Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (Начало) ("Налоги" (газета), 2007, N 8)



"Налоги" (газета), 2007, N 8

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое положение иностранного гражданина представляет собой комплекс его прав, обязанностей, а также ответственность по законодательству Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регламентировано Федеральным законом N 115-ФЗ.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 115-ФЗ, а также иных федеральных законов. В том числе правовое положение иностранных граждан определяется международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации:

"иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Данное конституционное положение нашло свое отражение в ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ.

Временное проживание

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ:

"временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание".

В свою очередь, разрешение на временное проживание представляет собой подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Право на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ).

Если иное не установлено Федеральным законом N 115-ФЗ, разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое количество разрешений к выдаче):

"по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан".

Без учета квоты допускается выдача разрешений на временное проживание в Российской Федерации следующим категориям иностранных граждан:

- родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории Российской Федерации;

- признанным нетрудоспособными и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

- имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

- состоящим в браке с гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации;

- осуществившим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

- поступившим на военную службу на срок военной службы;

- прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Обратите внимание! Федеральным законом N 110-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ. Теперь без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Иностранный гражданин должен лично подать заявление о выдаче разрешения:

- при временном пребывании на территории Российской Федерации - в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России);

- при нахождении в государстве постоянного проживания - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Заявление заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то необходимо представить нотариально заверенный перевод на русский язык.

Одновременно с подачей заявления о выдаче разрешения на временное проживание должны быть представлены следующие документы:

- 4 фотографии размером 35 x 45 мм;

- документы, удостоверяющие личность и гражданство. Если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого составляет менее 6 месяцев, то заявление не принимается к рассмотрению.

- документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости;

- вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;

- документ, подтверждающий наличие у заявителя средств для обеспечения прожиточного минимума для него и членов его семьи при проживании в Российской Федерации, либо документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

- свидетельство о браке;

- свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка в возрасте до 18 лет;

- документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации, с нотариально заверенной подписью ребенка;

- сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции у заявителя и членов его семей. Требования к сертификату утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1158 "Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев";

- документ, подтверждающий, что заявитель и члены его семьи не больны наркоманией и не страдают инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане, которые имеют право на получение разрешения без учета квоты, должны представить дополнительно следующие документы.

1. Граждане, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации, при его отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 г.

2. Лица, признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери и справку, подтверждающую нетрудоспособность заявителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации или компетентным органом иностранного государства.

3. Лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении, паспорт нетрудоспособного родителя и справку, подтверждающую нетрудоспособность родителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации.

4. Лица, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга, если совместно с заявителем проживают дети, являющиеся иностранными гражданами, то предъявляются документы, подтверждающие родство или факт усыновления, а также факт совместного проживания.

5. Лица, осуществившие инвестиции в Российской Федерации, - письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, в ФМС России, подтверждающее осуществление данным лицом инвестиций в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Для всех категорий граждан, имеющих право на разрешение без учета квоты, - документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации предоставить им для проживания жилое помещение. Граждане Российской Федерации должны быть совершеннолетними и быть зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации.

Выдача иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, разрешений на временное проживание производится в порядке, установленном в ст. 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ.

Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России согласно п. 2 ст. 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание.

Форма заявления устанавливается Правительством Российской Федерации. Отметка о принятии заявления проставляется в миграционной карте иностранного гражданина;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В случае если иностранным гражданином не предъявлен какой-либо из вышеперечисленных документов, допускается отказ в принятии заявления. Во всех остальных случаях такой отказ является недопустимым.

Пунктом 5 ст. 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность иностранного гражданина представить в территориальный орган ФМС России, принявший его заявление, в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание документов, подтверждающих отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Еще одна обязанность, возлагаемая на иностранного гражданина, - это подача в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию свидетельства (уведомления) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Данное свидетельство (уведомление) подается в территориальный орган ФМС России, принявший заявление иностранного гражданина.

Срок представления указанных документов может быть продлен руководителем территориального органа ФМС России при документальном подтверждении иностранным гражданином невозможности представления указанных документов в оговоренный законом срок.

Территориальный орган ФМС России при получении заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, на которые п. 7 ст. 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ возлагается обязанность в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса:

"предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание".

Разрешение на временное проживание либо отказ в выдаче такого разрешения иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления всех необходимых документов.

Основания отказа в выдаче разрешения либо аннулирования разрешения на временное проживание определены в ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

"1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении Российской Федерации;

студента или аспиранта очной формы обучения в высшем учебном заведении Российской Федерации;

пенсионера или инвалида;

относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации;

14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона".

Обратите внимание! Федеральным законом N 110-ФЗ в ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ включено основание отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

Теперь если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществляет трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно в течение ста восьмидесяти суток или не получает доходов, либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, то это является одним из оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Причем законодатель оговорил категории иностранных граждан, на которых действие данного положения не распространяется.

После принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание территориальный орган ФМС России проводит проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешения. Для этого направляются запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в течение двух месяцев должны сообщить о наличии или отсутствии таких оснований.

Территориальный орган ФМС России, либо дипломатическое представительство, либо консульское учреждение Российской Федерации в шестимесячный срок выдают иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо сообщают об отказе в его выдаче. Уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче направляется заявителю в течение одного месяца со дня принятия. В уведомлении указываются номер и дата принятия решения либо основания для отказа.

Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на временное проживание содержит следующие сведения:

- фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

- дату и место рождения;

- пол;

- гражданство иностранного гражданина;

- номер и дату принятия решения о выдаче разрешения на временное проживание;

- срок действия разрешения;

- наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ:

"в случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление".

Повторное заявление о выдаче разрешения может быть подано не ранее чем через один год после отклонения предыдущего заявления либо аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание.

За выдачу разрешения на временное проживание в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) взимается государственная пошлина в размере 400 руб.

После получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 115-ФЗ). Но он имеет право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Обратите внимание! Ранее иностранные граждане, получившие разрешения на временное проживание, обязаны были ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел. Федеральным законом N 110-ФЗ постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане освобождаются от обязанности ежегодной перерегистрации.

Федеральным законом N 110-ФЗ также предусматривается обязанность для временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения ими разрешения на временное проживание по подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание.

Уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание. Но на это должны быть уважительные причины (абз. 2 п. 9 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ в уведомление вносятся следующие сведения:

"1) имя иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);

2) место проживания данного иностранного гражданина;

3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание;

4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда)".

К уведомлению иностранный гражданин прилагает:

- справку о доходах;

- копию налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Обратите внимание! Федеральным законом N 110-ФЗ в ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ введены п. п. 4 и 5, в соответствии с которыми иностранный гражданин может обжаловать решение территориального органа ФМС России об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в ФМС России или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

Причем в период рассмотрения жалобы иностранный гражданин не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В случае отмены решения территориального органа ФМС России об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган ФМС России в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает, то есть восстанавливает, данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

Федеральным законом N 110-ФЗ введена ст. 6.1 "Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы".

К иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, относятся иностранные граждане, имеющие гражданство тех стран, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о безвизовых поездках.

В частности, это такие страны, как:

- Украина (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г.);

- Белоруссия (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г.);

- Армения (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25 сентября 2000 г.);

- Азербайджан (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 3 июля 1997 г.);

- Казахстан (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г.);

- Киргизстан (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г.);

- Таджикистан (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г.);

- Молдова (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30 ноября 2000 г.).

Постоянное проживание

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ:

"постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство".

В свою очередь, вид на жительство представляет собой:

"документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность" (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ).

Если ранее заявление о выдаче вида на жительство подавалось иностранными гражданами в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, то теперь в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 110-ФЗ, заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании выданного разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. Этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен, причем количество продлений срока действия вида на жительство законом не ограничено.

Вид на жительство оформляется в виде документа установленной формы и содержит следующие сведения:

- фамилию и имя, написанные буквами русского и латинского алфавитов;

- дату и место рождения;

- пол иностранного гражданина;

- гражданство иностранного гражданина;

- номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;

- срок действия вида на жительство;

- наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство" (далее - Положение N 794).

Обратите внимание! В настоящее время Положение N 794 является действующим документом, но при его применении необходимо учитывать изменения, внесенные Федеральным законом N 110-ФЗ, а также то, что органом, осуществляющим выдачу вида на жительство, является не федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, а ФМС России, которая принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства вида на жительство, а также об аннулировании вида на жительство (пп. 6 п. 6 Положения о ФМС России).

(Продолжение см. "Налоги" (газета), 2007, N 9)

А.А.Бондаренко

Консультант

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Э.В.Абрамова

Консультант

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

08.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы уголовно-правовой ответственности за самоуправное взыскание долгов ("Налоги" (газета), 2007, N 8) >
Статья: Обязательное и добровольное страхование принятого в залог имущества ("Налоги" (газета), 2007, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.