|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Какие разъяснения освобождают налогоплательщика от пени ("Главная книга", 2007, спецвыпуск)
"Главная книга", 2007, спецвыпуск
КАКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОСВОБОЖДАЮТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ОТ ПЕНИ
С 2007 г. налогоплательщик освобождается от пени, если недоимка <1> возникла в результате выполнения письменных разъяснений следующих компетентных органов <2>:
(или)финансовых;
(или)налоговых;
(или)таможенных.
Примечание Например, не будет освобождаться от пени налогоплательщик, который допустил нарушение налогового законодательства, руководствуясь разъяснениями Центральной консультационной службы ФНС России, по своему статусу являющейся государственным учреждением, а не органом < 3 > .
До 01.01.2007 в подобной ситуации налогоплательщик освобождался только от штрафов <4>. И в судебной практике были случаи, когда органами, уполномоченными давать освобождающие от ответственности письменные разъяснения, признавались Минприроды России <5>, суды <6>, глава субъекта РФ <7>. Однако, поскольку эти случаи единичны, мы не советуем рассчитывать на то, что такой положительный результат ожидает всех налогоплательщиков.
Для справки Лица, уполномоченные давать письменные разъяснения по налоговым вопросам (на 01.02.2007) " Минфин России А.Л. Кудрин - министр Т.А. Голикова - заместитель министра С.Д. Шаталов - заместитель министра И.В. Трунин - директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Н.А. Комова - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России " ФНС России А.Э. Сердюков - руководитель ФНС России М.П. Мокрецов - заместитель руководителя Т.В. Шевцова - заместитель руководителя В.В. Гусев - заместитель руководителя Е.Ю. Вечко - заместитель руководителя
Разъяснения, освобождающие налогоплательщика от пени, должны:
(и)быть даны после 31.12.2006 <8>.
Примечание Выполнение письменных разъяснений компетентных органов, данных до 01.01.2007, освобождает только от штрафа < 4 > . Если налогоплательщик уплатил пени, начисленные в результате выполнения таких разъяснений < 8 > , то можно эти суммы попытаться взыскать в судебном порядке как убытки, причиненные незаконными актами налоговых органов < 9 > ;
(и)иметься у налогоплательщика в виде документа, например письма, с датой и исходящим номером.
Примечание Не является официальным разъяснением, которое может освободить от пени, частная консультация, мнение сотрудника налоговых органов, опубликованные в СМИ < 10 > ;
(и)быть подписаны:
(или)руководителем, заместителем руководителя компетентного органа. Например, уполномоченными давать разъяснения по налогам и сборам считаются министр и заместители министра финансов РФ < 11 > , руководители ФНС, УФНС, МИФНС, ИФНС и их заместители < 12 > ;
(или)руководителем, заместителем руководителя уполномоченного структурного подразделения компетентного органа, например директором и заместителями директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России < 11 > ;
(и)быть относимы по смыслу и содержанию к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа (но не ранее 01.01.2007).
Разъяснения должны быть даны <13>:
(или)неопределенному кругу лиц <14>. Под такими разъяснениями следует понимать разъяснения:
(или)легально полученные СМИ и опубликованные:
(или)в любых печатных изданиях, в том числе в неофициальных <15>;
(или)в электронных справочных правовых системах.
Примечание Не все суды соглашаются с тем, что к разъяснениям компетентных органов можно относить разъяснения, размещенные в любых печатных изданиях и справочных правовых системах < 16 > ;
(или)размещенные на сайте компетентного органа. Например, налогоплательщик должен быть освобожден от уплаты пени, если он следовал разъяснениям налогового органа, размещенным на сайте ФНС России, и если эти разъяснения хранятся у него в распечатанном виде. При этом лучше такую распечатку сразу заверить у нотариуса;
(!)Скорее всего, налоговые органы будут признавать, что разъяснения адресованы неопределенному кругу лиц только в том случае, если в самом тексте письма будет указано на то, что эти разъяснения даются для всех налогоплательщиков и налоговых органов.
