Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговые и таможенные аспекты правового регулирования сделок с информационными продуктами, осуществляемых посредством сети Интернет, в Российской Федерации ("Налоги" (журнал), 2007, N 1)



"Налоги" (журнал), 2007, N 1

НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СДЕЛОК С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОДУКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ

ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С появлением сети Интернет многие аспекты нашей жизни претерпели значительные изменения, в частности, появилась возможность быстро передавать информацию в любую точку земного шара. Это свойство Глобальной сети открыло широкие горизонты для использования ее в коммерческих целях и привело к возникновению так называемой электронной коммерции - экономической деятельности, осуществляемой посредством современных информационно-коммуникационных технологий.

Неудивительно, что наиболее распространенным объектом сделок, осуществляемых в ходе электронной коммерции, стали различные информационные продукты. Сразу необходимо отметить, что в рамках данной статьи под "информационными продуктами" будет пониматься не только "документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей" - так этот термин раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <1>, но и любая иная информация, на которую существует платежеспособный спрос. Примерами информационных продуктов, о которых далее пойдет речь, могут служить книги, фильмы, музыкальные произведения и программное обеспечение.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

Особенность информационных продуктов заключается в том, что могут они существовать как на материальном носителе (тогда они приобретают форму бумажных книг, лазерных дисков, аудио- и видеокассет), так и в нематериальном виде (в этом случае они представляют собой компьютерные файлы, то есть совокупность закодированных данных).

В настоящее время в большинстве стран сделки с информационными продуктами, осуществляемые посредством сети Интернет, не освобождены от налогообложения. Исключением в этом отношении не является и Российская Федерация. Однако в этой сфере существует ряд особенностей, на которых мы и остановимся в настоящей статье.

Несмотря на то что в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) о налогообложении сделок с информационными продуктами, осуществляемых с использованием сети Интернет, ничего не говорится, из разъяснений налоговых органов следует, что налогообложение данного вида сделок должно производиться в общеустановленном порядке.

В Российской Федерации сделки по реализации товаров, работ или услуг подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Для правильной его уплаты важным является определение характера предмета реализации - является ли он товаром, работой или услугой. Данный вопрос приобретает особое значение при реализации информационных продуктов российскими компаниями за рубеж, поскольку экспорт товаров облагается НДС по ставке 0% (п. 1 ч. 1 ст. 164 НК РФ <2>), а экспорт услуг, местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ <3> признается Россия, облагается НДС по ставке 18%.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

<3> Там же.

В соответствии со ст. 38 НК РФ <4> товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой является деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц; а услугой считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Таким образом, вне зависимости от формы, которую принимает информационный продукт, - материальной (носитель с информацией) или нематериальной (компьютерный файл), он должен быть квалифицирован как товар. Это заключение основывается на том, что информационный продукт не может быть работой, так как он реализуется, уже будучи готовым, и осуществление деятельности по его предоставлению в данном случае не играет ключевой роли в определении характера сделки. Реализация информационного продукта не может являться также и услугой, поскольку, даже если продукт реализуется в нематериальной форме (файл с музыкальным произведением пересылается покупателю посредством сети Интернет), он не потребляется в процессе осуществления деятельности по его предоставлению. Зато информационный продукт вполне подпадает под определение товара, так как им может быть любое имущество; под имуществом в соответствии с ч. 2 ст. 38 НК РФ <5> понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ); а ст. 128 ГК РФ <6> в качестве объектов гражданских прав, кроме всего прочего, выделяет нематериальные блага и информацию.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Там же.

<6> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Однако налоговые органы в своей трактовке норм Налогового кодекса РФ, судя по всему, руководствуются какой-то иной логикой. Так, в Письме УМНС России по г. Москве от 17 марта 2000 г. N 15-08/9924 <7> презюмируется, что реализация программного продукта с доставкой посредством телекоммуникационных систем связи является оказанием услуги. Следовательно, реализация любых информационных продуктов, доставляемых покупателю в электронной форме за границу, может быть признана российскими налоговыми органами оказанием услуг, и они потребуют уплатить НДС, хотя, доставляйся эти продукты в своей традиционной форме - на материальном носителе, налог на добавленную стоимость взимался бы по ставке 0%.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Письмо Управления МНС по г. Москве от 17 марта 2000 г. N 15-08/9924 // Московский налоговый курьер. 2000. N 8.

Необходимо отметить, что очень похожая ситуация с квалификацией информационных продуктов в целях налогообложения НДС сложилась в Европейском Союзе. Там такие сделки получили название "electronically supplied services" <8>, что дословно означает "услуги, оказываемые электронным способом", но их налогообложение происходит не по месту нахождения продавца, а по месту нахождения покупателя. Следовательно, европейские продавцы, реализующие информационные продукты за пределы ЕС, налог на добавленную стоимость уплачивать не обязаны, а иностранные интернет-коммерсанты, реализующие такие продукты в странах ЕС, напротив, должны платить НДС. Однако если позиция Европейского Союза имеет целью защитить своих продавцов информационных продуктов, то позиция российских налоговых органов - получить как можно больше налоговых отчислений. Следует лишь заметить, что вне зависимости от мотивов, движущих налоговыми органами и законодателями при признании сделок по реализации информационных продуктов в нематериальной форме сделками по оказанию услуг, происходит ничем не обоснованная дискриминация информационных продуктов в нематериальной форме.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Данный термин закреплен в Директиве ЕС 2002/38/ЕС от 07.05.2002. Ее текст можно найти в Интернете.

В качестве еще одного примера такой дискриминации информационных продуктов в нематериальной форме в Российской Федерации можно назвать п. 1 примечания к Постановлению Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 41 "О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов" <9>, в соответствии с которым к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, не относится книжная продукция, распространяемая по сети Интернет. Таким образом, при доставке, скажем, бумажного учебника будет применяться ставка НДС 10%, а при пересылке того же учебника в форме файла посредством компьютерных сетей НДС составит уже 18%.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 338.

В области таможенного законодательства ситуация диаметрально противоположная. Здесь также ключевую роль играет квалификация информационных продуктов, в качестве товаров или услуг. В зависимости от того, чем будут признаны данные продукты, к ним будут применяться разные нормы международных соглашений: если их признают товарами, то они подпадают в сферу действия Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и следовательно, при их передаче необходимо будет уплачивать таможенные пошлины; если их признают услугами, то сделки с ними будут регулироваться Генеральным соглашением по торговле сделками (ГАТС); в этом случае необходимость уплаты пошлины будет поставлена под вопрос.

В настоящее время в России сложилась ситуация, что если такой продукт доставляется из-за рубежа на материальном носителе почтой или специальной курьерской службой, то при пересечении им границы таможенную пошлину платить необходимо, а если он передается в электронном виде через Интернет, то обязанности по уплате таможенной пошлины не возникает. Такое положение дел сами таможенные органы РФ объясняют тем, что Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <10> под ввозом на территорию Российской Федерации или вывозом с территории Российской Федерации информационной продукции определяет перемещение информации только на материальном носителе. И поскольку действующее законодательство Российской Федерации о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по электронным средствам связи, то, значит, таможенному оформлению подлежит не сама информация, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий указанную информацию, то есть материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т.п.) <11>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347. <11> См., например: Письмо Федеральной таможенной службы от 17 марта 2006 г. N 15-14/8524 "О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет" // Таможенный вестник. 2006. N 8. Таким образом, можно сделать вывод, что при осуществлении электронных сделок, направленных на импорт товара в Россию, информационные продукты в материальной форме с точки зрения таможенных платежей, оказываются в дискриминационном положении по сравнению с теми же продуктами, пересылаемыми в виде файла посредством телекоммуникационных сетей. Из всего вышеприведенного следует, что в настоящее время правовое регулирование налоговых и таможенных аспектов сделок с информационными продуктами, осуществляемыми посредством сети Интернет, в Российской Федерации находится в зачаточном состоянии. На законодательном уровне не принято никаких специальных норм, которые бы регулировали данную сферу, поэтому участникам сделок, а также налоговым и таможенным органам поневоле приходится самостоятельно толковать существующее законодательство в рамках своей компетенции. Это порождает ничем не обоснованную налоговую дискриминацию сделок с информационными продуктами в нематериальной форме и таможенную дискриминацию сделок с информационными продуктами на материальном носителе. Такое положение дел влечет ослабление экономической безопасности России и способствует возникновению правонарушений и уклонению от уплаты налогов и сборов. Представляется, что работу по устранению пробелов в правовом регулировании сделок с информационными продуктами необходимо начать с разработки грамотного понятийного аппарата, в частности закрепить в законодательстве более широкое толкование понятия "информационный продукт" для его использования в сфере налоговых и таможенных правоотношений. Н.М.Васильева Подписано в печать 29.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Отдельные вопросы применения Инструкции N 28-И к операциям с банковскими картами ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 1) >
Статья: Некоторые вопросы квалификации "новых" налоговых преступлений ("Налоги" (журнал), 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.