|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Нормы расхода топлива ("Налоги" (газета), 2007, N 7)
"Налоги" (газета), 2007, N 7
НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА
Общие положения
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03) утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 г. Указанные Нормы введены в действие с 1 июля 2003 г. и будут действовать до 1 января 2008 г.
Данные Нормы содержат значения базовых показателей: - нормы расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения; - нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей;
- порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации; - справочные нормативы по расходу смазочных материалов; - значения зимних надбавок; - другие данные. Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные Нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей. Для чего предназначены Нормы? Документом установлено, что Нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для: - расчетов нормируемого значения расхода топлива; - ведения статистической и оперативной отчетности; - определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ; - планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами; - осуществления расчетов по налогообложению хозяйствующих субъектов; - осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов; - проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и так далее. Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24 июня 2003 г. N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте" (далее - Инструкция N 153). Инструкция N 153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах Норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике. Сверхнормативные расходы, в соответствии с п. 97 Инструкции N 153, включаются в состав внереализационных расходов.
Обратите внимание! Требование Инструкции N 153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.
Расчет нормируемого расхода топлива
При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм: - базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации); - транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки либо от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства): - на 100 км пробега транспортной работы; - на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива. Представим поправочные коэффициенты в виде таблицы.
—————————————————————————————————————————————T———————————————————¬ |Увеличение норм расхода топлива | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ | Условия увеличения | Размер увеличения | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Для бензиновых автомобилей | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа в зимнее время года | От 5% до 20% | | | (в зависимости | | | от климатических | | | районов) | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа на дорогах общего пользования (I, II | | |и III категорий) в горных местностях, | | |включая городские и сельские поселения и | | |пригородные зоны, при высоте над уровнем | | |моря: | | |— от 300 до 800 метров (нижнегорье); | До 5% | |— от 801 до 2000 метров (среднегорье); | До 10% | |— от 2001 до 3000 метров (высокогорье); | До 15% | |— свыше 3000 метров (высокогорье) | До 20% | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа на дорогах общего пользования (I, II | До 10% | |и III категории) со сложным планом, вне | | |пределов городов и пригородных зон, где в | | |среднем на 100 км пути не менее 500 | | |поворотов | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа в городах с населением: | | |— свыше 3,0 млн человек; | До 25% | |— от 1,0 до 3,0 млн человек; | До 20% | |— от 250 тыс. до 1,0 млн человек; | До 15% | |— от 100 тыс. до 250 тыс. человек; | До 10% | |— в городах и поселках городского типа с | До 5% | |населением до 100 тыс. человек | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа, требующая частых технологических | До 10% | |остановок, связанных с погрузкой и | | |выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров | | |(при условии, что на один километр пробега | | |приходится более одной остановки, при этом | | |остановки у светофоров, перекрестков и | | |переездов не учитываются) | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Движение с пониженными скоростями (при | | |перевозке нестандартных крупногабаритных, | | |тяжеловесных, опасных грузов, грузов в | | |стекле и тому подобных, движение в колоннах | | |и при сопровождении и тому подобное): | | |— с понижением скорости до 20 — 30 км/ч; | До 15% | |— с понижением скорости до 10 км/ч | До 35% | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Пробег первой тысячи километров новыми | | |автомобилями и автомобилями, вышедшими из | | |капитального ремонта, а также при | | |централизованном перегоне таких автомобилей:| | |— своим ходом в одиночном состоянии; | До 10% | |— в спаренном состоянии; | До 15% | |— в строенном состоянии | До 20% | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Срок эксплуатации: | | |— более 5 лет; | До 5% | |— более 8 лет | До 10% | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа грузовых автомобилей, фургонов, | До 10% | |грузовых таксомоторов и тому подобных без | | |учета массы перевозимого груза, работа в | | |качестве технологического транспорта, | | |включая работу внутри предприятий | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа специальных автомобилей | До 20% | |(киносъемочных, ремонтных, автовышек, | | |автопогрузчиков и тому подобных), | | |выполняющих транспортный процесс при | | |маневрировании на пониженных скоростях, при | | |частых остановках и движении задним ходом | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа в карьерах, движение по полю, при | | |вывозке леса на участках горизонтальных | | |дорог IV и V категорий вне основной дороги | | |общего пользования: | | |— для автомобиля в снаряженном состоянии без| До 20% | |груза; | | |— для автомобиля с полной или частичной | До 40% | |загрузкой в зависимости от полной массы | | |автомобиля | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа в чрезвычайных климатических и | | |тяжелых дорожных условиях в период сезонной | | |распутицы, снежных заносов и тому подобных: | | |— для дорог I, II и III категорий; | До 35% | |— для дорог IV и V категорий | До 50% | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Учебная езда | До 20% | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Использование кондиционера или установки | До 7% | |"климат—контроль": | 1 час простоя | |— при движении автомобиля; | с работающим | |— на стоянке (независимо от времени года) | двигателем — | | | 10 км пробега | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Простой под погрузкой, разгрузкой в пунктах,| До 10% | |где запрещается выключать двигатель, простой| | |со специальным грузом, не допускающим | | |охлаждения салона (кузова) автомобиля | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Простой и прогрев автомобилей и автобусов | Один час простоя | |(при отсутствии независимых отопителей) в | с работающим | |зимнее или холодное время года при | двигателем | |среднесуточной температуре ниже +5 град. С | соответствует | | | 10 км пробега | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Для газобаллонных автомобилей | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Заезд в ремонтную зону и выезд из нее после | До 5 л на один | |проведения технических воздействий | автомобиль | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Запуск двигателя в зимнее время (при | До 10 л в месяц | |температуре окружающей среды ниже 0 град. С)| на один автомобиль| +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Маршруты, протяженность которых превышает | До 25% от общего | |запас хода одной заправкой газа | расхода топлива | | | на маршруте | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Снижение норм расхода топлива | | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ | Условия снижения | Размер снижения | +————————————————————————————————————————————+———————————————————+ |Работа на дорогах общего пользования за | До 15% | |пределами городской зоны на равнинной | | |слабохолмистой местности (высота над уровнем| | |моря до 300 метров) на дорогах I, II и III | | |категорий | | L————————————————————————————————————————————+————————————————————Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. Конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией. В Нормах приведены формулы для расчета нормируемого количества топлива: - для легковых автомобилей; - для автобусов; - для грузовых бортовых автомобилей; - для самосвалов; - для специальных и специализированных автомобилей. Признание расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ, согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК, РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03), утвержденными Минтрансом России. Этими Нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм, и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов. Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В Письме Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ в производственных целях и стоимости его приобретения), могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является путевой лист. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю. Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России. Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно п. 49 ст. 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, гл. 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В Письме Минфина России от 11 января 2006 г. N 03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки и иные документы. Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В п. 26 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют: - суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства; - случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Из Письма Минфина России от 24 августа 2004 г. N 03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль. Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно, высказано и в Письме Минфина России от 14 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном Письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором. А.С.Базарова Консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 01.02.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |