Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Административная ответственность за неприменение ККТ ("Налоги" (газета), 2007, N 7)



"Налоги" (газета), 2007, N 7

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРИМЕНЕНИЕ ККТ

Контроль за соблюдением требований по использованию ККТ организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями осуществляют налоговые органы, которые:

- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ;

- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

Право рассмотрения дел о неприменении кассовой техники и наложения административных штрафов за такое правонарушение за налоговыми ведомствами закреплено КоАП РФ и Законом N 54-ФЗ.

Налоговые ведомства имеют право налагать штрафные санкции за неприменение ККТ на организации и предпринимателей, такое право им предоставлено ст. 7 Закона N 54-ФЗ.

В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ к компетенции налоговых органов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

На основании ст. 14.5 КоАП Российской Федерации продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях торговли и других организациях, которые осуществляют такие же операции, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут наложение административного штрафа:

- на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

- на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда, исходя из которого начисляются административные штрафы, составляет 100 руб.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ налоговые ведомства имеют право налагать административные штрафы на:

- организацию;

- должностное лицо;

- гражданина (кассира-операциониста), в обязанности которого входит применение ККМ.

Однако налоговые ведомства не имеют права за конкретное правонарушение привлекать к ответственности одновременно всех трех субъектов.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" установлен перечень случаев, которые понимаются под неприменением контрольно-кассовой техники.

Итак, п. 1 Постановления N 16 разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом).

Таким образом, если на ККТ отсутствуют голограммы, то привлечь организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нельзя.

В п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 указано, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

"Оценивая правомерность применения к индивидуальным предпринимателям административной ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП РФ, судам следует исходить из того, что, поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц".

Таким образом, за неприменение ККТ на индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 30 до 40 МРОТ.

Федеральная налоговая служба своим Письмом от 19 октября 2005 г. N 06-9-09/28 "О привлечении к административной ответственности граждан за неприменение ККТ" напоминает, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 244-О установлено, что в случае неприменения контрольно-кассовой машины штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина юридического лица или индивидуального предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших неприменение контрольно-кассовых машин.

Возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, должны привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, организация (предприниматель) может в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ей по вине ее работника.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление (несвоевременное, неполное представление) должностному лицу государственного органа истребуемых на проверку документов (представление искаженных документов) влечет наложение административного штрафа:

на граждан - от 1 до 3 МРОТ;

на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ;

на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.

Приведем некоторые из арбитражных практик по привлечению к ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей за неприменение или неправильное применение ККТ.

1. Самым распространенным административным правонарушением на практике считается невыдача покупателю кассового чека. В Письме ФНС России от 26 января 2005 г. N 22-3-11/073@ "О применении ККТ" изложен ряд арбитражных практик, когда организации или индивидуальные предприниматели рискуют заплатить за невыдачу кассового чека штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. и при этом не важна стоимость самой покупки (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 сентября 2005 г. N А66-1715/2005; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2005 г. N А33-3823/05-Ф02-4679/05-С1; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2005 г. N А33-11811/05-Ф02-4801/05-С1).

2. Неприменение организацией ККТ вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей ее работником не освобождает саму организацию от ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N 6902/04; Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2005 г. N 480/05). Отметим, что привлечение к ответственности других должностных сотрудников организации вследствие неприменения ККТ может быть оспорено в суде, смотрите положительную практику (Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 50-ад04-1).

3. Если продавец организации не пробил покупателю чек, то налоговое ведомство вправе привлечь к ответственности за неприменение ККТ организацию (Постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N 6346/04; Постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N 6902/04).

И.И.Кожедубова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

01.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Составление счетов-фактур по транспортным услугам ("Налоги" (газета), 2007, N 7) >
Статья: Арбитражная практика: договор поручительства ("Налоги" (газета), 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.