|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Когда фирма постоянно себя "уточняет" - это настораживает ("Московский бухгалтер", 2007, N 3)
"Московский бухгалтер", 2007, N 3
КОГДА ФИРМА ПОСТОЯННО СЕБЯ "УТОЧНЯЕТ" - ЭТО НАСТОРАЖИВАЕТ
У налогоплательщиков часто возникают вопросы о работе инспекций. Наши читатели получили возможность задать их заместителю начальника межрайонной ИФНС N 16 по Московской области Елене Морозовой и заместителю начальника отдела работы с налогоплательщиками Нине Бродневой.
- Каждый раз приходится тратить очень много времени на сдачу отчетности, везде большие очереди. Слышала, что скоро все документы можно будет сдавать в "одно окно". Е.М. - К сожалению, эта система работать пока не может. Одна из причин заключается в том, что сроки представления отчетности в налоговую инспекцию и в фонды никак не позволяют сдать все за один раз. Например, годовую декларацию по взносам на обязательное пенсионное страхование налогоплательщики нам представляют до 30 марта. А перед ПФР они должны отчитаться до 1 марта. - Елена Викторовна, иногда сомневаюсь, правильно ли я считаю налоги по какой-то операции. Хочется посоветоваться с грамотным специалистом. Могу ли я получить консультацию в налоговой инспекции? - Да, у нас работает телефон "горячей линии". На вопросы налогоплательщиков отвечают начальники отделов или их заместители. Хотелось бы обратиться к тем, кто звонит на линию: четко формулируйте вопросы и побольше конкретики. А то иногда получается так: налогоплательщик задал вопрос и мы ответили исходя из тех вводных данных, которые были сформулированы. А потом оказывается, что подразумевал он совсем другое. Из-за того что человек не рассказал подробно о своей ситуации, он получил неточную консультацию. - Допустим, я сделала так, как мне посоветовали в налоговой. А при проверке получила за это санкции. Могу ли я сослаться на то, что следовала рекомендациям инспекции?
- Если вы посылали запрос и получили ответ в письменной форме, то да. Если ответ оказался неверным и в результате был недоначислен какой-то налог, то платить эту сумму все равно придется, а вот штрафные санкции могут быть сняты. - Нина Григорьевна, сейчас мы с директором решаем вопрос о переходе на сдачу отчетности в электронном виде. Я пока против. Хочется сначала все выяснить. Насколько четко работает эта система? Когда я сдаю отчет в окно, то уверена - он принят. А тут буду сомневаться - дойдет ли? Бывает ли так, что документы, отправленные по электронке, опоздали или совсем не были получены? - Хочется напомнить, что с 1 января 2007 г. фирмы, в которых работает более 250 человек, обязаны представлять отчетность в электронном виде. А с 2008 г. на эту систему переходят и те, у кого количество работников более 100 человек. Представление налоговой отчетности в электронном виде дает определенные преимущества. Направлять отчетность можно в любое время суток до 24 часов отчетной даты, дублировать налоговые декларации и расчеты на бумажных носителях не нужно. Плательщики, сдающие отчетность по телекоммуникационным каналам связи, будут регулярно получать от налоговых органов справочную информацию. К сожалению, проблемы действительно есть. Главное, чтобы налогоплательщики четко отслеживали факт подтверждения приема отчетности инспекцией. Если оно не получено, надо звонить вашему оператору связи. - Мы заплатили все налоги, но нам все равно начислили пени. Оказалось, что наши деньги попали в невыясненные платежи. Сейчас пытаемся разобраться, почему так произошло. По-моему, сверки делаются очень долго. Скажите, какие сроки для этого предусмотрены? Е.М. - По закону, мы должны делать сверку в течение десяти дней. Но фактически приходится ставить налогоплательщика в очередь и проводить сверку где-то в течение месяца. Не хватает людей. Чтобы избежать разногласий, при заполнении платежного поручения нужно быть очень внимательными. Сейчас процесс обработки информации предельно автоматизирован. И если вы, например, в какой-то графе укажете неправильную цифру, то документ с проставленной в нем суммой попадает в невыясненные платежи. Автоматически возникает недоимка и начисляются пени - это делает компьютерная программа. Или, например, бухгалтер написал не тот КБК. В рамках одного бюджета мы еще можем сделать зачет, в другом случае налогоплательщик должен написать заявление о возврате неправильно перечисленных средств. Потом мы выполняем его просьбу и он опять платит налог. А все это время висит недоимка и не выдаются справки об отсутствии задолженности. - А инспектор не должен позвонить налогоплательщику, если получены невыясненные суммы? Е.М. - Нет, сейчас этого не делается. Наша работа разделена на участки, каждый выполняет свою функцию. Один отдел принял, другой - ввел данные, третий - провел камеральную проверку декларации. - Нина Григорьевна, нужно ли налогоплательщику самому считать пени? Дело в том, что мы налоги за октябрь заплатили в декабре... - Да, лучше самим начислить и заплатить пени, чтобы не было задолженности по ним, когда потребуется справка об ее отсутствии. Иначе вы потеряете время. Допустим, организация неправильно начислила налог, а потом подала уточненную налоговую декларацию. Плательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи уточненной декларации им была уплачена недостающая сумма налога и соответствующие пени (п. 4 ст. 81 НК). - На 2007 г. учетная политика нашей фирмы остается без изменения. Должны ли мы сдавать ее снова? Н.Б. - Нужно сдавать учетную политику, даже если она остается без изменения. Учетная политика для целей налогообложения принимается с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации (п. 12 ст. 167 НК). Но, скорее всего, какие-то перемены все-таки будут, потому что они неизбежно следуют за изменениями в законодательстве, которые нужно учитывать (ПБУ 1/98). Впрочем, я думаю, несмотря на то что учетная политика закреплена в законе, подписывается и заверяется в налоговой, она нужна прежде всего организациям. - Нашу фирму недавно уже проверяли. А после того как мы подали уточненную налоговую декларацию, у нас опять затребовали документы и выставили штрафы, хотя в первый раз все прошло благополучно. Имела ли право инспекция так делать? Е.М. - Нужно внимательно прочитать акт проверки. Возможно, она проведена выборочным методом и декларация за данный период не проверялась. Кроме того, если ревизия прошла с положительным результатом, зачем подавали "уточненку"? Значит, представлена неверная информация за отчетный период. Н.Б. - Уточненные декларации представляют часто, особенно в отношении вычетов по НДС по организациям, имеющим много обособленных подразделений. Забыли включить счет-фактуру, потом ее обнаружили и сдали новый расчет. Инспектор вправе затребовать у вас Книгу покупок и продаж за этот месяц. Если все нормально - претензий нет. Многие по 5 раз сдают "уточненку". Причем некоторые делают это специально, используя такой прием, как способ отсрочки уплаты налогов и возникших пеней. Когда фирма постоянно себя "уточняет" - это настораживает. - Елена Викторовна, нашей организации была предоставлена рассрочка по уплате региональных и местных налогов и сборов. При проведении выездной проверки были обнаружены серьезные нарушения, и на руководителя заведено уголовное дело. Вправе ли налоговики из-за этого отменить свое решение об отсрочке уплаты налогов? - Нет, не вправе. Это может сделать только суд. - А если, например, проверка уже закончилась, а инспектор вспомнил, что он какие-то документы посмотрел невнимательно. Может он их затребовать по второму кругу? Или вообще устроить повторную проверку? - Нет. Выездная проверка делается один раз. Инспекция, в которой вы стоите на учете, не имеет права по второму кругу проводить контроль того же периода без достаточных на то оснований. Повторный визит может быть проведен вышестоящим налоговым органом в целях контроля инспекции. Кроме того, документы могут истребовать по встречным проверкам другие ИФНС, если проверят договор или сделку с участием вашей организации. - Допустим, мы (комитент) передаем товар комиссионеру на реализацию. Должны ли мы сразу заплатить НДС со всего товара или будем перечислять по мере реализации комиссионером? Н.Б. - Да, нужно заплатить сразу. Объект налогообложения по НДС у комитента возникает на день получения им денежных средств в виде сумм аванса в счет предстоящих поставок товаров от покупателя или на день принятия комитентом отчета комиссионера (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК). Указанные суммы подлежат обложению НДС в порядке, установленном п. 1 ст. 154 Налогового кодекса. - Я работаю бухгалтером в нашей фирме недавно. И вот выясняется, что организация находится в состоянии выездной налоговой проверки, которая просто приостановлена. Законно ли это? На какой срок проверка может быть на время прекращена и по каким причинам? Е.М. - С 1 января 2007 г. Налоговый кодекс устанавливает, что общий срок приостановления выездной налоговой проверки, если она началась уже в новом году, не может превышать шести месяцев. Причины, по которым возможно ее временное прекращение, указаны следующие: истребование информации или документов, касающихся проверяемой организации или какой-то сделки у других лиц; проведение экспертиз; перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. - Нашу фирму давно не посещали налоговые органы с выездной проверкой. Я слышала, что с этого года введены некоторые изменения в порядок ее проведения. Расскажите о них подробнее. Например, меня интересует: как долго может продолжаться само мероприятие? Н.Б. - Процедура проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 Налогового кодекса. С 2007 г. Законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ она изложена в новой редакции. Установлено, что налоговики могут проверять вашу фирму два месяца, но возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Это время исчисляется со дня вынесения решения о назначении данного мероприятия и до дня составления справки. - А проверка подразделений осуществляется в эти же сроки? - На проверку каждого филиала дается один месяц. - В прошлом году моя фирма применяла две системы налогообложения - УСН и ЕНВД. В III квартале 2006 г. доход превысил установленный максимум (20 миллионов рублей), и по оптовой торговле пришлось переходить на общий режим налогообложения. Допустим, мы продали товар в период УСН. А деньги за него получили уже после того, как перешли на общий режим. Нужно ли их учитывать при расчете налога на прибыль? И как рассматривать средства, которые мы потратили на оплату своих прошлых, "упрощенных", долгов? Е.М. - При переходе на общую систему налогообложения средства, уплаченные вами за товары, реализованные в период применения УСН, признаются доходами и облагаются налогом на прибыль. А погашение задолженности перед поставщиками соответственно считается расходами. И уменьшает базу. Эти доходы и расходы признаются на дату перехода на другую систему. Такой порядок устанавливает ст. 346.25 Налогового кодекса для предприятий, которые начинают применять метод начислений. А Минфин в своем Письме (Письмо от 23 октября 2006 г. N 03-11-05/237. - Прим. ред.) разъясняет, что эти правила применимы и для предпринимателей, меняющих УСН на общий режим налогообложения. При этом начисленные, но неоплаченные суммы могут быть учтены в составе внереализационных доходов и расходов как прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в текущем налоговом периоде.
Подписано в печать 02.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |