|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Представительские расходы: учет и налогообложение ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 4)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 4
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности и, в частности, для заключения выгодных контрактов, привлечения капиталов инвесторов, заимодавцев, кредиторов и решения иных подобных задач не обойтись без проведения официальных приемов. Обычаи делового оборота требуют достойного обслуживания представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, участников заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.
В п. 2 ст. 264 НК РФ приведены конкретные виды представительских расходов. К ним относятся следующие затраты налогоплательщика: - на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для прибывших лиц, а также для официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; - доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно (транспортное обеспечение); - буфетное обслуживание во время переговоров; - оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Отметим, что приведенный перечень является закрытым. Обратите внимание: к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний, а также на наем жилого помещения, подарки и т.п. Расходы на приобретение или изготовление сувениров с фирменной символикой, которые, как правило, вручают участникам подобных мероприятий, отражаются в учете как расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). В силу положений п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы учитываются при налогообложении независимо от места проведения мероприятий. Однако некоторыми представителями налоговых органов допускается произвольное толкование этой нормы: по их мнению, мероприятия должны проводиться либо в офисе самой организации, либо в арендованном ею помещении, либо на предприятии общественного питания. Между тем по этому вопросу имеется официальная точка зрения: "Не имеет значения, где именно (по месту нахождения организации или за ее пределами, в России или другом государстве) происходит прием представителей других организаций или участников заседания руководящего органа организации" <1>. ————————————————————————————————<1> Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Глава 25 "Налог на прибыль организаций". М.: МЦФЭР, 2002.
При учете представительских расходов часто возникает вопрос, относить ли к таким расходам затраты на приобретение алкогольной продукции и табачных изделий, которые могут приобретаться как в розничной торговой сети, так и на предприятиях общественного питания. Некоторые представители налоговых органов занимают непримиримую позицию, полагая, что эти расходы не подлежат включению в состав представительских. Надо отметить, что формальных оснований для исключения таких расходов из состава представительских нет, так как п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении перечня продуктов, используемых в представительских целях. Но в то же время следует учитывать обычаи делового оборота (см. Письма Минфина России от 16 августа 2006 г. N 03-03-04/4/136 и от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/49). Обратите внимание и на такой момент: если организация приобретает чай, кофе, кондитерские изделия и т.п. для угощения различных представителей других компаний вне рамок официального приема, такие расходы не могут быть включены в состав представительских (см., например, Письмо Минфина России от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/157). Некоторые особенности есть при отражении в учете представительских расходов некоммерческими организациями. Если у них нет других источников финансирования, кроме средств целевого финансирования, то затраты, связанные с представительскими расходами, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. N 03-03-04/4/73). От представительских расходов коммерческих организаций необходимо отличать аналогичные по своей сути расходы органов исполнительной власти, а также организаций и учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств. Эти организации руководствуются установленными соответствующими нормативными документами нормами по конкретным статьям расходов (см. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 222, Приказы Минфина России от 6 июля 2001 г. N 50н, от 15 марта 2000 г. N 26н). Включать представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) организации разрешается только при наличии ряда первичных учетных документов. Необходимо определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Для каждого мероприятия (официального приема) должна быть подготовлена программа с указанием темы, места и сроков его проведения, должностей и фамилий приглашенных лиц и лиц принимающей стороны. Одновременно с программой утверждается смета представительских расходов. В обязательном порядке к этим документам прилагаются копии подписанных руководителем фирмы официальных приглашений, направленных представителям других организаций. В силу специфики представительских расходов средства на них чаще всего выдаются наличными из кассы предприятия уполномоченному сотруднику под отчет в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации <2>. ————————————————————————————————<2> Утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.
После проведения официального приема составляется акт на списание представительских расходов, утверждаемый руководителем фирмы, с расшифровкой сумм фактически произведенных затрат. К акту прилагается отчет о переговорах, в котором содержится описание результатов, достигнутых в ходе мероприятия (например, заключены договоры, контракты, подписаны предварительные соглашения или иные документы). В качестве подтверждающих расходы документов принимаются счета предприятий, кассовые и товарные чеки, накладные, торгово-закупочные акты, акты выполненных работ и др. Если услуги по проведению представительских мероприятий оказывает сторонняя организация, то документальным подтверждением понесенных представительских расходов являются договор на оказание услуг, акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет-фактура, платежное поручение. Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов на оплату труда <3> за отчетный (налоговый) период <4>. Формулировка ограничения предельного размера представительских расходов, данная в п. 2 ст. 264 НК РФ: "...от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период", отличается от подобных норм в отношении других видов расходов, где отсутствует указание на отчетные периоды (например, на различные виды добровольного страхования работников, п. 16 ст. 255 НК РФ). Таким образом подчеркивается, что представительские расходы принимаются в размере 4% расходов на оплату труда именно за текущий отчетный (налоговый) период. ————————————————————————————————<3> Состав расходов на оплату труда установлен ст. 255 НК РФ. <4> Согласно ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговым периодом - календарный год.
Согласно положениям п. 42 ст. 270 НК РФ представительские расходы в части, превышающей данный норматив, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Иными словами, представительские расходы, которые превышают данные предельные нормы, относятся для бухгалтерского учета на себестоимость, в то время как для целей налогообложения увеличивают налогооблагаемую базу. Если организация применяет метод начисления, представительские расходы являются косвенными. На основании п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов, произведенных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Датой осуществления затрат является дата утверждения авансового отчета на представительские расходы. При использовании кассового метода представительские расходы учитываются только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Бухгалтерский учет расходов ведется в соответствии с общими правилами учета затрат, установленными ПБУ 10/99 <5>. В бухгалтерском учете представительские расходы формируют расходы по обычным видам деятельности и учитываются в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Поскольку нормативными актами по бухгалтерскому учету состав представительских расходов не определен, каждая организация самостоятельно решает, какие затраты ей признавать в учете в качестве представительских (п. 8 ПБУ 10/99). ————————————————————————————————<5> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. Коммерческие организации отражают представительские расходы на счете 26 "Общехозяйственные расходы", организации торговли и общественного питания - на счете 44 "Расходы на продажу", некоммерческие организации списывают представительские расходы за счет средств целевого финансирования (счет 86 "Целевое финансирование"). В заключение рассмотрим порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском учете коммерческой организации: Д 71 "Расчеты с подотчетными лицами" К 50 "Касса" - выдан аванс из кассы подотчетному лицу для оплаты расходов, связанных с официальным приемом; Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет 1 "Расчеты по авансам выданным" К 51 "Расчетные счета" - перечислен аванс поставщику (подрядчику); Д 26 (44) К 60 - учтены расходы на проведение официального приема, в счет оплаты которых ранее был перечислен аванс; Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" К 60 - учтена сумма НДС на основании счета-фактуры подрядчика; Д 60 К 60-1 - зачтен аванс, выданный поставщику (подрядчику); Д 26 (44) К 71 - отражена сумма затрат на официальный прием, за которую отчиталось подотчетное лицо. Б.Д.Дивинский Доцент МИФИ, генеральный директор аудиторской фирмы "Эверест-аудит", аттестованный аудитор Подписано в печать 06.02.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |