Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Роль налоговых органов в выявлении признаков налоговых преступлений ("Налоги" (журнал), 2007, N 1)



"Налоги" (журнал), 2007, N 1

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

В ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Центральным органом по регулированию налогообложения в системе исполнительной власти до недавнего времени являлось Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС Российской Федерации). С 28 июля 2004 г. вступило в силу Положение о преобразовании МНС в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Минфину Российской Федерации (Указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти").

Примечание. В тех случаях, когда в тексте настоящей книги упоминается нормативный или правовой акт МНС Российской Федерации, это означает, что документ принят (введен в действие) до 28 июля 2004 г. До принятия "федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов", новых нормативных правовых актов действующими признаются положения прежних документов МНС России, в части, не противоречащей действующему НК РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят ФНС Российской Федерации и его территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Налоговые органы, в том числе территориальные подразделения, наделенные обширными правами (ст. 31 НК РФ), располагают внушительными полномочиями по контролю и надзору в области налогов и сборов. Кроме того, налоговые органы владеют (и вправе требовать представления) достаточно полной информацией о каждом налогоплательщике, включая сведения о его состоятельности и об осуществляемых им финансовых и хозяйственных операциях.

Дело в том, что базы данных (сведений о хозяйствующих субъектах) государственных органов в установленном порядке вливаются и сосредоточиваются в единых государственных реестрах, которые, в свою очередь, составляют единую государственную систему информации о хозяйствующих субъектах, обеспечивающую возможность наиболее эффективного государственного управления и контроля в сфере экономики - Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН).

Примечание. Подробно о сведениях, поступающих в ЕГРН из перечисленных выше государственных баз данных, - см. ч. 1 Перечня сведений, включаемых в ЕГРН - Приложение к Правилам ведения ЕГРН (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Но государство, наделив налоговые органы правами и полномочиями по осуществлению контролирующих и надзорных функций, также предписывает им:

"Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела" (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Кроме того, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и ОВД информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о проводимых налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Так, например, в целях организации взаимодействия между ОВД и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, совместным Приказом Министерства внутренних дел (далее - МВД) Российской Федерации N 76 и МНС России N АС-3-06/37 от 22 января 2004 г. "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (далее - Приказ N 76/АС-3-06/37) утверждены:

- Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (далее - Инструкция МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о взаимодействии);

- Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (далее - Инструкция МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о направлении материалов в налоговые органы);

- Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (далее - Инструкция МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о направлении материалов в ОВД).

Перед нами наглядная картина вариантов взаимодействия налоговых органов и ОВД в части обмена информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также организации совместных действий при осуществлении выездных налоговых проверок.

О материалах, направляемых налоговыми органами в ОВД

Предположим, что сотрудник налогового органа при налоговой проверке организации-налогоплательщика (а равно руководитель налогового органа при ознакомлении с материалами о результатах проверки) обнаружил документы, содержащие сведения об обстоятельствах, позволяющих пока еще только предполагать совершение нарушения, содержащего признаки налогового преступления, и оформил соответствующие материалы.

Далее руководитель в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств, при наличии достаточных оснований, обязан организовать отправку этих материалов в ОВД для принятия соответствующего (в соответствии с предписаниями закона) решения. Уточним, что истечение срока начинается с даты вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 Инструкции МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о направлении материалов в ОВД).

Кстати, в п. 4 Инструкции МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о направлении материалов в ОВД указываются конкретные признаки нарушений налогового законодательства, которые могут свидетельствовать о совершенных преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, которые, в свою очередь, принято называть (по общему признанию в правоприменительной практике) - "налоговыми".

Примечание. Ниже указываются лишь номера статей УК РФ и соответствующие им характерные признаки нарушений налогового законодательства. О самих так называемых налоговых преступлениях, предусмотренных УК РФ, речь пойдет в других разделах книги.

1. При выявлении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренные ст. 198 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, передаваемых в органы внутренних дел, включаются следующие документы:

- акт выездной налоговой проверки с приложениями, в случае проведения выездной налоговой проверки, и копия возражений по акту выездной налоговой проверки (при их наличии);

- копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- при обжаловании принятого решения - копии жалоб, копии ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений);

Примечание. Выделенные курсивом документы являются обязательной составляющей частью передаваемых материалов во всех случаях обнаружения признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

- копии объяснений лиц, причастных к налоговым правонарушениям, выявленным в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту выездной налоговой проверки);

- документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налоговая декларация должна была быть представлена налоговому органу;

- копия налоговой декларации, а также копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении физическим лицом в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;

- справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неуплаты (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате), а в случае погашения недоимки по налогам и (или) сборам, уплати пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка об уплаченных суммах.

2. При выявлении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, передаваемых в органы внутренних дел помимо документов, перечисленных выше, включаются следующие документы:

- заверенные копии налоговых деклараций, бухгалтерских балансов, отчетов и иных документов, подтверждающих факты неуплаты налогов и (или) сборов;

- копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);

- копии объяснений должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту выездной налоговой проверки);

- справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты их неуплаты организацией (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате), а в случае погашения организацией недоимки по налогам и (или) сборам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка об уплаченных суммах.

3. При выявлении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренные ст. 199.1 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, передаваемых в органы внутренних дел помимо документов, перечисленных выше, включаются следующие документы:

- заверенные копии бухгалтерских документов, отчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих факты неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению налоговым агентом;

- копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогового агента в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);

- копии объяснений должностных лиц налогового агента по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту выездной налоговой проверки);

- справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты их неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления налоговым агентом (с разбивкой данных сумм налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием их доли в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению в бюджет), а в случае перечисления налоговым агентом удержанных с налогоплательщиков сумм налогов и (или) сборов и уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка о перечисленных суммах.

4. При выявлении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренные ст. 199.2 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, передаваемых в органы внутренних дел помимо документов, перечисленных выше, включаются следующие документы:

- заверенные копии бухгалтерских документов, отчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;

- копии решений о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств либо имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

- копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);

- копии объяснений должностных лиц организации или индивидуального предпринимателя по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту выездной налоговой проверки);

- справка о том, за какие проверяемые периоды и на какие суммы выявлены факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя;

- справка об имеющейся в проверяемых периодах у организаций и индивидуальных предпринимателей недоимки по налогам и (или) сборам.

Что касается направления в ОВД, материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, то их передача в ОВД осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 16 и 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", налоговую тайну - в соответствии с требованиями ст. 102 НК РФ.

Для оперативности рассмотрения информации и принятия по ней решения налоговые органы могут организовывать предварительное (до официального вручения налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту акта налоговой проверки или решения о привлечении к налоговой ответственности) ознакомление сотрудников ОВД с материалами налоговой проверки.

Далее налоговый орган продолжает свою работу по осуществлению налогового контроля в пределах своих полномочий, а ОВД на основании полученных сведений - начинает проверку информации о предполагаемом налоговом преступлении (в соответствии с задачами, поставленными Законом "О милиции", по доказыванию преступного характера обстоятельств, содержащих признаки преступления) - работу по выявлению и пресечению преступлений.

Об обнаружении признаков преступления

при осуществлении совместных (налоговый орган и ОВД)

выездных налоговых проверок

На основании требования законодательства об участии ОВД в выездных налоговых проверках (по запросу налоговых органов) (п. 1 ст. 36 НК РФ), руководствуясь предписаниями упоминаемой выше Инструкции МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о взаимодействии, налоговые органы и ОВД осуществляют совместные мероприятия по налоговой проверке налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Примечание. В соответствии с п. п. 33, 34, 35 ст. 11 Закона "О милиции" ОВД вправе:

- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

- в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;

- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Инструкции МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о взаимодействии запрос налогового органа об участии сотрудников ОВД в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен как перед началом, так и в процессе проведения налоговой проверки. Основаниями для направления запроса могут являться:

- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов- ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;

- необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Порядок назначения выездных налоговых проверок утвержден Приказом МНС Российской Федерации от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок".

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя налогового органа либо его заместителя. Решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае их привлечения к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина (форма решения приведена в Приложении N 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок").

Для воспрепятствования возможным злоупотреблениям со стороны проверяющих должностным лицам проверяемых организаций необходимо знать об установленных ст. ст. 87 и 89 НК РФ основных положениях регламента назначения и проведения налоговых проверок, в частности:

1. Не допускается назначение в течение одного периода двух и более выездных налоговых проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

2. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Также исключение составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Инструкция МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о взаимодействии, говоря о совместных мероприятиях как о комплексной проверке, допускает возможность должностным лицам налоговых органов и ОВД самостоятельно определять (в рамках своих полномочий и в соответствии с законодательством) средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий, но при условии обеспечения согласованности этих действий. Функцию общей координации выполняет руководитель проверяющей группы - представитель налогового органа.

В случае если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими в установленном порядке принимаются необходимые меры по сбору доказательств:

- снимаются копии документов и (или) копируются электронные файлы, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности организации, содержащие информацию, которая свидетельствует о наличии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах;

- производится истребование недостающих документов;

- производится выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации;

- проводятся встречные проверки;

- опрашиваются свидетели;

- другие действия.

Истребование необходимых для налоговой проверки документов производится в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ, а не в порядке, предусмотренном УПК РФ. В данном случае можно говорить лишь о проверке обстоятельств и признаков предполагаемых налоговых правонарушений. Такое "истребование", если налогоплательщик считает его безосновательным, можно обжаловать. Тем более что о возбуждении уголовного дела речь пока не идет.

Форма требования о представлении документов приведена в Инструкции, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

При выявлении налоговой проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности. В случаях принятия решения о направлении материалов проверки в ОВД (при выявлении признаков налоговых преступлений) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение, копия которого вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, а также направляется в ОВД в трехдневный срок с момента вынесения решения.

В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), в ОВД направляются документы материалов проверки, о перечне которых авторы уже упоминали в связи с Инструкцией МВД и МНС N 76/АС-3-06/37 о направлении материалов в ОВД при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение налогового нарушения, содержащего признаки преступления.

Далее возможно продолжение совместной работы (для решения задач, стоящих перед налоговыми органами) по доказыванию противоправного характера события и привлечения виновного налогоплательщика к налоговой ответственности, а также (для решения задач, стоящих перед ОВД) по доказыванию преступного характера события, установлению лиц, причастных к преступлению, и привлечению их к уголовной ответственности.

Б.В.Скробов

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ"

Подписано в печать

29.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Некоторые вопросы квалификации "новых" налоговых преступлений ("Налоги" (журнал), 2007, N 1) >
Статья: Признание недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица индивидуального предпринимателя ("Налоги" (журнал), 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.