Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги 2007: корректировка законодательства пойдет по принципу тонкой настройки ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 1)



"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 1

НАЛОГИ 2007: КОРРЕКТИРОВКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПОЙДЕТ ПО ПРИНЦИПУ ТОНКОЙ НАСТРОЙКИ

Российское налоговое законодательство, начавшее формироваться относительно недавно, конечно, еще далеко от совершенства. Однако, вобрав в себя передовой мировой опыт, оно уже сегодня представляет собой довольно серьезную правовую базу для проведения эффективной налоговой политики. И корректировка налоговых законов идет в основном по принципу тонкой настройки. Это подтвердили и работа парламента РФ на финише минувшего года, и его планы на начавшуюся весеннюю сессию 2007 г.

Решение задачи, поставленной президентом

Среди правовых актов, принятых Федеральным Собранием на исходе осенней сессии, особое место занимают Закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" и тесно связанный с ним Закон "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Работа над ними проходила долго и напряженно. Это было вызвано тем, что многие участники законотворческого процесса ошибочно восприняли предлагаемую процедуру упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами как своеобразную налоговую амнистию. Только так можно объяснить их чересчур завышенные требования к тем правовым положениям, которые были изначально заложены в соответствующих проектах, подготовленных Правительством РФ. Однако в ходе острейших дебатов, которые сопровождали рассмотрение законопроектов на всех этапах законотворческого марафона, представители парламента, Правительства и других структур государственной власти сумели все-таки найти общий язык по всем основным принципиальным положениям рассматриваемых правовых документов.

Новации, внесенные в НК РФ, обусловлены практикой

его применения

Безусловно, заслуживает внимания наших читателей и Закон от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Изменения, внесенные им в часть первую НК РФ, носят в основном уточняющий характер и направлены на установление единого порядка разработки, утверждения, применения форм документов, используемых в процессе взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, а также на конкретизацию отдельных сроков и места представления налогоплательщиками соответствующих сведений.

Так, в обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) вменено сообщение в налоговые органы сведений исключительно по формам, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым в настоящее время является Федеральная налоговая служба (ФНС). Это же предусмотрено в обязанностях соответствующих органов (организаций, должностных лиц), сообщающих в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Уточнено также, что налоговые органы вправе использовать в своей работе только те формы предусмотренных НК РФ документов, которые утверждены, включая порядок их заполнения, ФНС, если иное не предусмотрено НК РФ.

Установлен конкретный семидневный срок для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, по представлению ими соответствующих сведений в налоговые органы. Уточнен срок сообщения налогоплательщиком в налоговый орган о переходе его с упрощенной системы на иной режим налогообложения.

Конкретизированы положения ст. 80 "Налоговая декларация". Уточнено определение круга лиц, которые могут представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию, место и сроки представления такой декларации.

Уточнены также положения, регулирующие порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде. Предусмотрено представление деклараций в электронном виде не только действующими, но и вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями при среднесписочной численности их работников за предшествующий календарный год свыше 100 человек. Установлено, что эта норма применяется до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 г. превышает 250 человек.

Определены конкретные сроки представления налогоплательщиком в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, форма, по которой представляются указанные сведения, и место представления этих сведений, порядок утверждения форматов представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, а также определен федеральный орган исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации), устанавливающий порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде.

С 1 января 2008 г. установлен срок вступления в силу положения НК РФ о представлении налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам только в электронном виде в налоговый орган по месту учета их в качестве крупнейших налогоплательщиков. С этого же срока вступят в силу соответствующие изменения в части порядка представления налоговых деклараций крупнейшими налогоплательщиками, внесенные указанным Федеральным законом в девять глав НК РФ, регулирующих вопросы уплаты конкретных видов налогов (акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, водного налога, системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, транспортного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество организаций, земельного налога).

В целом изменения, внесенные в первую часть НК РФ, направлены на обеспечение четкости изложения норм НК РФ, что должно способствовать повышению эффективности налогового администрирования. Вместе с тем к этим изменениям в парламенте высказывались некоторые замечания. В частности, отдельные нормы представляются неоднозначными и нарушающими принцип составления НК РФ как законодательного акта прямого действия. Так, согласно новому п. 8, которым дополнена ст. 61 НК РФ об общих условиях изменения срока уплаты налога и сбора, изменение данного срока налоговыми органами осуществляется не на основе положений НК РФ, а в порядке, определяемом ФНС. Хотя ФНС не предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения.

В интересах бизнеса и налогоплательщика

Практикой применения Налогового кодекса обусловлены и точечные изменения в его гл. 23 (налог на доходы физических лиц), 25 (налог на прибыль организаций), 26 (налог на добычу полезных ископаемых) и 31 (земельный налог). Суть этих изменений такова.

1. В соответствии с новым Законом п. 3 ст. 214.1 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги" дополнен абзацем, предусматривающим право налогоплательщика воспользоваться имущественным налоговым вычетом в соответствии с абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже (реализации) до 1 января 2007 г. ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет.

Положения абз. 23 п. 3 ст. 214.1 НК РФ распространяются на правоотношения, которые возникли с 1 января 2002 г., что повлечет необходимость возврата из бюджетов субъектов Российской Федерации излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц в 2002 - 2006 гг.

Недавно принятый Закон предусматривает также внесение новой ст. 26.2 в Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ...". Данная статья в соответствии с абз. 23 п. 3 ст. 214.1 НК РФ устанавливает следующий порядок предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета:

- при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при передаче налоговой декларации в налоговый орган;

- если расчет и уплата налога производятся источником выплаты дохода (налоговым агентом) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган;

- в случае наличия нескольких источников выплаты дохода налогоплательщик по своему выбору вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом только у одного налогового агента.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлены ст. 214.1 НК РФ.

Нормы упоминавшейся выше ст. 26.2 распространяются на правоотношения, которые возникнут с 1 января 2007 г.

2. Глава 25 НК РФ дополняется новой ст. 264.1 "Расходы на приобретение права на земельные участки". Этой статьей устанавливается порядок признания расходов, связанных с приобретением права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках, а также с приобретением права на заключение договора аренды земельных участков.

Расходы на приобретение права на земельные участки включаются в состав прочих расходов отчетного периода по выбору налогоплательщика либо равномерно в течение пяти лет с момента их признания, либо сумма расходов не должна превышать 30% от исчисленной налогооблагаемой прибыли за соответствующий отчетный период до полного признания всей суммы указанных расходов.

Новым Законом определено, что основанием уменьшения налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль организаций является приобретение права на земельные участки. Такое право налогоплательщик получает с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. Под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.

Установлен порядок исчисления прибыли (принятия убытка) в случае дальнейшей реализации земельного участка.

Положения ст. 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. Ограничение по срокам обусловлено обязательным переоформлением прав на земельные участки в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что, поддержав новый Федеральный закон, принятый Государственной Думой по инициативе Правительства РФ, члены Бюджетного комитета Совета Федерации обратили внимание на одно существенное обстоятельство. По их мнению, отсутствие конкретного перечня экономически обоснованных расходов на приобретение права на земельные участки, а также установление иной даты признания права на земельные участки, отличной от даты регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приведут к противоречиям и неточностям указанных положений в правоприменительной практике нового Федерального закона.

На взгляд парламентариев, следует также уточнить сроки введения в действие Федерального закона в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ, устанавливающим другой порядок вступления в силу актов законодательства РФ о налогах и сборах.

Кроме того, Комитет Совета Федерации по бюджету отметил, что оценить объем недопоступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в 2007 г. и последующие годы в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на расходы по приобретению земельных участков пока не представляется возможным.

3. Наконец, о коррективах в гл. 31 НК РФ (земельный налог). Законом "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена ставка по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных для дачных хозяйств, - 0,3% (абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). То есть устранена неточность в определении налоговой ставки для указанных выше земельных участков.

О налоговых законопроектах, внесенных

в Государственную Думу

В примерную программу законодательной работы Государственной Думы на период весенней сессии 2007 г. (январь - июль) включено рассмотрение сорока законопроектов налогового характера. Один из них внесен в палату Правительством РФ, девять - депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, а тридцать - законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Конечно, далеко не все законопроекты, официально внесенные в программу весенней сессии, будут поддержаны парламентариями. Какие-то из этих документов могут не набрать нужного числа депутатских голосов еще на этапе первого, то есть концептуального, чтения. Другие застрянут на дистанции парламентского марафона. Но в любом случае, даже если те или иные законопроекты не обретут статуса федерального закона, заключенные в них законодательные инициативы будут самым внимательным образом рассмотрены и в соответствующих комитетах Госдумы, и на пленарных заседаниях палаты.

Е.Е.Смирнов

Издательская группа "БДЦ-пресс"

Подписано в печать

02.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как влияют изменения условий страхования на резервы? ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 1) >
Статья: Дайджест судебной практики ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.