|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Как должны оформляться результаты камеральной проверки ("Главная книга", 2007, спецвыпуск)
"Главная книга", 2007, спецвыпуск
КАК ДОЛЖНЫ ОФОРМЛЯТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Если в результате камеральной проверки, начавшейся в 2007 г. (то есть декларации поступили в инспекцию после 31 декабря 2006 г.) <1>, выявлены какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган обязан вручить налогоплательщику лично под расписку или отправить по почте заказным письмом с уведомлением <2>:
(и)акт проверки, подписанный инспектором, проводившим камеральную проверку <3>;
(и)извещениео времени и местерассмотрения материалов камеральной проверки <4>. Налогоплательщик может подготовить свои возражения по акту камеральной проверки в письменной форме, собрать документы, обосновывающие его позицию, и представить их в инспекцию <5>:
(или)предварительно - в течение 15 рабочих дней со дня получения акта;
(или)непосредственно в день рассмотрения материалов проверки;
(и)копиюрешения по результатамрассмотрения материаловкамеральной проверки<6>.
Последовательность и временные рамки проведения этих действий показаны на схеме.
Порядок оформления документов по камеральной проверке
—————————————————T———————————————————————————————————————T—————————————————¬ |Налогоплательщик| Документ | Налоговый орган | L———————TT———————+———————————————————————————————————————+——————————————————¦¦ \/ -------------------¬ —————————————————¬ | Налоговая | ——————————————————¬ —— —— —— —— —— ——+ Направляет +—————————+декларация + пакет+—————————>| Получает | | L————————————————— | документов (когда| L————————TT————————¦ их представление ¦ \/ ¦ ¦ предусмотрено ¦ ------------------¬ ¦законодательством)¦ ¦ Исследует ¦ ¦ L------------------- ¦ декларации ¦ 3 месяца ¦ и представленные¦ и 10 рабочих ¦ документы ¦ дней <10> L--------TT------ ———— ¦ Если выявлены ошибки --++¬______________ или противоречия ¦ V ¦-------------¬¦ ¦ в декларациях L-TT- ¦¦ ———————————————————¬ \/ || | —————————————————¬ | Требование | ——————————————————¬ || ——— —— —— —+ Получает |<————————+ о представлении +——————————+ Направляет | || | | | +— ¬ | пояснений | L—————————————————— || L————TT————TT————— | | или внесении | || | | __________|| || 5 рабочих | исправлений | || |———————————— || дней <14> | в декларацию | || | | || \/ | L——————————————————— || Установленный || —————————————————¬ ———————————————————¬ || | инспекцией || | Направляет +— — | Дополнительные |————¬ ——————————————————¬ || срок <14> || | +—————————+ или уточняющие ++или+————>| Получает | || | | || L————————————————— | пояснения |L—T—— L————————TT———————— || ||__________ L——————————————————— | Если || || | | L——————————¬| | проверяются || || \/ ———————————————————¬ | декларации || || | | —————————————————¬ | Исправленная +——— <15>: || || L—— —— —— —+ Направляет +—————————+ декларация | 1) в которых || || | L————————————————— L——————————————————— заявлены: ——++¬___________ || — налоговые | V +——————————¬| || | льготы; L—TT— || || — вычеты, || || || | возврат НДС; || || || 2) по налогам, || || || | связанным с || || || ———————————————————¬ использованием || || || | | Требование | природных || || || | о представлении | ресурсов \/ || || | —————————————————¬ | копий документов,| ——————————————————¬ || || ——— —— —— —+ Получает |<————————+ необходимых +——————————+ Направляет | || || | | +—— ¬ | для проверки <16>| L—————————————————— || || | L———————TT———————— L——————————————————— || || | ___________——++¬ | ———————————————————¬ || || | |———————————+или| 1 рабочий | Уведомление | || || | || L—TT— день <17> | о невозможности | || || | || \/ | | представления | || || | || —————————————————¬ | запрашиваемых | || || | || | Направляет +—— — | документов в срок| ——————————————————¬ || || | || | +—————————+с указанием причин+—————————>| Получает +—¬ || || | || L————————————————— | и | L————————TT———————— || || | || | предположительных| || | || || | || | сроков их | || 2 рабочих || || | || |представления <18>| || дня <17> || || | || L——————————————————— || | || || | 10 рабочих || ———————————————————¬ \/ || || дней <17> || —————————————————¬ | Решение об отказе| ————¬ ——————————————————¬ | || || | | || | Получает |<————————+ в продлении срока+———+или+——+ Направляет +—— || || || | ——— ——+<———————¬| представления | L—T—— L—————————————————— || || | | || | +—— ¬ || документов <19> | | || || || L——————————++————— | |L——————————————————— | || || | | || || |———————————————————¬ | || || || || | || Решение | | || || | | || || Разрешенный || о продлении срока| | || || || || налоговым L+ представления +—————— || || | | || || органом | документов | || || || || срок <17> |с указанием нового| || || | | ||__________ || | | срока <19> | || || L——————————¬| || L——————————————————— || || | | \/ \/ | ———————————————————¬ || || —————————————————¬ | Копии документов,| ——————————————————¬ || || | L—— —— —— —+ Направляет +—— — | необходимых +—————————>| Получает | || || | +—————————+ для проверки <20>| L—————TT——————————— || || | L————————————————— L——————————————————— || _________|| || || |——————————— || | \/ \/ || ——————————————————¬ || | | Изучает | || | представленные | || | | пояснения | || L————————TT———————— || | Если выявлены нарушения ||______________|| налогового |+————————————————¦ законодательства \/ ——————————————————¬ | | Составляет акт | L—— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —— ——+ камеральной | | проверки | L————————TT————————¦¦ Если ¦¦ налогоплательщик ¦¦ уклоняется от ¦¦ получения акта ¦¦ проверки ——++¬___________ | V +——————————¬| L—TT— || \/ || ——————————————————¬ || | Вручает лично | || При вручении лично — немедленно, | или направляет | || ——— —— —— —— при направлении по почте — срок —— ——+по почте заказным| || | по дате на уведомлении ——————+ письмом | || | | с уведомлением | || | ———————————————————¬ | | о вручении | || | Акт налоговой | | L————————TT———————— || | | проверки + | | Если || || ————+————————————¬ | извещение +————— документы, || || —— —— —— —— —— ——+ Получает |<————————+ о времени и месте+————¬ отправленные || || | L———————TT——T——T—— | рассмотрения | | по почте, || _______|| ___________——++¬ | материалов | | вернулись || |—————————¦ ¦-----------+ V ¦ ¦ ¦ ¦ проверки ¦ ¦ \/ \/ ¦¦ L-TT- L------------------- ¦ ------------------¬ ¦ ¦¦ Если ¦¦ ¦ ¦ L-----+ Направляет ¦ ¦¦ имеются ¦¦ L-- -- -- Считается полученным -- -- -+по почте заказным¦ ¦ ¦¦ возражения ¦¦ ¦ на 6-й рабочий день ¦ письмом ¦ 25 рабочих дней + ¦¦ по акту ¦¦ 15 рабочих L--------TT------ ———— 1 месяц при продлении ¦¦ проверки ¦¦ дней <21> -------------------¬ ¦¦ срока на вынесение ¦¦ \/ ¦ ¦ Возражения ¦ \/ решения + 1 месяц ¦¦ ------------+----¬ ¦ по акту + ¦ ------------------¬ при проведении ¦¦ ¦ Направляет +---------+ документы, +--------->¦ Получает ¦ дополнительных ¦¦ L----------------- ¦ подтверждающие ¦ L--------TT------ ———— мероприятий <22> ¦¦_____________ ¦ обоснованность ¦ \/ ¦ L-------------¬¦ ¦ возражений <22> ¦ ------------------¬ \/ L------------------- ¦ Рассматривает ¦ ¦ -----------------¬ ¦ материалы ¦ ¦ Направляет +-------------------------------------->¦ камеральной ¦ ¦ ¦ представителю ¦ ¦ проверки в срок,¦ L----------------- ¦ указанный ¦ ¦ ¦ в извещении ¦ L--------TT------ ———— L-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -¬ ¦¦ ———————————————————¬ \/ | Копия решения | ————+—————————————¬ | об отказе | |Принимает решение| —————————————————¬ ————¬ | в привлечении | L————————TT————————----------------------¬ ¦ Получает ¦<--+или+-+ к ответственности+-----¬ ¦¦ ¦Если налогоплательщик¦ L-------TT-------- L-T-- ¦ за совершение ¦ ¦ ¦¦ ¦не производит никаких¦ --++¬____ ¦ ¦ налогового ¦ ¦ ¦¦ ¦ действий, с него +---------\ ¦или+---¬¦ ¦ ¦ правонарушения ¦ ¦ ¦¦ ¦ взыскиваются суммы +---------/ L-TT- ¦¦ ¦ L------------------- ¦ ¦¦ ¦ в безакцептном ¦ \/ ¦¦ ¦ -------------------¬ ¦ ¦¦ ¦ порядке (по схеме ¦ ------------¬ ¦¦ ¦ ¦ Копия решения ¦ ¦ \/ ¦ на с. 64 - 65) ¦ ¦ Уплачивает¦ ¦¦ ¦ ¦ о привлечении ¦ --+-¬ ------------------¬ L---------------------- ¦ налог ¦ ¦¦ L---+ к ответственности+---+или+--+ Направляет ¦ ¦ (пени) ¦ ¦¦ ¦ за совершение ¦ L---- L---------------- ———— ¦ и (или) ¦ ¦¦ ¦ налогового ¦ ¦ штраф ¦ ¦¦ ¦ правонарушения ¦ L------------ \/ L----------------- ———— -----------------¬ ¦Обжалует решение¦ ¦ налогового ¦ ¦ органа в ¦ ¦административном¦ ¦ или судебном ¦ ¦ порядке ¦ ¦ (по схемам ¦ ¦ на с. 58 - 60) ¦ L--------------- ———— Если в ходе камеральной проверки не выявлены нарушения налогового законодательства, направление налогоплательщику какого-либо специального документа (заключения или акта), подтверждающего это, не предусмотрено. К примеру, если налогоплательщиком подавалось заявление на зачет или возврат н алога, то свидетельством того, что при камеральной проверке не было установлено налоговых правонарушений, может стать поступление на счет налогоплательщика денежных средств.
(!)Налогоплательщик может обжаловать решение, вынесенное по результатам камеральной проверки, в вышестоящий налоговый орган или в суд не только по существу, но и по процессуальным нарушениям, допущенным инспектором при проведении проверки или оформлении ее результатов <7>.Налогоплательщику обязательно надо заявить о допущенных налоговым органом нарушениях, и решение налогового органа по результатам проверки должно быть отменено, если:
(или)налогоплательщику не были направлены <8>:
(или)акт проверки;
(или)извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки;
(или)решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято по истечении трехлетнего срока давности привлечения к ответственности <9>;
(или)налоговый орган неправильно квалифицировал совершенное правонарушение.Другие нарушения процесса проведения или оформления результатов камеральной проверки (например, акт проверки составлен по истечении 3 месяцев и 10 рабочих дней с момента подачи налогоплательщиком деклараций на проверку <10>, акт или решение по проверке не содержат каких-либо необходимых сведений <11>) не являются безусловным основанием для отмены решения по ее итогам <12>. Тем не менее в подобных случаях имеет смысл обжаловать неправомерные решения налоговых органов в вышестоящий налоговый орган или суд, представив доказательства незаконных действий инспекции <13>.
————————————————————————————————<1> Пункт 1 ст. 88 НК РФ; п. п. 13, 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. <2> Пункт 5 ст. 88, п. 5 ст. 100, п. 13 ст. 101 НК РФ. <3> Пункты 1, 2, 5 ст. 100 НК РФ. <4> Пункты 1, 2 ст. 101 НК РФ. <5> Пункт 6 ст. 100, п. 4 ст. 101 НК РФ. <6> Пункт 13 ст. 101 НК РФ. <7> Пункт 14 ст. 101 НК РФ. <8> Пункт 2, абз. 2 п. 14 ст. 101, п. 3 ст. 88 НК РФ. <9> Статья 113 НК РФ. <10> Пункт 2 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ. <11> Пункт 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ. <12> Абзац 1 п. 14 ст. 101 НК РФ. <13> Абзац 3 п. 14 ст. 101 НК РФ. <14> Пункт 3 ст. 88 НК РФ. <15> Пункты 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ. <16> Пункты 1, 2 ст. 93 НК РФ. <17> Пункт 3 ст. 93 НК РФ. <18> Абзац 2 п. 3 ст. 93 НК РФ. <19> Абзац 3 п. 3 ст. 93 НК РФ. <20> Пункт 2 ст. 93 НК РФ. <21> Пункт 6 ст. 100 НК РФ. <22> Пункты 1, 6 ст. 101 НК РФ. М.А.Кокурина Юрист Подписано в печать 05.02.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |