![]() |
| ![]() |
|
Статья: "Налоговая революция" (Продолжение) ("Аудит и налогообложение", 2007, N 2)
"Аудит и налогообложение", 2007, N 2
"НАЛОГОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"
(Продолжение. Начало см. "Аудит и налогообложение", 2006, N N 9, 10, 11, 12, 2007, N 1)
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Законом N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 г., внесен ряд изменений в статьи гл. 16 и 18 НК РФ, устанавливающие составы нарушений законодательства о налогах и сборах. Так, в п. 2 ст. 117 НК РФ внесена поправка, согласно которой при ведении деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб. В редакции п. 2 ст. 117 НК РФ, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, указание на минимальный размер штрафа отсутствовало.
Глава 16 НК РФ дополнена ст. 129.2, вступившей в силу с 1 января 2007 г. Данная статья устанавливает ответственность за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса. Согласно п. 1 ст. 129.2 НК РФ нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. В п. 2 ст. 129.2 НК РФ указано, что те же деяния, совершенные более одного раза, влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Заметим, что вышеизложенные нормы до вступления в силу Закона N 137-ФЗ содержались в п. 7 ст. 366 НК РФ. Однако согласно Закону N 137-ФЗ данный пункт утратил силу. Таким образом, фактически Закон N 137-ФЗ перенес вопросы ответственности за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса из части второй в часть первую НК РФ. Статья 135.1 НК РФ, регулирующая вопросы ответственности за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка, в соответствии с Законом N 137-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2007 г. Напомним, что согласно п. 1 данной статьи в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 135.1 НК РФ, влекло взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Одновременно в соответствии с п. 2 ст. 135.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок влекло взыскание штрафа в размере 20 000 руб. Таким образом, п. п. 1 и 2 ст. 135.1 НК РФ фактически содержали один состав налогового правонарушения, в то же время штрафные санкции были различны. Такая редакция ст. 135.1 НК РФ порождала правовую неопределенность в части применения ответственности за непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган. Согласно новой редакции данной статьи непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. А в п. 2 ст. 86 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) указано, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок в процедуру обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. В основном поправки связаны с правовым режимом апелляционного обжалования решений налоговых органов, принимаемых по результатам налоговых проверок. Так, абз. 2 п. 1 ст. 138 НК РФ дополнен положением, согласно которому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ). Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. В то же время следует обратить внимание, что согласно п. 16 ст. 7 Закона N 137-ФЗ положение п. 5 ст. 101.2 НК РФ применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г. Статья 138 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством РФ. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа. Пункт 2 ст. 139 НК РФ дополнен двумя положениями. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения <*>. ————————————————————————————————<*> Напомним, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. В п. 3 ст. 139 НК РФ введена норма, согласно которой апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Пунктом 2 ст. 140 НК РФ установлены виды решений, которые принимает вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения апелляционной жалобы, а именно: - оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; - отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; - отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу. Пункт 3 ст. 140 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2007 г., согласно которой решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Редакция данного пункта, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, не содержала положения о возможности продления срока рассмотрения жалобы. Кроме этого, из п. 1 ст. 140 НК РФ исключено положение о месячном сроке рассмотрения жалобы. Таким образом, общий срок производства по жалобе на акт налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц сокращается. Ю.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 31.01.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |