Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый этап совершенствования регулирования аудиторской деятельности в Европейском союзе ("МСФО и МСА в кредитной организации", 2007, N 1)



"МСФО и МСА в кредитной организации", 2007, N 1

НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Обновленная редакция Восьмой Директивы Совета ЕС о порядке утверждения лиц для проведения обязательного аудита финансовой отчетности в странах - членах ЕС, принятая Советом Евросоюза 25 апреля 2006 г., направлена на повышение уровня прозрачности информации, предоставляемой в финансовой отчетности, путем совершенствования качества аудита и его значимости.

Восьмая Директива Совета ЕС (84/253/ЕЭС) о порядке утверждения лиц для проведения обязательного аудита финансовой отчетности в странах - членах ЕС была принята 10 апреля 1984 г. и являлась основным документом, регламентирующим деятельность аудиторов и аудиторских организаций в Европейском Сообществе. Содержавшиеся в ней основные принципы регулирования аудиторской деятельности, включая требования обязательности государственной регистрации аудиторов и соблюдения ими норм профессиональной этики, были обязательны для исполнения странами - членами ЕС.

В результате развития в последующее десятилетие аудиторской профессии и возрастания роли аудита выявилась недостаточность положений Восьмой Директивы, что послужило началом в 1996 г. всестороннего рассмотрения Комиссией Европейских Сообществ состояния регулирования аудиторской деятельности в странах ЕС. Итогом проделанной многоэтапной работы стало опубликование в марте 2004 г. и принятие 25 апреля 2006 г. Советом Евросоюза "Предложений по Директиве Европейского парламента и Совета по обязательному аудиту годовой и консолидированной финансовой отчетности".

Данные Предложения, касающиеся изменений Восьмой Директивы, фактически ее новая редакция, состоят из 13 глав, в которых освещаются положения, регулирующие обязательный годовой аудит финансовой отчетности отдельных лиц и консолидированной отчетности групп лиц.

В понятийный аппарат документа были введены самостоятельные определения "Аудиторская организация" и "Аудитор, проводящий обязательный аудит". Появился термин "Общественно значимые организации" - организации, представляющие собой большой интерес для общества и государства в силу специфики своей деятельности, величины или числа задействованных работников. Дано определение обязательного аудита как проверки годовой или финансовой отчетности организации, проведение которой предписано законодательством ЕС в порядке, предусмотренном Директивой.

Согласно Директиве обязательный аудит должен проводиться аудиторами и аудиторскими организациями, имеющими разрешение на ведение аудиторской деятельности в той стране ЕС, в которой проводится обязательный аудит. Такое разрешение выдается государственными органами, специально уполномоченными каждой страной - членом ЕС. В отдельных случаях эти функции могут передаваться профессиональным объединениям при условии их подконтрольности органам государственного надзора.

Разрешение выдается аудиторским организациям только в том случае, если:

- специалисты, проводящие обязательный аудит от имени и по поручению аудиторской организации, аттестованы в стране ЕС, в которой аудиторская организация является резидентом. Требования к аттестуемым специалистам и порядок аттестации устанавливаются Директивой и включают в себя наличие у специалиста аттестата зрелости, диплома высшего учебного заведения, подтверждение выполнения программы по теоретическому и практическому обучению и сдачу экзамена на присвоение профессиональной квалификации;

- большинство голосов среди учредителей или собственников аудиторской организации закреплено за аудиторами или аудиторскими организациями - резидентами страны - члена ЕС;

- большинство членов исполнительного органа аудиторской организации имеет разрешение страны - члена ЕС на ведение аудиторской деятельности.

Разрешения, выданные на основании данной Директивы, признаются на территории всех стран ЕС. При этом не является обязательным, чтобы большинство учредителей аудиторской организации или большинство членов ее исполнительного органа являлись сертифицированными аудиторами той страны, в которой аудиторская организация получает разрешение.

Все аудиторы и аудиторские организации, получившие разрешение на ведение аудиторской деятельности, должны быть занесены в государственные реестры стран - членов ЕС. Особое внимание уделяется публичности данных реестров и их открытости для общего пользования.

В реестре обязательно указываются регистрационный номер аудиторской организации, контактная информация, имена и адреса всех собственников и акционеров организации, имена и адреса всех членов административного и исполнительного органов, ссылка на принадлежность к аудиторской сети.

Для аудиторов - физических лиц обязательно указание названия и адреса аудиторской организации, в которой он работает или с которой он сотрудничает.

Все аудиторы и аудиторские организации должны являться объектами контроля со стороны органов надзора. Обязанность создать эффективную систему государственного надзора возложена на правительства стран - членов ЕС. Уполномоченные органы должны осуществлять:

- надзор за выдачей разрешений аудиторам и аудиторским организациям и процедурой регистрации аудиторов и аудиторских организаций;

- контроль процедуры принятия правил профессиональной этики, стандартов внутреннего контроля качества аудиторских организаций и стандартов аудита;

- контроль по соблюдению требований по обучению и повышению квалификации, систем обеспечения качества работы аудитора, специальных расследований и мер дисциплинарного воздействия.

Работа органов государственного надзора стран - членов ЕС должна быть прозрачной и скоординированной.

Особое внимание Директива уделяет вопросам профессиональной этики, соблюдения профессиональной тайны и независимости. Аудитор или аудиторская организация не должны быть вовлечены в решения, принимаемые руководством аудируемого лица. Директивой не допускается никаких финансовых, коммерческих, трудовых или иных взаимоотношений между аудитором и аудируемым, включая оказание дополнительных бухгалтерских, налоговых и тому подобных услуг.

При разработке основных принципов практической деятельности аудиторских организаций Директива руководствуется международными стандартами аудита, издаваемыми Советом по МСА, хотя и относит их принятие к компетенции Комиссии Европейских Сообществ.

Особо выделяется проведение аудита консолидированной финансовой отчетности с участием нескольких аудиторских организаций. При этом вся ответственность за аудиторское заключение по консолидированной отчетности группы возлагается на аудитора группы. Аудитор группы должен накапливать и хранить у себя рабочие бумаги с информацией о проверке результатов аудита подразделений либо копии всех рабочих бумаг аудитора подразделений, если этот аудитор не имеет разрешения на ведение аудиторской деятельности в странах ЕС.

Согласно Директиве страны - члены ЕС должны обеспечить наличие эффективной системы контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, которая, в свою очередь, должна быть подконтрольна органам государственного надзора. Контроль качества должен проводиться не реже одного раза в шесть лет, а для аудиторских организаций, являющихся аудиторами общественно значимых организаций, - не реже одного раза в три года. Также должна быть создана система проведения специальных расследований и применения специальных санкций в случаях проведения аудита с нарушениями или на недостаточно высоком уровне. Каждая мера дисциплинарного воздействия подлежит опубликованию и широкому освещению.

Директива предъявляет требования по обеспечению аудита не только к аудиторским организациям и государственным органам, но и к подлежащим аудиту субъектам. Для всех аудируемых субъектов предусматривается обязательность назначения аудитора на общем собрании акционеров, при этом каждая страна - член ЕС может вводить дополнительные требования к процедуре назначения аудитора, например его согласование с органом государственного надзора.

Директива содержит специальный раздел, посвященный проведению обязательного аудита у общественно значимых организаций. Такие организации должны иметь в своем составе комитеты по аудиту.

Комитет по аудиту должен состоять из неисполнительных членов советов директоров или их аналогов. В состав комитета по аудиту должен входить хотя бы один независимый член, обладающий необходимым уровнем знаний в области бухгалтерского учета и аудита.

На комитет по аудиту возлагаются такие обязанности, как:

- контроль процедуры подготовки финансовой отчетности;

- контроль эффективности внутреннего контроля, службы внутреннего аудита и системы управления рисками;

- контроль обязательного аудита годовой, в том числе консолидированной, финансовой отчетности;

- контроль независимости аудитора, в особенности при предоставлении им дополнительных услуг аудируемому субъекту;

- разработка предложения по кандидатуре назначаемого аудитора.

Комитеты по аудиту должны принимать активное участие в процедурах, направленных на обеспечение независимости аудиторов и аудиторских организаций, включая рассмотрение рисков ограничения независимости и мер по их устранению.

Гарантом независимости аудитора общественно значимой организации является, помимо всего прочего, обязательная ротация партнеров, ответственных за проведение аудита у одного и того же клиента. Ротация должна производиться не реже одного раза в пять лет. При этом смененный партнер не имеет права устраиваться на руководящие должности клиента в течение последующих двух лет.

Как альтернативный вариант общественно значимым организациям предлагается производить смену аудиторской компании через семь лет.

Аудиторские организации, проводящие проверки общественно значимых организаций, должны публиковать о себе подробные отчеты, целью которых является повышение прозрачности как их деятельности, так и деятельности тех сетей, в которые они входят. В отчетах должны быть приведены информация о структуре управления аудиторской организации, описание системы внутреннего контроля качества и оценки руководством эффективности правил внутреннего контроля качества, список общественно значимых организаций, в которых она проводила проверки, финансовая информация, характеризующая масштабы деятельности организации, и другие сведения о деятельности аудиторской компании.

Все вышеизложенное относится к аудиторам и аудиторским организациям, имеющим разрешение на ведение аудиторской деятельности, полученное в одной из стран ЕС. При этом сами аудиторские компании могут происходить и из третьих стран - не членов ЕС, главное, чтобы они соответствовали условиям, налагаемым Директивой.

Являясь всеобъемлющим документом, законодательно регулирующим аудиторскую деятельность в странах ЕС, Директива направлена на повышение уровня прозрачности информации, предоставляемой в финансовой отчетности, путем совершенствования качества аудита и его значимости. Эта задача расценивается как весьма существенная для рынков капитала ЕС, и принятие данной Директивы должно рассматриваться как часть более широких мер, проводимых ЕС в рамках плана действий по вопросам предоставления финансовых услуг.

Р.Н.Ракшаев

Заместитель генерального директора

ЗАО "Аудиторско-консультационная группа

"Развитие бизнес-систем"

Подписано в печать

07.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: МСА 100 и МСА 120 - интерпретация и раскрытие ("МСФО и МСА в кредитной организации", 2007, N 1) >
Статья: Стандарты ("МСФО и МСА в кредитной организации", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.