Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Общий порядок уплаты организациями налогов, пеней и штрафов ("Российский налоговый курьер", 2007, N 4)



"Российский налоговый курьер", 2007, N 4

ОБЩИЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ

С 1 января 2007 г. вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в первую часть Налогового кодекса. Существенно изменился порядок уплаты налогов, пеней и штрафов.

Каждый налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога. Если этого не сделать в установленный срок или перечислить сумму налога не в полном размере, недоимка взыскивается в принудительном порядке.

Когда налог считается уплаченным в добровольном порядке

Обстоятельства, с наступлением которых обязанность по уплате налога признается исполненной организацией в добровольном порядке, предусмотрены в п. 3 ст. 45 НК РФ.

Во-первых, налог считается уплаченным в момент предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика в бюджетную систему РФ. Но только при соблюдении всех указанных ниже условий.

Поручение на уплату налога организация обязана заполнять в соответствии с правилами, которые устанавливает Минфин России по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 45 НК РФ). Сейчас действуют Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.

В платежном поручении должны быть правильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка-получателя. Если налогоплательщик допустил ошибку в этих реквизитах и необходимая сумма не была зачислена на счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Есть и другие основания, которые исключают признание факта уплаты налога в день предъявления платежного поручения в банк. Перечислим их:

- организация отзывает неисполненное поручение;

- неисполненное поручение по каким-либо причинам налогоплательщику возвращает банк либо (в отношении организаций, которым открыт лицевой счет) орган Федерального казначейства (иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов налогоплательщиков);

- на день предъявления поручения на счете (лицевом счете) организации нет достаточного денежного остатка либо имеются иные неисполненные требования, предъявленные к данному счету (лицевому счету) организации, и на нем недостаточно денежных средств для удовлетворения всех требований. Разумеется, речь идет о тех требованиях, которые по гражданскому законодательству должны быть исполнены в первоочередном порядке по сравнению с распоряжением о перечислении сумм налогов. Напомним, что очередность списания денежных средств со счета установлена в ст. 855 Гражданского кодекса <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Эта статья применяется с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П, а также ст. 29 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".

При возникновении хотя бы одного из оснований, по которому обязанность по уплате налога не считается исполненной, имеет место просрочка налогового платежа. Причем несмотря на предъявленное организацией в банк платежное поручение на уплату налога. На просроченную к оплате сумму начисляются пени. Применение в этих обстоятельствах мер ответственности в виде штрафа, предусмотренного ст. ст. 122 и 123 НК РФ, зависит от конкретной ситуации. Ведь обязательное условие привлечения к налоговой ответственности - наличие вины налогоплательщика (налогового агента). В некоторых случаях вины указанных лиц может и не быть. Данная позиция была изложена, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О.

Второе обстоятельство, с наступлением которого налог считается уплаченным организацией в добровольном порядке, имеет место, когда у организации есть суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней или штрафов. Речь идет о принятии налоговым органом решения о зачете указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога. Основание и порядок принятия таких решений налоговым органом установлены в ст. ст. 78 и 79 НК РФ <2>. Зачет возможен как в счет предстоящих платежей по налогам, так и в счет уже имеющейся у налогоплательщика недоимки.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Подробнее об этом см. в статье О.В. Гайворонской "Новые правила зачета излишне уплаченных налогов" на с. 42. - Примеч. ред.

Наконец, если обязанность по исчислению и удержанию сумм налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента, налог считается уплаченным с момента удержания налоговым агентом соответствующих сумм.

Исполнение банками поручений на уплату налога

В ст. 60 НК РФ закреплена обязанность банков по исполнению поручения налогоплательщика на перечисление налога (пеней, штрафа) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Банк исполняет поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения. Разумеется, при наличии достаточного денежного остатка и соблюдении очередности списания денежных средств со счета. Обслуживание таких операций должно быть бесплатным.

Иногда исполнить указанное поручение в установленный срок невозможно в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка в Банке России. О неисполнении (частичном исполнении) поручения банк сообщает налогоплательщику и в налоговую инспекцию по месту своего нахождения в течение дня, следующего за днем истечения срока, определенного для исполнения поручения <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> С учетом порядка исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), в данном случае имеются в виду рабочие дни.

Пример 1. ЗАО "Прима" 17 января 2007 г. представило в коммерческий банк "Стандарт", в котором у организации открыт расчетный счет, платежное поручение на перечисление в бюджет НДС за декабрь 2006 г. Это платежное поручение должно быть исполнено банком 18 января 2007 г.

В указанный день на корреспондентском счете банка "Стандарт", открытом в Банке России, было недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований. При соблюдении правил очередности списания денежных средств со счета платежное поручение ЗАО "Прима" 18 января 2007 г. не может быть исполнено.

Коммерческий банк "Стандарт" обязан сообщить об этом ЗАО "Прима" и в налоговую инспекцию по месту своего нахождения 19 января 2007 г.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) перечисленных обязанностей банки несут ответственность согласно положениям гл. 18 Налогового кодекса (п. 4 ст. 60 НК РФ).

Иногда банки при перечислении сумм налогов неправильно указывают номер счета Федерального казначейства и (или) наименование банка-получателя. Между тем налогоплательщик в платежном поручении соответствующие поля заполнил верно. Возможны и другие ошибки банка, из-за которых суммы налога на счет Федерального казначейства не поступают.

Примечание. Если платежка заполнена неверно

Организации могут допустить ошибку в любом реквизите платежного поручения (основании платежа, его типе и принадлежности, статусе налогоплательщика, налоговом периоде).

В п. 7 ст. 45 НК РФ сказано, как исправлять подобные ошибки, если они не повлекли неперечисление налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. Организация вправе подать в налоговую инспекцию по месту учета заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению надо приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. После этого при необходимости налоговый орган и организация могут провести совместную сверку уплаченных налогов.

На основании заявления налогоплательщика и по результатам совместной сверки (если она проводилась) налоговая инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты организацией налога. Конечно, при условии, что он был перечислен на соответствующий счет Федерального казначейства. Если налоговый орган начислил данной организации пени за просрочку платежа, по которому произведено уточнение, то он обязан сделать пересчет пеней.

Ответственность за налоговые правонарушения (в том числе за неуплату или неполную уплату налога) наступает лишь при наличии вины налогоплательщика, которой в рассматриваемых ситуациях нет. А вот пени за просрочку уплаты налога начисляются без учета вины налогоплательщика или налогового агента.

Обратите внимание: в подобных случаях организации могут воспользоваться ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1. В ней сказано, что в случае несвоевременного или неправильного списания со счета клиента денежных средств кредитная организация выплачивает проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Обратите внимание! Когда вступает в силу решение о привлечении к налоговой ответственности

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно вынесено. При подаче этим лицом апелляционной жалобы на указанное решение в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Порядок уплаты налога

Налог уплачивается разовым платежом в полной сумме либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом или другими актами законодательства о налогах и сборах (ст. 58 НК РФ).

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу. В частности, для большинства налогов предусмотрено внесение организациями авансовых платежей в течение налогового периода. Обязанность по их уплате исполняется в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Подчеркнем, что организации уплачивают налоги и авансовые платежи в безналичной форме.

С 1 января 2007 г. налоги уплачиваются только в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Но в п. 1 ст. 310 НК РФ установлено, что налоговый агент сумму налога на прибыль, удержанного с доходов иностранных фирм, перечисляет в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога. С учетом общей нормы п. 5 ст. 45 Кодекса в 2007 г. налоговые агенты перечисляют налог только в валюте Российской Федерации.

Требование об уплате налога

Если организация не уплатила налог в установленный срок, налоговая инспекция направляет ей письменное извещение - требование об уплате налога (далее - требование). Форма данного документа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

По результатам налоговой проверки налоговый орган направляет организации требование в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Такой срок установлен в п. 2 ст. 70 НК РФ. А при обнаружении недоплаты налога в иных ситуациях требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления такого факта. Основание - п. 1 той же статьи.

Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Срок для исполнения организацией выставленного ей требования - 10 календарных дней с даты его получения. Но налоговый орган может указать в нем и более продолжительный срок.

Требование передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. Кроме того, документ может быть направлен по почте заказным письмом. Тогда он считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу прямого указания закона это не зависит от даты фактического получения организацией направленного требования (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Поэтому в интересах организации получить документ лично.

Бывает, что организации направлено требование, а после этого величина ее обязательства по уплате налога изменилась. В этом случае налоговый орган направляет ей уточненное требование (ст. 71 НК РФ).

Пример 2. По результатам выездной налоговой проверки ООО "Салют" была выявлена недоимка по налогу на прибыль за 2005 г. - 5000 руб. (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет).

Решение о привлечении ООО "Салют" к налоговой ответственности за налоговое правонарушение вступило в силу 19 декабря 2006 г. 26 декабря генеральному директору ООО "Салют" было вручено под расписку требование об уплате указанной суммы налога и начисленных на нее пеней (по состоянию на 26 декабря 2006 г.).

После получения требования ООО "Салют" обнаружило, что в ноябре 2006 г. ошибочно уплатило в бюджет излишнюю сумму НДС. Переплата составила 3500 руб. 28 декабря 2006 г. ООО "Салют" подало в налоговую инспекцию по месту учета заявление о зачете переплаты в счет недоимки по налогу на прибыль.

Решение о зачете было принято 12 января 2007 г. В тот же день в налоговой инспекции по месту учета организации генеральному директору ООО "Салют" под расписку выдали данное решение и уточненное требование об уплате налога. В требовании была указана сумма задолженности по налогу на прибыль организаций в размере 1500 руб. (5000 руб. - 3500 руб.) и сумма пеней, пересчитанная на 12 января 2007 г.

Правила, предусмотренные для требований об уплате налогов, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов. Эти правила распространяются и на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Уплата пеней и штрафов

При нарушении сроков уплаты налогов налогоплательщик помимо просроченной суммы обязан уплатить пени (ст. 75 НК РФ) <4>. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, заявленной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Порядок начисления пеней будет рассмотрен в одном из ближайших номеров журнала. - Примеч. ред. Пени уплачиваются в полном объеме одновременно с уплатой сумм налога или после их уплаты (п. 5 ст. 75 НК РФ). Если организация уплачивает пени на основании выставленного налоговым органом требования, то в нем указывается сумма пеней, рассчитанная только на день направления организации данного документа. Поскольку пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога (включая день платежа), налогоплательщик самостоятельно корректирует сумму пеней на дату, когда он фактически исполняет полученное требование. Просрочка уплаты авансовых платежей по налогам также влечет начисление пеней. В то же время нарушение порядка исчисления и уплаты этих платежей не является основанием для наложения штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах. На это указано в п. 3 ст. 58 НК РФ. По вопросу уплаты пеней налоговым агентом отметим следующее. Если налоговый агент должен удерживать сумму налога с налогоплательщика, то пени за несвоевременную уплату неудержанного налога в бюджет могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2006 N 16058/05). Основанием для уплаты штрафа является решение налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности за соответствующее правонарушение. Причем организация, в отношении которой вынесено такое решение, вправе исполнить его полностью или в части еще до вступления в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ). После вступления решения в силу налоговый орган направляет организации требование, в котором указывает в том числе сумму штрафа. Сумма штрафа подлежит перечислению со счетов налогоплательщика (налогового агента) только после перечисления в полном объеме суммы недоимки по налогам и пеней (п. 6 ст. 114 НК РФ). Е.В.Яковлева Эксперт журнала "Российский налоговый курьер" Подписано в печать 05.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Приостановление операций по счетам: что изменилось ("Российский налоговый курьер", 2007, N 4) >
Статья: Новые правила зачета излишне уплаченных налогов ("Российский налоговый курьер", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.