.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Применяется ли установленная п. 2 ст. 164 НК РФ ставка налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации кормов вареных и смесей кормовых для кошек и собак? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007) >
Вопрос: ...Вправе ли налоговые органы привлечь организацию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае представления ею в 2007 г. уведомлений о реорганизации, ликвидации юрлица, о создании обособленного подразделения, об участии в российских и иностранных организациях в виде сообщений по формам, предусмотренным Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@, с учетом того, что с 01.01.2007 утверждены новые формы таких уведомлений? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.