(или)непосредственно налогоплательщику <17>. Несмотря на несоответствие большинству перечисленных выше признаков, суд может признать письменными разъяснениями, освобождающими от пени, например, акты предыдущих налоговых проверок налогоплательщика, по результатам которых не было установлено нарушений налогового законодательства < 18 > , хотя не все суды с этим соглашаются < 19 > . Были случаи, когда к таким разъяснениям суд отнес и данные лицевого счета (хронологию расчетов), свидетельствующие об исключении налоговым органом спорной суммы налога из общих сумм начислений < 20 > .
Разъяснения, которые даны конкретному налогоплательщику, должны основываться на полной и достоверной информации, предоставленной налогоплательщиком. Например, организация-лизингодатель просит Минфин России разъяснить, как учесть расходы на закупку предмета лизинга и ежеквартальные лизинговые платежи < 21 > . Ей можно приложить к запросу выдержки из договора, отражающие его существенные условия.
Последующая отмена компетентным органом своих разъяснений не влияет на порядок освобождения налогоплательщика от пени <22>.
(!)Принимая решение, следовать или нет письменным разъяснениям, необходимо помнить, что они должны:
(и)быть даны в пределах компетенции конкретного госоргана <23>. Например, если таможенный орган разъясняет порядок уплаты налога на прибыль, такие разъяснения не нужно выполнять, поскольку они выходят за рамки установленной сферы деятельности < 24 > ;
(и)соответствовать закону. Если разъяснения явно противоречат действующему законодательству, они не помогут ни в налоговом органе, ни в суде. Кроме того, велика вероятность того, что на смену таким разъяснениям будут изданы другие. Например, так было в ситуации с продажей собственных кулинарных изделий. В одном из Писем Минфин допустил неточность, указав, что такая деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД как розничная торговля < 25 > . При этом в НК РФ прописано прямо противоположное < 26 > , и позже Минфин выпустил Письмо , в котором со ссылкой на норму НК РФ говорилось, что торговля продукцией собственного изготовления к розничной торговле не относится < 27 > . Поэтому надо пользоваться законом.————————————————————————————————<1> Пункт 2 ст. 11 НК РФ. <2> Пункт 8 ст. 75, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 34, п. 2 ст. 33, ст. 34.2 НК РФ; пп. "г" п. 52 ст. 1, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. <3> Постановление ФАС ВСО от 02.07.2003 N А19-21233/02-33-Ф02-1952/03-С1. <4> Подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. <5> Постановление ФАС СЗО от 06.08.2004 N А42-3811/03-26. <6> Постановление ФАС УО от 19.01.2006 N Ф09-6128/05-С7. <7> Постановление ФАС УО от 23.12.2003 N Ф09-4400/03-АК. <8> Пункт 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. <9> Пункт 1 ст. 11, пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ; ст. ст. 15, 16 ГК РФ. <10> Постановление ФАС ПО от 19.04.2005 N А65-17248/2004-СА2-34. <11> Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116. <12> Пункт 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Письмо Минфина России от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1. <13> Пункт 8 ст. 75 НК РФ. <14> Подпункт 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ. <15> Постановления ФАС СЗО от 02.10.2006 N А42-13753/2005; ФАС ПО от 13.06.2006 N А55-36715/2005. <16> Постановление ФАС СЗО от 22.03.2004 N А05-9051/03-20. <17> Подпункты 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ; Постановление ФАС ПО от 13.06.2006 N А55-36715/2005. <18> Постановление ФАС СЗО от 04.03.2005 N А56-26746/04. <19> Постановления ФАС ЦО от 06.12.2005 N А62-9900/2005; ФАС СЗО от 30.09.2003 N А52/460/2003/2; ФАС МО от 26.08.2003 N КА-А40/5282-03. <20> Постановление ФАС ЦО от 20.04.2005 N А36-274/2-04. <21> Пункт 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ. <22> Постановление ФАС ВВО от 23.12.2004 N А79-5685/2004-СК1-5372. <23> Подпункт 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ. <24> Пункты 5.3.1, 6.6 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459. <25> Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-11-04/3/241. <26> Статья 346.27 НК РФ. <27> Письмо Минфина России от 15.08.2006 N 03-11-04/3/376. А.В.Рымкевич Юрист Подписано в печать 05.02.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |