Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Коррупция в бизнесе ("Управление персоналом", 2007, N 4)



"Управление персоналом", 2007, N 4

КОРРУПЦИЯ В БИЗНЕСЕ

В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз бизнесу является коррупция. Основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит... Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в странах СНГ - 60%.

По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств мира. В рейтинге самых экономически свободных государств Россия занимает 102-е место из 130 стран. По оценке действия правительства в отношении улучшения деятельности бизнес-структур Россия на 96-м месте. Валовой коррупционный доход в России среди 26 стран Восточной Европы и стран СНГ за последние три года вырос на 50%. По размеру взяток за получение лицензий и разрешений разного рода деятельности наша страна занимает первое место. Средний размер взятки за последние годы увеличился более чем в 10 раз.

В коррупционную систему России входят порядка 2,5 млн человек, и наше общество платит им 40 - 45 млрд долл. в год. Отделом статистики Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ведется учет преступлений, совершенных в сфере экономики и преступлений против государственной власти. В 2006 г. зарегистрировано около 6 тыс. преступлений по фактам получения взятки, около 4 тыс. - по фактам дачи взятки. По фактам коммерческого подкупа зарегистрировано чуть менее 2 тыс. преступлений, около 2 тыс. - по фактам превышения должностных полномочий, около 1,5 тыс. - по фактам злоупотребления должностными полномочиями.

В 2005 г. в России было совершено 39 млн коррупционных сделок. Таким образом, в коррупционный доход превращаются в среднем 7% оборота компаний.

В современном обществе существует два типа коррупции. Первая - это мелкая коррупция, практикуемая на низовом уровне, там, где граждане и малый бизнес пересекаются с представителями органов власти. Многие считают, что такого рода коррупция помогает фирмам и отдельным лицам обойти слишком жесткие требования, установленные законом, сокращает проволочки, а также избавляет от необходимости следовать невыполнимым инструкциям и платить непосильные налоги. Постепенно этот вид коррупции начинает раскручиваться и множиться, превращаясь в более опасные формы крупной коррупции на высоких уровнях. Этот вид коррупции предполагает большие масштабы взяточничества, не знающего государственных границ, и является в большинстве случаев оправданием существования коррупции на всех уровнях государственного управления.

По оценкам бизнесменов в настоящее время чиновники госаппарата и муниципальных учреждений, а также сотрудники правоохранительных органов заняты "крышеванием" бизнеса в большей мере, чем криминальные структуры.

Коррупция - это стратегия поведения влиятельных социальных групп, направленная на "захват государства" и установление теневого контроля за принятием властных решений. В рамках этой стратегии происходит "захват бизнеса" с использованием властных полномочий для обеспечения теневого контроля отдельных кланов над целыми отраслями или даже над экономикой в целом. Людей, осуществляющих "захват", принято называть олигархами.

Олигархи - это господствующая социальная группа, бизнесом которой стала распродажа советского имущества, приватизация власти и менеджмента государственных компаний, доминирование на "политическом рынке" и в информационном пространстве. Основой экономического богатства господствующего класса является не производство капитала, а перераспределение национального богатства. В их руках сконцентрированы такие ресурсы, которые превосходят экономические возможности государства и позволяют диктовать органам власти свои "правила игры".

На протяжении длительного времени в средствах массовой информации с интересом обсуждались арест П. Лебедева и М. Ходорковского, проведение следственных действий в офисах ЮКОСа и других крупных компаний, колебания цен на их акции.

Россия является весьма крупным инвестором и вывозит большие объемы капитала из страны, с которыми даже самые солидные инвесторы не смогут соперничать. В хорошие времена все считали ЮКОС лидером отечественного бизнеса, а когда встал вопрос о материальной ответственности М. Ходорковского, то оказалось, что ЮКОС контролируется зарубежными офшорными компаниями и российская юрисдикция на них не распространяется.

В начале 2004 г. были арестованы счета ЮКОСа в Швейцарии. Однако в ходе следствия было выяснено, что арестованы деньги фонда "Ветеран". Швейцарский суд в это поверил. Во время расследования отмывания денег был обнаружен факт, что в документах ЮКОСа указывается, что нефть продается по 49 долл. за тонну. На самом деле, используя подставные фирмы, нефть реализовывалась по 150 долл. за тонну. Так, у компании "в тени" оседало 70% прибыли. Такая схема деятельности присуща почти всем крупным российским компаниям.

Коррупция невозможна без наличия в стране неучтенных денежных средств. Большие масштабы коррупции говорят о том, что теневая экономика перешла уже все пределы, основные средства в копилку коррупции идут от нефтедолларов, криминального рынка, рынка услуг, потому что производственный сектор экономики фактически не развивается, ничего нового в масштабах государства не строится и не создается.

В России большая часть коммерческой деятельности организованной преступности связана с экспортом военного оборудования и стратегических материалов, что лишает государство важных источников дохода. Основными источниками нелегальных доходов являются крупные взятки чиновникам, которые выплачиваются с целью получения выгодных контрактов, крупные финансовые махинации на территории бывшего СССР и постсоветских военных базах, нелегальная приватизация в пользу членов номенклатурных и преступных групп.

Вместе с тем незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.

Борьба с коррупцией становится одной из самых актуальных задач и приоритетных направлений политико-правовой реформы в России. Сегодняшняя ситуация связана с беспрецедентным в истории нашей страны процессом личного обогащения некоторых представителей органов власти и крупного бизнеса за счет большинства граждан.

Борьба с коррупцией в таможенных органах с переменным успехом ведется на протяжении всего периода работы таможни. По оценкам российских специалистов, таможенное ведомство является одним из самых коррумпированных в стране, а ежегодный оборот теневого рынка в России составляет около 20 млрд долл.

В настоящее время дела о контрабанде и причастности к ней, по данным прокуратуры, таможенников расследуются в Брянской, Новосибирской, Иркутской, Пензенской, Ярославской, Калужской, Ленинградской областях, Приморском крае, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны. Главное содержание этих дел составляют взяточничество, мошенничество, злоупотребление служебным положением, подделка документов и незаконное предоставление информации ограниченного доступа. По заявлению Генпрокуратуры активно ведется борьба с устойчивыми преступными группами, занимающимися контрабандой товаров народного потребления.

Не снижаются объемы незаконно ввозимых китайских товаров легкой промышленности. Несмотря на это, недавно приняты меры против "челноков": теперь беспошлинно можно провозить не 50-килограммовые баулы, а 35-килограммовые и только один раз в месяц. Но суммарная стоимость необлагаемого груза осталась прежней - 65 тыс. руб.

Таможенные органы намерены активнее сотрудничать с налоговыми органами РФ. Необходимо обеспечить качественное отслеживание недобросовестного импорта путем сопоставления счетов-фактур с грузовыми таможенными декларациями. А чтобы избежать появления фирм-однодневок, могут быть повышены требования к уставному фонду компаний.

В результате совместных оперативных мероприятий Хабаровской таможни и сотрудников ОРБ Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу было возбуждено 9 уголовных дел по ч. 4 ст. 188 "Контрабанда" по факту перемещения через границу лесоматериалов организованной группой лиц с обманным использованием документов. Преступная группа, используя реквизиты ООО "Компания Пасифик", заключила с одной китайской торгово-экономической компанией контракт на поставку в КНР лесоматериалов, в том числе древесины лицензионных ценных пород - ясеня маньчжурского и дуба монгольского. На сумму 720 000 долл. США. Компании удалось вывезти 450 куб. м дуба и 616 куб. м ясеня на общую сумму более чем 2,7 млн руб. Для получения лицензии в Управление уполномоченного МЭРТ по Дальневосточному району в качестве документов были представлены договоры комиссии на закупку лесопродукции с одной из хабаровских фирм. В ходе следствия было выявлено, что гражданин, указанный в документах в качестве директора фирмы, продающей лес, таковым вовсе не является. В момент расследования уголовного дела была предотвращена еще одна попытка преступников контрабандно переправить в Китай 500 кубометров древесины ценных пород. Всего в Дальневосточном федеральном округе за I полугодие 2006 г. было выявлено 28 фактов контрабанды леса и лесоматериалов, что на 7,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В конце 2006 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) приняла программу по борьбе с коррупцией. Цель программы - искоренить взяточничество в таможенных органах. Планируется увеличение денежного содержания таможенников, предоставление им служебного жилья, повышение уровня социальных гарантий, а также установка системы видеонаблюдения и жесткая кадровая политика. На реализацию программы планируется затратить 30 млрд руб.

Ежедневно миллионы российских граждан сталкиваются с коррупцией в органах милиции. В последнее время она приобрела широкий размах, систематический характер и пестрое многообразие коррупционной деятельности. Складывается впечатление, что дело поставлено "на поток". Милицейская коррупция имеет строгую иерархическую организацию. Многие россияне считают, что одной из наиболее коррумпированных служб милиции является государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Быстрыми темпами происходит деформация налоговой сферы. Возрастание налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет сокрытия экономической деятельности от контроля и уклонения от уплаты налогов других стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Современная теневая практика использует множество форм сокрытия налогов. Это сокрытие объектов налогообложения, то есть ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации. Одним из распространенных видов коррупции является осуществление работ без получения лицензии.

Так, 28-летний генеральный директор ЗАО "Ставсвязьинформ" (Ставрополь) был обвинен в незаконном предпринимательстве. Он заключил с филиалом одного из банков соглашение на выполнение работ по монтажу телекоммуникационного оборудования в помещениях банка. Работы были выполнены без получения лицензии, в результате чего ЗАО "Ставсвязьинформ" незаконно получило свыше 700 тыс. руб.

РОВД Промышленного района г. Ставрополя по данному факту возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В Свердловской области в Нижнем Тагиле был осужден содержатель нелегального игорного заведения 43-летний Игорь М., обвинявшийся в незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ) и в изготовлении поддельных документов (ст. 327 УК РФ). Игорь М. с начала января по май 2006 г., не являясь индивидуальным предпринимателем и не имея необходимой лицензии на деятельность в сфере игорного бизнеса, в одном из павильонов, расположенном по улице Строителей в Нижнем Тагиле, организовал игорное заведение, в котором установил 14 игровых автоматов. За полгода тагильчанином был незаконно получен доход в сумме свыше 2 млн 800 тыс. руб. В ходе рассмотрения уголовного дела подсудимый был признан виновным в изготовлении и использовании поддельных документов: фиктивного договора аренды помещения, подложных лицензий на организацию и содержание игорных заведений и др. Несостоявшийся предприниматель был осужден к штрафу в размере 110 тыс. руб.

Вторым часто встречаемым видом коррупции в сфере бизнеса является "откат", т.е. закупка оборудования по специально завышенным ценам и тарифам.

Об откатах, масштабы которых сравнимы со взяточничеством чиновников, говорят и пишут мало. Объясняется это тем, что в публичной огласке не заинтересована ни одна из сторон и покупатель может сказать, что цена товара его устраивала, поэтому он и пошел на сделку, выбрав данного поставщика.

Но не всегда так происходит. Небольшая московская фирма, решив закупить партию строительных инструментов у корейской компании, предложила на переговорах менеджерам из Кореи поднять стоимость партии с полумиллиона долларов за всю партию. До 800 000 долл. Корейским коллегам объяснили, что в России это называется "откат" и надуто увеличенная сумма делится между менеджерами, заключающими сделку. Корейский бизнесмен не принял данное предложение и обратился в УБЭП. Однако решить дело будет сложно, так как будет трудно собрать доказательства.

Эксперты считают, что многие отрасли без откатов просто не работают, а управляющий партнер консалтинговой компании "Легальный бизнес" Борис Карнаухов считает, что все работают исключительно на откатах. Внедрение нового сорта товара возможно только благодаря "откату" менеджеру поставщиком. В среднем по стране "откат" составляет 5%. Откатные схемы существуют у фирм, торгующих недвижимостью. Провинившийся сотрудник вносится в черный список, которым обмениваются крупные компании. Навариться можно и на компьютерном оборудовании, и на продаже программного обеспечения, и в энергомонополии. Но есть в России компании, которые сделали борьбу с откатами частью своего имиджа. Так, в екатеринбургском парфюмерном концерне "Калина" все перерасходы сверх бюджета утверждаются специальным комитетом. За работой менеджеров специально следит служба безопасности. Людей, устраивающихся на работу, предупреждают о возможности проверки на детекторе лжи, в офисах развешены плакаты, напоминающие о тяжелых последствиях воровства. Пресс-секретарь "Калины" Сергей Казанцев с уверенностью говорит о том, что в их компании "откаты" изжиты.

В вопросе о коррупции в системе высшего образования нет ничего нового. В прессе неоднократно появляются материалы о взяточничестве при сдаче вступительных экзаменов, о поборах со студентов при переходе с курса на курс, о черном рынке курсовых работ, дипломов и диссертаций, о кумовстве и семейственности при назначении на должности. Таким образом, государственная система высшей школы представляет собой грандиозный теневой рынок, в операции которого, возможно, вовлечена весьма значительная часть вузовских работников России.

На пути к обретению диплома студент несет расходы, связанные как со вступительными экзаменами, так и с сессионными экзаменами. Неплатежеспособные выбывают, не выдержав конкуренции. Часто оплата происходит в качестве взаимоуслуги (необходимость получить место в детском саду для сына или дочери может заставить вузовского преподавателя ставить положительную оценку ребенку детсадовского начальства).

Частью рынка высшего образования является и рынок, на котором осуществляется купля-продажа контрольных, курсовых и дипломных работ. Сегодня этот рынок вышел за рамки внутривузовских отношений, стал примыкать к рынку потребительских услуг (объявления о соответствующих услугах печатаются в газетах и выставлены в Интернете).

Существенными признаками обладает рынок медицинских услуг. Номинально он остается бесплатным, однако на деле оказывается, что реальный объем услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями, ограничен и дифференцирован по качеству, что неизбежно способствует возникновению довольно острой конкуренции потребителей (пациентов), успех в которой всецело определяется их платежеспособностью. Поэтому многие виды официально бесплатных услуг переносятся в сферу теневых отношений.

Одним из самых закрытых и коррумпированных рынков является рынок сжиженного углеводородного газа. Сами нефтяные компании считают, что это происходит из-за наличия балансовых заданий. Статистика неумолима, только 10 - 20% топлива закупается по низким оптовым ценам и поставляется малообеспеченному населению, все остальное перепродается в пять раз дороже, в результате этого нефтегазовые компании ежегодно теряют сотни миллионов долларов.

Балансовые задания были введены для ужесточения регулирования цен и для избежания социального взрыва среди малоимущих слоев населения. В итоге эти действия привели лишь к увеличению коррупции, и, чтобы от нее избавиться, необходимо продавать газ по рыночным ценам и повысить объем продаж.

В марте 2006 г. было проведено совещание в Минпромэнерго, посвященное отмене балансовых заданий. Эксперты считают, что после отмены балансовых заданий стабилизируется стоимость сжиженного углеводородного газа на коммерческом рынке, так как у производителей исчезнет необходимость компенсировать потери от поставок СУГ государству за счет нефтехимических комбинатов и производителей бензина. Отмену балансовых заданий по сжиженному углеводородному газу поддерживают и в "Газпроме".

В условиях переходного времени и масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции приняла новые масштабы и формы. Безудержная гонка нового класса крупных чиновников и бизнеса за передел собственности и материальные блага, стремление занять высокое положение в обществе не благодаря своим профессиональным и деловым данным, а за счет общего блага, переоценка и падение определенных ценностей в обществе, слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и неудачные реформы правоохранительной системы, попытка развала и постоянный прессинг спецслужб со стороны псевдодемократии послужили причиной чрезвычайного роста данного вида преступлений.

Для повышения уровня обеспечения бизнеса следует обратить внимание на необходимость более активного участия самого бизнеса в изучении характера угроз предпринимательству. Пути снижения коррупции в России до уровня подконтрольности обществу следует видеть также в упорядочении экономического процесса, отношений собственности, ограничении сферы избыточного запретительства и чиновничьего усмотрения в экономике и других областях жизни людей, создании антикоррупционных правовых и организационно-управленческих механизмов, эффективно работающих судебной и правоохранительной систем, способных реально защищать права и интересы граждан и субъектов экономической деятельности, обеспечении неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.

Ю.А.Петрова

Подписано в печать

06.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"НДС 2007. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ" (Крутякова Т.Л.) ("АйСи Групп", 2007) >
Статья: Решение управленческих проблем с учетом креативного стиля работников предприятия ("Управление персоналом", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.