![]() |
| ![]() |
|
Статья: Регулирование. Январь - февраль, 2007 ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 1)
"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 1
РЕГУЛИРОВАНИЕ. ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ, 2007
Росстат изменил форму отчетности страховщиков перед ЦБ и продлил на 56 дней сроки ее сдачи
Теперь вместо "полученных" или "уплаченных" страховых премий страховщики должны будут отражать в форме N 1-ФС (СК) "начисленные" премии. Кроме того, в разделы "Вложения в ценные бумаги" и "Кредиты и займы полученные" включена строка "Некоммерческие организации и население". Как пояснили в Центральном банке РФ, понятие "начисленных премий" было введено в форму в связи с тем, что страховщики в отличие от банков работают по методу начисления, и такой показатель позволит более полно отражать структуру взаимодействия между секторами в рамках страхования. Данные о вложениях в ценные бумаги, полученных кредитах и займах по некоммерческим организациям и населению ранее отдельно не учитывались и входили в подразделы "Нефинансовые организации". Однако, как уточнили в ЦБ РФ, при анализе полученных в прошлом году сведений выяснилось, что для полноты картины такие, например, бумаги, как векселя физлиц, следует учитывать отдельно. Новую форму федерального государственного статистического наблюдения за страховщиками N 1-ФС (СК) "Сведения о направлениях заимствования и размещения средств страховой организацией" и Порядок ее заполнения Росстат утвердил 11 января 2007 г. Она вводится с отчетности за 2006 г. Страховщики должны будут заполнить и направить форму в ЦБ РФ и его территориальные подразделения не позднее 25 апреля.
Впервые страховщиков обязали отчитываться перед ЦБ в августе 2005 г., когда Росстат издал Постановление "Об утверждении статистического инструментария для организации Банком России статистического наблюдения за направлениями заимствования и размещения средств страховой организацией, финансовыми операциями негосударственного пенсионного фонда". Утвержденную документом форму N 1-ФС (СК) страховщики, включенные Центробанком в перечень, сдавали непосредственно в банк, а остальные - в территориальные подразделения ЦБ в субъектах РФ.
Страховщикам добавили пять дней для сдачи годовой отчетности по форме N 1-С
Минфин продлил на пять дней - до 20 января года, следующего за отчетным - крайний срок представления страховщиками и их филиалами годовой отчетности по форме N 1-С. Об этом сообщила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. Сроки сдачи страховщиками и их филиалами в Росстрахнадзор и территориальные органы страхнадзора отчетности по форме N 1-С за I, II и III кварталы остались прежними - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме N 1-С также исключена графа 2 "Код отрасли по ОКОНХ" (код утратил силу с 1 января 2003 г.) и уточнен пункт Инструкции о порядке заполнения формы, поясняющий, на основании каких данных она составляется. Все эти изменения внесены в Приказ Минфина России от 28 января 2003 г. N 7н "О форме ведомственного государственного статистического наблюдения N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь - ___________ 20__ года". Они утверждены Приказом Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 158н. По словам Веры Балакиревой, согласно заключению Минюста России Приказ N 158н в госрегистрации не нуждается.
Страховщикам продлили срок сдачи отчетности по форме N 1-У
Минфин продлил на 10 дней - до 20 января года, следующего за отчетным - крайний срок представления страховщиками и их филиалами годовой отчетности по форме N 1-У "Отчет о составе акционеров (участников) страховой организации". "Причиной переноса срока сдачи отчетности по этой форме стали изменения в Трудовом кодексе, связанные с зимними каникулами", - сообщила консультант департамента финансовой политики Минфина Ольга Креханова. "Фактически у страховщиков оставался только один день на подготовку отчета, и поэтому было решено передвинуть этот срок", - сказала она. В Инструкции о порядке составления отчета по форме N 1-У также уточнен ряд формулировок. Эти изменения внесены в Приказ Минфина России от 5 августа 2002 г. N 77н "Об отчете о составе акционеров (участников) страховой организации". Они утверждены Приказом Минфина России от 13 декабря 2006 г. N 172н. Документ был зарегистрирован в Минюсте России 17 января. Текст Приказа опубликован в разделе "Новые документы".
Зарегистрирован Приказ об отчетности о размещении страховых резервов
Минюст зарегистрировал Приказ Минфина, устанавливающий новый порядок представления страховщиками отчетности по форме N 7 ("Отчет о размещении средств страховых резервов"). "Это позволит раскрыть, как страховщики выполняют Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина России N 100н", - заявила консультант департамента финансовой политики Минфина Ольга Креханова. Приказом от 8 августа 2005 г. N 100н Минфин изменил перечень активов, в которые разрешалось инвестировать резервы, и их структуру, а также разрешил передавать часть резервов в доверительное управление. Привести активы, принимаемые в покрытие резервов, в соответствие с новыми правилами страховые компании должны были до 30 июня 2006 г. Проверять соблюдение страховщиками требований Приказа N 100н Федеральная служба страхнадзора должна по новой форме отчетности, которую Минфин утвердил Приказом от 13 ноября 2006 г. N 145н. Этот документ изменяет общий Приказ о формах отчетности страховщиков - от 8 декабря 2003 г. N 113н. В нем приводится новая редакция самой формы N 7 ("Отчет о размещении средств страховых резервов") и Инструкции о ее заполнении. Приказ N 145н вводится в действие начиная с годовой отчетности за 2006 г.
Снижена ставка рефинансирования Банка России
Ставка рефинансирования Банка России является важным налоговым нормативом. Ссылки на нее содержатся в нескольких статьях НК РФ. Решением Совета директоров Банка России начиная с 29 января 2007 г. она установлена в размере 10,5% годовых. Ранее действовало Указание Банка России от 20 октября 2006 г. N 1734-У, в соответствии с которым ставка рефинансирования Банка России составляла 11% годовых.
Изменились налоговые декларации
Налоговые декларации изменены Приказами Минфина России: от 27 ноября 2006 г. N 153н (по налогу на добавленную стоимость и акцизам при ввозе товаров на территорию России с территории Республики Беларусь); от 16 ноября 2006 г. N 147н (по налогу на игорный бизнес); от 14 ноября 2006 г. N 146н (по акцизам на подакцизные товары и на табачные изделия). На регистрацию в Минюст России поступил Приказ Минфина России от 9 января 2007 г. N 1н, который вносит изменения в действующие форму декларации по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минфина России от 7 февраля 2006 г. N 24н. Изменятся титульный лист и разд. 1 декларации. В ближайшее время изменятся и другие декларации, например по единому социальному налогу, транспортному налогу, земельному налогу. Одно из изменений - исключение из титульных листов деклараций места для подписи главного бухгалтера. На первой странице новых форм деклараций будет только одна подпись - налогоплательщика (то есть руководителя организации) или его представителя. В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 80 НК РФ с 1 января 2007 г. в случае подписания декларации представителем налогоплательщика в ней указывается основание представительства (например, доверенность) и к ней прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя. Приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@ изменена форма N 2-НДФЛ, а новые бланки форм индивидуального (персонифицированного) учета за 2006 г. утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 июля 2006 г. N 192п.
Новый порядок расчета пособий
С 1 января 2007 г. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) введен новый порядок назначения и расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Величина пособия по временной нетрудоспособности зависит теперь не от непрерывного трудового, а от так называемого страхового стажа (ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Работники со страховым стажем более 8 лет могут рассчитывать на пособие в размере 100% от среднего заработка (от пяти до восьми лет - 80%, до пяти лет - 60%), который определяется согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 870 для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком используется ст. 14 Закона N 255-ФЗ. Для этих целей теперь не применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213.
Новые налоговые формы
1. Приказом Минфина России от 19 декабря 2006 г. N 179н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению" изменены титульный лист и разд. 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу. В Рекомендациях по заполнению налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу исключен абз. 3 и изменена редакция п. п. 4, 5, 11. 2. Согласно новой редакции п. 3 ст. 80 НК РФ, введенной Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не позднее 20 января текущего года налогоплательщик представляет в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. "Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов", то есть ФНС России. Эта форма представляется в налоговый орган по месту нахождения организации. В НК РФ нет нормы об ответственности за несвоевременное представление новой формы в налоговый орган.
Президиум ВСС принял за основу проект требований к филиалам иностранных страховщиков
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает запретить иностранным страховщикам иметь в России более трех филиалов. Среди требований к иностранным компаниям - минимум 2 млрд руб. собственных средств, 200 млрд руб. ежегодной премии за последние три года и безусловная гарантия исполнения обязательств на случай банкротства филиала. Такие требования предусмотрены проектом поправок к Закону о страховом деле, разработанным исполнительной дирекцией ВСС и одобренным 25 января президиумом ВСС. Согласно проекту филиал в РФ, о котором ходатайствует иностранный страховщик, должен быть создан в форме, аналогичной российскому ОАО, и не может быть зарегистрирован в офшорной зоне. В пяти государствах, помимо национального, в течение минимум 10 лет должны работать не менее 10 филиалов компании, а в целом у страховщика должно быть как минимум 25 филиалов в пяти государствах. Не менее 70% персонала филиала, включая руководителя и главного бухгалтера, должны быть гражданами РФ, постоянно проживающими в России. Для работы в России филиалу необходима лицензия. Лицензию на страхование жизни и пенсионное страхование он сможет получить только через 10 лет работы в РФ по другим видам страхования. При этом у компании, создающей филиал, должны быть лицензии на те виды страхования, которыми она желает заняться в России. Помимо этого страховщик должен внести на депозит банка, не имеющего иностранных учредителей, сумму, равную минимальному уставному капиталу страховой компании в соответствии с российским законодательством. ВСС предлагает установить требования и к российским представительствам иностранных страховщиков. Для получения предварительного согласия Росстрахнадзора на открытие представительства в страхнадзор необходимо представить положение о представительстве, концепцию его деятельности и анкету руководителя, постоянно проживающего в России. Согласно проекту представительство обязано ежегодно представлять в Росстрахнадзор отчет о своей представительской деятельности и финансовый отчет. Представительству иностранной компании запрещено проводить операции, относимые к страховой деятельности, включая консультационные услуги в сфере страхования. В соответствии с предложениями ВСС решение об открытии в России филиала, представительства иностранного страховщика или иностранного страхового брокера принимает орган страхового надзора на основании решения комиссии, формируемой из представителей Росстрахнадзора и страховых ассоциаций.
Правительство поддержало поправки о страховых СРО с рядом оговорок
Правительство РФ поддерживает поправки к Закону о страховом деле о страховых саморегулируемых организациях (СРО) при условии, что до первого чтения будет учтен ряд замечаний кабинета министров. Замечания касаются членства страховщиков в СРО, компенсационных фондов, экспертизы лицензионных документов и обязательного страхования. Официальный отзыв Правительства подписал вице-премьер Александр Жуков. Как следует из документа, одна из основных функций СРО - формирование компенсационного фонда на случай неплатежеспособности членов организации и произведение выплат из него. Вместе с тем в проекте не приводится четкого перечня случаев, в которых СРО вправе осуществлять такие выплаты, и не устанавливаются критерии неплатежеспособности страховщиков. Размеры компенсационных выплат не обоснованы, порядок формирования фонда не регламентирован, порядок возврата средств фонда членам организации в случае, если она не приобретет статус СРО, не определен, отмечает Правительство. Законопроект позволяет саморегулируемым организациям проводить экспертизу лицензионных и иных разрешительных документов, представляемых страховщиками в Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор). При этом член СРО вправе работать по правилам, прошедшим экспертизу в СРО, без дополнительного разрешения Росстрахнадзора. Однако по Закону о страховом деле страховщики могут работать только на основании лицензии, выданной страхнадзором, подчеркивается в отзыве. Положение законопроекта, позволяющее осуществлять обязательное страхование на основе Типовых правил, утвержденных СРО, противоречит ГК РФ, отмечает Правительство. Согласно ГК РФ объекты, риски и страховые суммы в обязательном страховании должны быть определены законом. В противном случае такой вид страхования может быть только добровольным, следует из отзыва. Также Правительство подвергло критике предложения об отнесении к функциям СРО негосударственной аккредитации управляющих и рейтинговых компаний, оценщиков, учебных центров, аудиторов и других организаций, не являющихся членами СРО. Саморегулируемые организации не могут быть наделены функцией регулирования деятельности иных участников рыночных отношений, говорится в отзыве. Кроме того, высказаны замечания к положениям проекта, согласно которым страховые агенты должны соответствовать утвержденным СРО требованиям. Агенты действуют от имени и по поручению страховщика и не являются членами саморегулируемой организации, подчеркивается в отзыве. Страховщик вправе самостоятельно определять права и обязанности агентов в агентском договоре и контролировать их деятельность.
Центробанк исключил "антиконкурентное" страховое условие из работы банков
Банк России исключил из условий снижения банками резерва на потери по ссудам обязанность заемщика страховать залоговое имущество только в компаниях с "хорошим" финансовым положением. Этот пункт ранее вызывал критику Федеральной антимонопольной службы (ФАС) как ограничивающий конкуренцию на страховом рынке. Обязательная оценка банками состояния страховщика залогового имущества отменена поправками к Положению N 254-П Центрального банка РФ. В то же время банкам дано право учитывать наличие или отсутствие страховки залога при оценке качества обеспечения ссуды. Соответствующие изменения на днях зарегистрировал Минюст. До этого пп. 6.3.1 Положения N 254-П, описывающего порядок формирования резервов на потери по ссудам, разрешал банку уменьшать размер резерва при наличии "качественного" обеспечения ссуды. Залог недвижимости, сырья, материалов, продукции и товаров считался "качественным" обеспечением, если залоговое имущество страховала компания с "хорошим" финансовым положением. Оценивать финансовое положение страховщика должен был банк. Оно считалось "хорошим", если анализ деятельности компании свидетельствовал: - о стабильности производства; - положительной величине чистых активов; - рентабельности и платежеспособности; - отсутствии негативных факторов, способных повлиять на финансовую устойчивость в перспективе. Кроме того, у страховщика должны были отсутствовать долги перед бюджетом и перед работниками (по зарплате), а также ряд других негативных признаков. Такой порядок вызывал претензии ФАС. По словам руководителя управления ФАС по контролю и надзору на рынке финансовых услуг Юлии Бондаревой, участники заседания Экспертного совета ФАС признали, что "эксклюзивность" отношений банков и определенных страховщиков в сфере страхования залогов связана именно с пп. 6.3.1 Положения N 254-П. Ссылаясь на жалобы страховщиков, антимонопольный орган указал Центробанку на "непрозрачность" критериев, которые банки устанавливают при выборе страховых компаний. С другой стороны, в ФАС обращались граждане, жаловавшиеся на требования банков страховать залоговое имущество только в "уполномоченной" компании. Некоторое время назад представители ЦБ пообещали исключить из Положения N 254-П требования к финансовому положению страховой компании.
Подписано в печать 02.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |