|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Финансы и инвестиции ("Финансы", 2007, N 2)
"Финансы", 2007, N 2
ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ
Финансово-инвестиционную политику можно характеризовать как целенаправленную деятельность государства по использованию финансово-бюджетной и денежно-кредитной систем в развитии национальной экономики. На практике Правительство страны признает низкую эффективность проводимой финансово-инвестиционной политики, и поэтому ее влияние на условия и факторы экономического роста в среднесрочной перспективе ограниченно. При этом сдерживается финансово-бюджетный потенциал государства, хотя имеется огромный стабилизационный фонд, и это сказывается не только на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, но и на общей динамике уровня жизни населения, включая уровень заработной платы. Объем заработной платы определяет платежеспособный спрос в потребительском секторе страны, и его низкий уровень является главным сдерживающим фактором удвоения ВВП в России. В стране остается невостребованным огромный инвестиционный потенциал, который характеризуется большим разрывом между сбережениями и накоплениями, с одной стороны, и инвестициями - с другой. Он достигает почти 10% ВВП. Заметно снизилась инвестиционная роль федерального бюджета во взаимоотношениях с национальной экономикой: на строительство объектов производственного и социального комплексов предусматривается только около 0,66% расходов федерального бюджета. Значительная часть бюджетных расходов направляется на развитие монопольных секторов экономики. В результате большая часть уплачиваемых монопольными структурами налогов к ним же обратно возвращается в качестве инвестиций. В настоящее время российская экономика нуждается в притоке инвестиций, в том числе иностранных. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования реального сектора экономики (кроме монопольных структур) из средств государственного бюджета ввиду отсутствия в нем достаточных средств, большого износа установленного на предприятиях оборудования, преобладания старого технологического уклада. Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. Отсутствие существенной конкуренции со стороны российских хозяйствующих субъектов, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости, включая внешние финансовые источники и другие. Следовательно, большая зависимость от внешних иностранных инвестиций может иметь неоднозначные последствия для национальной экономики. Использование финансов стабилизационного фонда (СФ) в качестве инвестиционных ресурсов и использование иностранных инвестиций в экономике для страны мало отличаются друг от друга. В то же время правительство страны считает, что использование СФ - это источник раскрутки инфляции, а использование иностранного капитала - нет.
В первом случае нет зависимости российской экономики от кого-либо, во втором - есть зависимость от иностранного капитала! Если в первом случае проценты за кредиты и дивиденды остаются в России, то во втором случае уходят за границу! Но несмотря на это, иностранные инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов финансово-инвестиционной политики, которая является стержнем развития экономики. В целом факторами, сдерживающими развитие финансово-инвестиционного процесса, были и остаются: слабое финансовое положение предприятий реального сектора экономики (значительная доля убыточных предприятий); низкая норма прибыли и нехватка собственных средств у субъектов экономики на инвестиционные цели; уменьшение доли инвестиций, финансируемых из бюджетных ресурсов; высокий уровень инвестиционных рисков; непривлекательность российского реального сектора экономики, кроме естественных монополий и автопрома, для иностранного капитала; ограниченные возможности получения и использования кредитных ресурсов из-за сохранения высокой стоимости банковских кредитов (средняя рентабельность по стране меньше или равняется ставке рефинансирования ЦБ РФ); нецелевое использование амортизационных отчислений, которые в большинстве случаев направляются на пополнение оборотных средств субъектов экономики.
Д.В.Спирин Российский университет кооперации Подписано в печать 12.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |