|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Какому иностранцу на Руси жить хорошо... ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 2)
"ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 2
КАКОМУ ИНОСТРАНЦУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО...
С 15 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 110-ФЗ (Закон N 110-ФЗ), который внес существенные изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Закон N 115-ФЗ). Попробуем разобраться в последних нововведениях более обстоятельно.
Когда виза не требуется
Наиболее значимые изменения произошли в статусе лиц, прибывших в Россию из стран СНГ, например Молдовы, Украины, Казахстана, в порядке, не требующем получения визы. К числу таких лиц в первую очередь относятся граждане, в отношении которых Россия в соответствии с соглашениями с этими странами о взаимных безвизовых поездках установила возможность безвизового въезда. Однако к числу таких лиц согласно последнему абзацу п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, дополнительно введенному Законом N 110-ФЗ, не относятся:
- иностранные граждане, прибывшие в Россию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе для владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию России, жителей приграничных территорий); - иностранные граждане, прибывшие в Россию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство.
Срок пребывания может быть изменен
Срок, установленный для временного пребывания в России лиц, прибывших в безвизовом порядке, не изменился. Как и раньше, он составляет 90 дней и продлевается на период, установленный в трудовом договоре, но не более чем на год. Точно так же как и прежде, этот срок может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в Россию. Теперь в новой ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ также закреплена возможность увеличения либо сокращения срока пребывания таких лиц в России (в том числе на территории одного или нескольких субъектов РФ). Это может сделать Правительство РФ "в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства". Нетрудно сделать вывод, что Правительство РФ может по собственному усмотрению увеличивать или сокращать срок нахождения в России лиц, прибывших в безвизовом порядке.
В каком порядке получать разрешение на временное проживание
Для тех случаев, когда иностранное лицо, прибывшее в Россию в порядке, не требующем получения визы, сразу претендует на получение разрешения на временное проживание, порядок выдачи таких разрешений с 15 января 2007 г. урегулирован ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ. Данный порядок носит упрощенный характер по сравнению с общим порядком выдачи разрешений на временное проживание. Однако на лиц, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, как указано в п. 1 новой ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ, не распространяются квоты, устанавливаемые Правительством РФ (в частности, на 2007 г. установлена квота в размере 52 723 разрешения) на временное проживание. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин подает в Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) соответствующего субъекта РФ следующие документы: - заявление о выдаче разрешения на временное проживание. Форма заявления и перечень сведений, которые должны в нем содержаться, Правительством РФ еще не утверждены. Поэтому, по-видимому, пока нужно пользоваться нормами, закрепленными в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789; - документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Россией в этом качестве; - миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранного гражданина в Россию или с отметкой УФМС соответствующего субъекта РФ о выдаче данному иностранному гражданину миграционной карты; - квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 400 руб. При условии, что все эти документы составлены надлежащим образом, УФМС соответствующего субъекта РФ обязано принять их у заявителя с проставлением отметки в его миграционной карте. Кроме того, в течение 30 суток со дня подачи иностранным гражданином заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание он обязан представить в УФМС соответствующего субъекта РФ документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (см. Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188), а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции (требования к этому сертификату приведены в Постановлении Правительства РФ от 25.11.1995 N 1158). В течение одного года со дня въезда в Россию это лицо представляет свидетельство (уведомление) о его постановке на учет в налоговом органе. Непредставление указанных документов влечет аннулирование разрешения на временное проживание. В течение 60 суток со дня принятия заявления УФМС соответствующего субъекта РФ выдает данному иностранному гражданину либо разрешение на временное проживание, либо уведомление об отказе в выдаче разрешения на временное проживание.
Обратите внимание! В соответствии с общим порядком выдачи разрешений на временное проживание срок принятия такого решения составляет 6 месяцев.
Трудовая деятельность
Значимые изменения произошли в вопросах регулирования трудовых аспектов нахождения иностранных граждан в России <*>. ————————————————————————————————<*> Обратите внимание: в данном случае речь идет именно о временно пребывающих в России иностранных гражданах, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. Для лиц, временно проживающих в России, наличие разрешения на работу не требуется.
С 15 января 2007 г., как указано в Законе N 115-ФЗ, иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы (равно как и другие временно пребывающие в России иностранные граждане), не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Однако с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство РФ может устанавливать случаи осуществления иностранным гражданином, временно пребывающим в России, трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. С 15 января 2007 г. квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности не распространяется на иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (п. 1 ст. 18 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 110-ФЗ). Впрочем, за Правительством РФ все-таки сохраняется право устанавливать такие квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России (ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 110-ФЗ). Этим полномочием Правительство РФ не преминуло воспользоваться и уже заранее, до 15 января 2007 г., утвердило на 2007 г. квоту в размере 6 млн человек (см. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 682). Применительно к данной категории временно пребывающих в России иностранных лиц законодатель отказался от схемы "двух разрешений", когда для использования иностранного работника работодателю сначала необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самому работнику необходимо иметь разрешение на работу. Теперь работодателю или заказчику работ (услуг) для использования иностранного работника достаточно уведомить об этом Управление Федеральной миграционной службы соответствующего субъекта РФ, а также Управление Федеральной службы по труду и занятости этого же субъекта РФ (форма и Порядок подачи указанного уведомления установлены Правительством РФ в Постановлении от 23.12.2006 N 798). Если такое уведомление не будет направлено, то организация может быть привлечена к ответственности: к штрафу в размере от 400 000 до 800 000 руб. либо к приостановлению ее деятельности на срок до 90 суток (ст. 18.15 КоАП РФ). При этом самому работнику для начала трудовой деятельности все равно необходимо получить разрешение на работу, которое выдается ему при представлении следующих документов: - заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на работу; - документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Россией в этом качестве; - миграционной карты с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или с отметкой УФМС соответствующего субъекта РФ о выдаче данному иностранному гражданину миграционной карты; - квитанции об уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. В противном случае его ожидает штраф, увеличенный Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ до суммы от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы России или без такового (см. ст. 18.10 КоАП РФ в новой редакции). Отказ в приеме вышеперечисленных документов при условии, что они оформлены надлежащим образом, не допускается. В течение 10 рабочих дней со дня принятия заявления миграционные органы обязаны выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или направить ему уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Решение об отказе может быть обжаловано в суд или в ФМС России в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления. Если разрешение на работу выдано на срок более 90 суток, то иностранный гражданин обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в УФМС соответствующего субъекта РФ документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. В противном случае разрешение на работу аннулируется (пп. 1 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 110-ФЗ). Более подробно порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, урегулирован в Постановлении Правительства РФ от 15.11.2006 N 681.
Обратите внимание! В этом Постановлении, также вступающем в силу с 15 января 2007 г., кроме того, описан порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, требующем получения визы, а также порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Даже беглый сопоставительный анализ положений, установленных для иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, требующем и не требующем получения визы, позволяет сделать вывод: правила, установленные для случаев, не требующих получения визы, несколько более выгодны. В частности, разрешения на работу в случаях прибытия иностранных лиц в порядке, требующем получения визы, выдаются в течение 30 дней, а в некоторых ситуациях - в течение 45 дней. А в случаях их прибытия в порядке, не требующем получения визы, срок выдачи разрешения на работу законодательно установлен 10 дней.
Обратите внимание! С 15 января 2007 г. в Законе N 115-ФЗ прямо указывается, что иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы (равно как и другие временно пребывающие в России иностранные граждане), не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Однако с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство РФ может устанавливать случаи осуществления иностранным гражданином, временно пребывающим в России, трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.
Вниманию проживающих временно
Иностранных лиц, временно проживающих в России, изменения коснулись в меньшей степени. В новой редакции Закона N 115-ФЗ содержится обязанность временно проживающего в России иностранного гражданина направлять в УФМС соответствующего субъекта РФ уведомление о подтверждении своего проживания в России. Раньше в вышеупомянутом Постановлении Правительства РФ N 789 подобные предписания не устанавливались. В направляемом иностранным гражданином уведомлении должны содержаться следующие сведения: - имя иностранного гражданина, временно проживающего в России, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии); - место проживания данного иностранного гражданина; - место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание; - период нахождения данного иностранного гражданина за пределами России в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда). К уведомлению прилагаются: - справка о доходах; - копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Закон N 115-ФЗ прямо запрещает УФМС соответствующего субъекта РФ требовать от иностранного гражданина представления каких-либо иных документов. Все указанные выше документы представляются в УФМС соответствующего субъекта РФ ежегодно (в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание <*>) и лично иностранным гражданином. ————————————————————————————————<*> При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев с приложением дополнительных документов, подтверждающих невозможность подать уведомление в двухмесячный срок. Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ за ненаправление уведомления предусмотрена административная ответственность в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы России или без такового (см. ст. 18.10 КоАП РФ в новой редакции). Обратите внимание! Схожий порядок с 15 января 2007 г. установлен и для иностранных лиц, постоянно проживающих в России. Отличием является лишь то, что в дополнение к приведенным выше требованиям иностранные граждане, постоянно проживающие в России, в уведомление, направляемое в УФМС соответствующего субъекта РФ, должны включать также информацию о размере и источниках своего дохода за очередной год считая со дня получения ими вида на жительство. Раньше в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794, подобные предписания не устанавливались. Е.Шершнева Эксперт АКДИ "ЭЖ" Подписано в печать 31.01.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |