Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Представительские расходы: учет и налогообложение ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 4)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 4

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности и, в частности, для заключения выгодных контрактов, привлечения капиталов инвесторов, заимодавцев, кредиторов и решения иных подобных задач не обойтись без проведения официальных приемов. Обычаи делового оборота требуют достойного обслуживания представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, участников заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

В п. 2 ст. 264 НК РФ приведены конкретные виды представительских расходов. К ним относятся следующие затраты налогоплательщика:

- на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для прибывших лиц, а также для официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

- доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно (транспортное обеспечение);

- буфетное обслуживание во время переговоров;

- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Отметим, что приведенный перечень является закрытым.

Обратите внимание: к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний, а также на наем жилого помещения, подарки и т.п.

Расходы на приобретение или изготовление сувениров с фирменной символикой, которые, как правило, вручают участникам подобных мероприятий, отражаются в учете как расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ).

В силу положений п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы учитываются при налогообложении независимо от места проведения мероприятий. Однако некоторыми представителями налоговых органов допускается произвольное толкование этой нормы: по их мнению, мероприятия должны проводиться либо в офисе самой организации, либо в арендованном ею помещении, либо на предприятии общественного питания.

Между тем по этому вопросу имеется официальная точка зрения: "Не имеет значения, где именно (по месту нахождения организации или за ее пределами, в России или другом государстве) происходит прием представителей других организаций или участников заседания руководящего органа организации" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Глава 25 "Налог на прибыль организаций". М.: МЦФЭР, 2002.

При учете представительских расходов часто возникает вопрос, относить ли к таким расходам затраты на приобретение алкогольной продукции и табачных изделий, которые могут приобретаться как в розничной торговой сети, так и на предприятиях общественного питания. Некоторые представители налоговых органов занимают непримиримую позицию, полагая, что эти расходы не подлежат включению в состав представительских.

Надо отметить, что формальных оснований для исключения таких расходов из состава представительских нет, так как п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении перечня продуктов, используемых в представительских целях. Но в то же время следует учитывать обычаи делового оборота (см. Письма Минфина России от 16 августа 2006 г. N 03-03-04/4/136 и от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/49).

Обратите внимание и на такой момент: если организация приобретает чай, кофе, кондитерские изделия и т.п. для угощения различных представителей других компаний вне рамок официального приема, такие расходы не могут быть включены в состав представительских (см., например, Письмо Минфина России от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/157).

Некоторые особенности есть при отражении в учете представительских расходов некоммерческими организациями. Если у них нет других источников финансирования, кроме средств целевого финансирования, то затраты, связанные с представительскими расходами, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. N 03-03-04/4/73).

От представительских расходов коммерческих организаций необходимо отличать аналогичные по своей сути расходы органов исполнительной власти, а также организаций и учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств. Эти организации руководствуются установленными соответствующими нормативными документами нормами по конкретным статьям расходов (см. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 222, Приказы Минфина России от 6 июля 2001 г. N 50н, от 15 марта 2000 г. N 26н).

Включать представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) организации разрешается только при наличии ряда первичных учетных документов. Необходимо определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Для каждого мероприятия (официального приема) должна быть подготовлена программа с указанием темы, места и сроков его проведения, должностей и фамилий приглашенных лиц и лиц принимающей стороны. Одновременно с программой утверждается смета представительских расходов. В обязательном порядке к этим документам прилагаются копии подписанных руководителем фирмы официальных приглашений, направленных представителям других организаций.

В силу специфики представительских расходов средства на них чаще всего выдаются наличными из кассы предприятия уполномоченному сотруднику под отчет в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

После проведения официального приема составляется акт на списание представительских расходов, утверждаемый руководителем фирмы, с расшифровкой сумм фактически произведенных затрат. К акту прилагается отчет о переговорах, в котором содержится описание результатов, достигнутых в ходе мероприятия (например, заключены договоры, контракты, подписаны предварительные соглашения или иные документы).

В качестве подтверждающих расходы документов принимаются счета предприятий, кассовые и товарные чеки, накладные, торгово-закупочные акты, акты выполненных работ и др. Если услуги по проведению представительских мероприятий оказывает сторонняя организация, то документальным подтверждением понесенных представительских расходов являются договор на оказание услуг, акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет-фактура, платежное поручение.

Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов на оплату труда <3> за отчетный (налоговый) период <4>. Формулировка ограничения предельного размера представительских расходов, данная в п. 2 ст. 264 НК РФ: "...от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период", отличается от подобных норм в отношении других видов расходов, где отсутствует указание на отчетные периоды (например, на различные виды добровольного страхования работников, п. 16 ст. 255 НК РФ). Таким образом подчеркивается, что представительские расходы принимаются в размере 4% расходов на оплату труда именно за текущий отчетный (налоговый) период.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Состав расходов на оплату труда установлен ст. 255 НК РФ.

<4> Согласно ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговым периодом - календарный год.

Согласно положениям п. 42 ст. 270 НК РФ представительские расходы в части, превышающей данный норматив, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Иными словами, представительские расходы, которые превышают данные предельные нормы, относятся для бухгалтерского учета на себестоимость, в то время как для целей налогообложения увеличивают налогооблагаемую базу.

Если организация применяет метод начисления, представительские расходы являются косвенными. На основании п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов, произведенных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Датой осуществления затрат является дата утверждения авансового отчета на представительские расходы.

При использовании кассового метода представительские расходы учитываются только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Бухгалтерский учет расходов ведется в соответствии с общими правилами учета затрат, установленными ПБУ 10/99 <5>. В бухгалтерском учете представительские расходы формируют расходы по обычным видам деятельности и учитываются в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Поскольку нормативными актами по бухгалтерскому учету состав представительских расходов не определен, каждая организация самостоятельно решает, какие затраты ей признавать в учете в качестве представительских (п. 8 ПБУ 10/99).

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. Коммерческие организации отражают представительские расходы на счете 26 "Общехозяйственные расходы", организации торговли и общественного питания - на счете 44 "Расходы на продажу", некоммерческие организации списывают представительские расходы за счет средств целевого финансирования (счет 86 "Целевое финансирование"). В заключение рассмотрим порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском учете коммерческой организации: Д 71 "Расчеты с подотчетными лицами" К 50 "Касса" - выдан аванс из кассы подотчетному лицу для оплаты расходов, связанных с официальным приемом; Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет 1 "Расчеты по авансам выданным" К 51 "Расчетные счета" - перечислен аванс поставщику (подрядчику); Д 26 (44) К 60 - учтены расходы на проведение официального приема, в счет оплаты которых ранее был перечислен аванс; Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" К 60 - учтена сумма НДС на основании счета-фактуры подрядчика; Д 60 К 60-1 - зачтен аванс, выданный поставщику (подрядчику); Д 26 (44) К 71 - отражена сумма затрат на официальный прием, за которую отчиталось подотчетное лицо. Б.Д.Дивинский Доцент МИФИ, генеральный директор аудиторской фирмы "Эверест-аудит", аттестованный аудитор Подписано в печать 06.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: НДС при внешнеторговых операциях ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 4) >
Статья: Удержания из заработной платы по исполнительным документам ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.