|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <События, факты, перспективы от 06.02.2007> ("Налоговые споры", 2007, N 3)
"Налоговые споры", 2007, N 3
Уточнен состав налогового преступления
Верховный Суд РФ разъяснил, как применять нормы УК РФ об ответственности за налоговые преступления <*>. Доказательствами, подтверждающими состав преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, как указал суд, могут быть налоговые декларации и другие необходимые для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов документы. Такими доказательствами также являются акты налоговых проверок, заключение эксперта и материалы проводимых проверок. Кроме того, при привлечении к уголовной ответственности должны учитываться вступившие в законную силу решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции. ————————————————————————————————<*> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления".
Напомним, что ответственность по ст. ст. 198 и 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов (сборов) наступает при наличии крупного размера недоимки. То есть в тех случаях, когда сумма неуплаченных налогов больше 500 000 руб. и доля недоимки составляет более 10% от подлежащих уплате налогов или недоимка превышает 1 500 000 руб. Способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть как включение в налоговую декларацию или иные соответствующие документы заведомо ложных сведений, так и непредставление налоговой декларации или иных документов. Суд пояснил, что к иным документам, в частности, относятся выписки из книги продаж и книги учета доходов и расходов, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Привлечь к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ можно руководителя организации и главного бухгалтера, в обязанности которых входит подписание отчетной документации. Иные служащие, оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, также могут быть привлечены к уголовной ответственности, но только как пособники преступления. Если же в целях уклонения от уплаты налогов (сборов) подделывают официальные документы организации, а также штампы, печати или бланки, то такие действия помимо ст. ст. 198 или 199 УК РФ квалифицируются по ст. 327 УК РФ. Не остались без внимания ВС РФ нормы ст. ст. 199.1 и 199.2. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) наступает только при личной заинтересованности агента. Например, при его стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность; при его желании приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Уголовная ответственность по ст. 199.2 УК РФ за сокрытие денежных средств (имущества), за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), также, как и по ст. ст. 198 и 199 УК РФ, наступает при крупном размере сокрытой недоимки. Однако, как указал суд, взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы, состав данного преступления не образуют.
Примечания. 1. Управление по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД по Свердловской области подвело итоги работы в 2006 г. За отчетный период данным подразделением была проведена 241 проверка предпринимателей, в т.ч. 79 проверок проведены совместно с представителями налоговых органов, прокуратуры и других подразделений органов внутренних дел. По итогам этих мероприятий возбуждено 91 уголовное дело. Из них 15 - по ч. 1 ст. 199 УК РФ и 31 - по ч. 2 ст. 199 УК РФ. 2. Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957 утверждены Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкция о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах. Данными вопросами согласно Приказу будут заниматься Главный информационно-аналитический центр МВД России, а также информационные центры МВД, ГУВД и УВД по субъектам РФ. Они же должны обеспечить формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц уже с 1 апреля 2007 г.
Налоговая система России: взгляд бизнеса и власти
"Налоговые споры" выступят информационным партнером III Всероссийского налогового форума, который состоится 3 апреля 2007 г. в Конгресс-центре ТПП России. На форуме будет представлен специальный доклад ТПП России на тему "О проблемах и путях совершенствования налоговой системы", подведены промежуточные итоги законотворческой работы Государственной Думы IV созыва, рассмотрены вопросы о восстановлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль, совершенствования амортизационной политики и стимулирования инвестиций в основной капитал. Отдельное внимание будет уделено практике реализации новых правовых норм и процедур в сфере налогового администрирования.
Исключение из ЕГРЮЛ без суда
В конце прошлого года Пленум ВАС РФ принял Постановление от 20.12.2006 N 67 <*>. Этим документом фактически разграничены случаи, когда налоговый орган, являющийся уполномоченным органом по вопросам признания юридического лица недействующим, должен сам без обращения в арбитражный суд исключить его из ЕГРЮЛ и когда у налогового органа есть основания для обращения в суд с иском о банкротстве такого лица. ————————————————————————————————<*> Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
Напомним, что упрощенная процедура исключения юридических лиц из Единого реестра появилась не так давно. Она касается тех организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы и не осуществляют операции хотя бы по одному банковскому счету в течение последних 12 месяцев. Разъясняя процедуру, Пленум ВАС РФ исходил из того, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ возможно даже при наличии у него задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Процедура же банкротства вводится в том случае, если имеющегося у такого лица имущества достаточно для покрытия расходов на ее осуществление. Поэтому теперь, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании его банкротом, суды будут проверять, проводилась ли в отношении того внесудебная процедура исключения из ЕГРЮЛ. Представить данные сведения, а также доказать, что недействующее юридическое лицо невозможно исключить из Единого реестра в административном порядке, должен налоговый орган. Одновременно с этим налоговый орган должен представить в суд доказательства, подтверждающие, что у недействующего юридического лица достаточно имущества для покрытия расходов по делу о банкротстве и для погашения задолженности перед бюджетом. При непредставлении названных доказательств арбитражный суд возвращает заявление без рассмотрения, хотя это не препятствует налоговому органу неоднократно инициировать процедуру, направленную на исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
О новых льготах для некоммерческих организаций
Не признается объектом налогообложения НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала. Эти же суммы не признаются доходами некоммерческой организации, учитываемыми при налогообложении прибыли. Не увеличивают налогооблагаемую базу по прибыли также суммы, полученные некоммерческими организациями от управляющих компаний, которые осуществляют доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, и суммы, полученные от специализированных организаций, которые управляют целевым капиталом. Такие нормы появились, соответственно, в п. 2 ст. 146 и п. 2 ст. 251 НК РФ <*>. Указанные поправки по НДС действуют с 1 марта 2007 г. По налогу на прибыль налогоплательщики могут применить новые нормы только с 1 января 2008 г., но, поскольку они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., учесть поправки налогоплательщики смогут при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 г. ————————————————————————————————<*> Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
Порядок формирования и использования целевого капитала предусмотрен специальным Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ.
Примечания. 1. Материальную помощь при рождении или усыновлении ребенка некоторые работодатели выплачивали и раньше. Одним из законов, принятым в конце прошлого года, законодатели внесли поправки в гл. 23 НК РФ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 257-ФЗ), которые можно рассматривать как поощрение подобных действий. Теперь единовременное пособие, выплачиваемое работодателями в пределах 50 тыс. руб., освобождается от налогообложения ЕСН и НДФЛ. Правда, действовать эти поправки начнут только с 1 января 2008 г. 2. 20 апреля 2007 г. истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Напоминаем природопользователям, что нормативы платы, установленные в 2003 г., применяются в 2007 г. с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,15. Пользователи лесного фонда за древесину, отпускаемую на корню, в 2007 г. применяют минимальные ставки платы, действовавшие в 2001 г., с коэффициентом 1,8.
Голос Минфина России
———————————————————T————————————————————————————T————————————————¬ | Тема | Выводы | Реквизиты | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |Об учете |Организация, применяющая УСН|Письмо от | |упрощенцами в |и выбравшая в качестве |25.12.2006 | |составе расходов |объекта налогообложения |N 03—11—04/2/290| |налогов, |"доходы минус расход", не | | |уплаченных за |может в составе своих | | |пределами России |расходов учесть сумму | | | |налогов, уплаченных за | | | |пределами Российской | | | |Федерации | | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |О скидках и |Премии, полученные |Письмо от | |премиях, не |покупателем товаров от |20.12.2006 | |изменяющих цену |продавца по результатам |N 03—03—04/1/847| |товара |продаж за определенный | | | |период без изменения цены | | | |товара, налогом на | | | |добавленную стоимость не | | | |облагаются. При этом у | | | |продавца товаров на сумму | | | |данных премий налоговая база| | | |по данному налогу не | | | |корректируется | | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |Вправе ли |Расходы на оплату ежегодного|Письмо от | |организация |дополнительного отпуска |20.12.2006 | |учитывать затраты |продолжительностью не менее |N 03—03—04/1/846| |на оплату |трех календарных дней | | |дополнительных |учитываются при | | |отпусков и доплату|налогообложении прибыли в | | |до среднего |фактических размерах при | | |заработка за |соблюдении порядка | | |период временной |предоставления указанного | | |нетрудоспособности|отпуска, предусмотренного | | |в составе расходов|действующим | | |в целях исчисления|законодательством. Сумма | | |налога на прибыль?|превышения фактически | | | |выплачиваемого пособия по | | | |временной нетрудоспособности| | | |в пределах фактического | | | |(среднего) заработка над | | | |максимальным размером | | | |пособия по временной | | | |нетрудоспособности, | | | |выплачиваемого из ФСС РФ, | | | |может быть учтена на | | | |основании п. 15 ст. 255 НК | | | |РФ | | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |Об учете при |Расходы на капитальные |Письмо от | |налогообложении |вложения, произведенные в |15.12.2006 | |прибыли |2005 г., в размере не более |N 03—03—04/1/829| |амортизационной |10% первоначальной стоимости| | |премии в части |основных средств, | | |расходов на |учитываются при | | |капитальные |налогообложении прибыли | | |вложения, |после ввода их в | | |произведенных в |эксплуатацию, то есть по | | |2005 г. |итогам 2006 г. | | | |Если налогоплательщик принял| | | |решение начиная с 1 января | | | |2006 г. применять положение | | | |п. 1.1 ст. 259 НК РФ в целях| | | |налогообложения прибыли, то | | | |он должен зафиксировать это | | | |в учетной политике | | | |организации для целей | | | |налогообложения | | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |О транспортном |Если по договору лизинга |Письмо от | |налоге при |транспортные средства |12.12.2006 | |передаче |(зарегистрированные за |N 03—06—04—04/52| |транспортных |лизингодателем) временно | | |средств в лизинг |передаются по месту | | | |нахождения лизингополучателя| | | |и временно ставятся на учет | | | |в органах ГИБДД России по | | | |месту нахождения | | | |лизингополучателя, то | | | |плательщиком транспортного | | | |налога является | | | |лизингодатель по месту | | | |государственной регистрации | | | |транспортных средств | | L——————————————————+————————————————————————————+————————————————— Голос ФНС России
———————————————————T————————————————————————————T————————————————¬ | Тема | Выводы | Реквизиты | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |О новой норме, |Обособленное подразделение |Письмо от | |действующей с |организации, прекратившее |29.12.2006 | |1 января 2007 г. |деятельность, снимается |N ШТ—6—09/1278 | | |с учета в течение 10 дней | | | |после подачи заявления. Если| | | |в организации проводится | | | |выездная налоговая проверка,| | | |то действует иное правило — | | | |организацию снимут с учета | | | |по месту нахождения филиала | | | |не раньше окончания проверки| | +——————————————————+————————————————————————————+————————————————+ |О порядке приема |Налоговый орган не вправе |Письмо от | |уточненной |отказать налогоплательщику |12.12.2006 | |налоговой |в приеме такой уточненной |N ЧД—6—25/1192@ | |декларации |декларации. При этом | | |(расчета) |поданное налогоплательщиком | | |за периоды, по |заявление о зачете суммы | | |которым истек срок|излишне уплаченного налога | | |исковой давности |может быть рассмотрено | | | |с учетом самостоятельно | | | |представленных | | | |налогоплательщиком | | | |подтверждающих документов, | | | |с последующим вынесением | | | |решения в соответствии | | | |с нормами ст. ст. 78 и 87 НК| | | |РФ | | L——————————————————+————————————————————————————+—————————————————Подписано в печать 06.02.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |