Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Роль расчетов и операционной работы в деятельности банка ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 1)



"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 1

РОЛЬ РАСЧЕТОВ И ОПЕРАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА

Какие темы, связанные с операционной работой, могут быть предметом обсуждения на страницах деловой прессы? Какие формы расчетов становятся актуальными в последнее время? Эти и другие вопросы обсуждаются в интервью Алексея Воронина с начальником управления корпоративного бизнеса ОАО "Первый Республиканский Банк", членом экспертного совета журнала Романом Давыдовым.

- Операционная работа, может быть, одна из самых незаметных сфер банковской деятельности. Какие темы, связанные с операционной работой в банке, могут и должны регулярно становиться предметом обсуждения на страницах деловой прессы?

- Проблемы операционных рисков в последнее время оказывают заметное влияние на деятельность кредитных организаций, и не в последнюю очередь к причинам возникновения этих рисков можно отнести так называемый человеческий фактор. Разумеется, заслуживают внимания и технологические особенности (и возможности) оказания услуг, которые напрямую зависят от технической оснащенности банка. Например, скорость осуществления операции или ее стоимость (тариф), в которую входят в том числе и накладные расходы, связанные с операционной работой.

- Не секрет, что качество операционного обслуживания в банках во многом определяется степенью заинтересованности банка в клиенте. VIP-клиентура обслуживается порой специальным подразделением, тогда как массовый розничный клиент вряд ли может рассчитывать на внимание персонального менеджера. Вместе с тем в условиях сильной конкуренции на рынке розничных банковских услуг есть и необходимость неуклонного поднятия уровня обслуживания массового клиента. Заслуживает ли отдельного внимания операционное обслуживание клиентов разных категорий (технологии, регламенты, практика)? Как эта задача решается сейчас банками?

- Конечно, заслуживает внимания. Только необходимо вначале определиться с понятием "VIP-клиент". Что мы имеем в виду, когда говорим об обслуживании VIP-клиентов, - корпоративный бизнес или розничный? Очевидными атрибутами VIP-обслуживания юридических лиц являются скорость расчетно-кассового обслуживания и финансовые условия (тарифы банка), а в случае розничного клиента VIP-обслуживание в большей степени означает определенный набор услуг для ограниченного круга частных клиентов. И то и другое важно, имеет свою нишу на рынке. Но применительно к тематике нашего журнала я бы в большей степени акцентировал внимание на массовом клиенте, причем не имеет значения, к какому блоку он относится - корпоративному или розничному. Именно при обслуживании массового клиента банки как нигде конкурируют между собой, а в борьбе за клиентов перед сотрудниками банка стоит задача минимизации операционных рисков.

- Насколько актуальна сейчас проблема качества операционного обслуживания розничного клиента, соответствия его уровня западным образцам?

- Качество операционного обслуживания клиентов - очень важная составляющая, определяющая уровень профессионализма сотрудников и технической оснащенности банка и используемых им технологий и инноваций. Заметьте, мы постоянно в нашем обсуждении обращаемся к банковским технологиям, технической оснащенности банка. Сочетание АБС, системы удаленного банковского обслуживания (интернет-банкинг), системы обмена электронными документами определяет в дальнейшем скорость обслуживания массового клиента, его безопасность и общий уровень сервиса - параметры, которые в настоящее время являются ключевыми в борьбе за массового клиента.

- Нужно ли рассказывать об опыте организации работы операционных залов западноевропейских, американских банков или слишком велики поведенческие особенности российских клиентов и сотрудников банка, чтобы этим опытом можно было воспользоваться?

- Рассказывать о западном опыте, конечно, необходимо. Так, в 2006 г. в одном из номеров нашего журнала <*> мы публиковали интервью с Камероном МакКворри (Cameron MacQuarrie), менеджером по развитию бизнеса компании Cisco Systems в области корпоративных финансов в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка), в котором обсуждалась проблематика модернизации банковских отделений в целях максимального повышения их эффективности. Особенно остро эта проблема стоит перед банками Западной Европы, где на одно отделение приходится малое количество клиентов. В интервью прозвучали взаимосвязанные темы по ряду направлений, начиная с банковских услуг, оказываемых операционными сотрудниками в отделениях, их качестве, программном обеспечении и оборудовании, в целом о современной инфраструктуре операционного подразделения банка, позволяющей поддерживать необходимый уровень персонализации финансовых услуг для клиентов.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> МакКворри К. Банковское отделение будущего, 2006, N 2, с. 43 - 50.

Что же касается поведенческих особенностей... Задачи, решаемые коммерческими банками, схожи по своей сути вне зависимости от их географического месторасположения, и было бы неразумно ограничиваться обсуждением опыта исключительно российских банков, в то время когда бизнес клиентов этих банков может носить транснациональный характер.

- В плане инструментов, наиболее часто используемых для клиентских расчетов, наблюдается некоторое однообразие - платежные поручения для юридических лиц и пластиковые (платежные) карты для физических лиц (в последние годы, правда, стали актуальными денежные переводы без открытия счета). В чем причина низкой востребованности таких платежных инструментов, как чеки, аккредитивы, дорожные чеки? Есть ли на данном направлении какие-то темы, которые следует освещать регулярно?

- По мнению многих специалистов, основной проблемой, препятствующей более эффективному применению чеков в безналичных расчетах, являются возрастающие возможности информационных технологий. При наличии электронных средств передачи информации бумажный документ становится помехой. С другой стороны, вопрос о возможности обращения дорожных чеков в электронной форме вполне актуален. На страницах нашего журнала анализировались проблемы, связанные с преобразованием чека на бумажном носителе в чек на цифровом, то есть придание чеку электронной формы <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> См.: Шамраев А.В. Правовой статус дорожных чеков в законодательстве зарубежных стран, 2006, N 2, с. 77 - 83; Электронные чеки: зарубежный опыт регулирования и возможности его применения в России, 2006, N 3, с. 82 - 87.

Аккредитивная форма расчетов, напротив, набирает свою популярность у корпоративных клиентов банка. В особенности это относится к аккредитивам с постфинансированием по причине создания банками льготных кредитных программ финансирования импортных операций за счет использования последними целевых кредитных ресурсов зарубежных банков. Эти банковские программы по финансированию торговых операций клиентов, даже с учетом маржинального дохода российского банка, выглядят значительно предпочтительнее большинства других кредитных продуктов. Подтверждением роста интереса со стороны читателей к документарным аккредитивам и расчетам с их использованием служат поступавшие в адрес редакции вопросы <***>, например о практике использования различных средств связи для ведения быстрой и надежной работы по открытию и обслуживанию аккредитивов.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> См.: Землякова О.Д. Консультации специалиста, 2006, N 7-8, с. 19 - 20. - Тема платежных карт как комплексных привлекательных для клиентов (в первую очередь физических лиц) банковских продуктов вот уже лет десять не перестает быть актуальной и даже модной. Существуют ли здесь проблемы, которым хотя и было посвящено уже немало публикаций, но к которым полезно возвращаться и заново их освещать? - Верно. Тематика банковских карт не только не теряет своей актуальности, но и становится все более актуальной. Например, обсуждаемые в прошедшем году депутатами Государственной Думы поправки к Налоговому кодексу и банковскому законодательству в части вменения в обязанность торговых точек оборудование платежными терминалами как раз говорят об актуальности обозначенной тематики безналичного оборота денежных средств, платежных систем и банковских карт в частности. Сам факт разносторонности позиционирования банков в платежной системе (как принципиального или ассоциированного члена), равно как и наличие у банка своего процессинга или его отсутствие, говорят о многогранности вопросов, которые можно и нужно рассматривать на страницах журнала. - Все больше становится российских банков, использующих SWIFT для международных расчетов. И не только банков - многие государственные учреждения являются участниками расчетов в данной международной системе. Какие проблемы актуальны для российских банков - участников SWIFT? - Это вы верно заметили. По данным прошлого года, в SWIFT были представлены более трети российских кредитных организаций - ведущих финансовых институтов страны. По итогам 2005 г. по количеству пользователей SWIFT Россия занимала второе место в мире, уступая по данному показателю только США. Крупнейшим пользователем SWIFT в нашей стране является Сбербанк России, который входит в первую сотню банков - лидеров по трафику SWIFT в мире. По объему трафика (по данным прошлого года) Россия находилась на 23-й позиции в мировом рейтинге и занимала первое место по трафику среди стран СНГ. Здесь уместно отметить, что рост трафика позволяет SWIFT ежегодно снижать тарифы и предоставлять скидки пользователям. Это стало возможным во многом благодаря внедрению новых сервисов SWIFT, с которыми имеет смысл познакомить читателей, так как очевидно, что от использования этих решений зависит снижение издержек пользователей при работе в SWIFT. Не менее интересными представляются решения SWIFT для корпоративных пользователей, крупных корпораций в части обеспечения их расчетов с обслуживающими банками. Использование сервисов SWIFT позволяет корпорации применить принцип "единого банковского окна" при работе с несколькими банками - членами SWIFT. Один терминал SWIFT, установленный в финансовом подразделении корпорации, используется для обмена сообщениями со всеми обслуживающими банками. Работа непосредственно со стандартными финансовыми сообщениями позволяет избежать затрат на переработку и повторный ввод данных. Это позволяет упростить бизнес-процессы, а также управлять денежными средствами и другими активами более эффективно. - За прошедший год вами много сделано для того, чтобы журнал "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке" стал актуальным по содержанию, оставаясь интересным для чтения. Какие публикации в минувшем году вы считаете наиболее удачными, знаковыми? - В том, что журнал приобрел актуальность, заслуга всего коллектива, работающего над журналом, - коллектива единомышленников, объединенных единой идеей и желанием совершенствовать журнал, но и не меньшая заслуга авторов статей, которые из всего многообразия профильных изданий выбрали именно наше. Наши читатели имели возможность знакомиться с публикациями специалистов самого высокого уровня. Например, на страницах журнала выступали представители территориальных управлений Банка России: Омской, Ярославской, Новосибирской, Ивановской, Рязанской, Владимирской областей. С журналом сотрудничают авторы, которые занимаются научной работой в Москве, Ростове-на-Дону и других уголках нашей страны, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Материалы наших специальных корреспондентов, аккредитованных при Государственной Думе Российской Федерации, интервью и высказывания руководителей Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам были очень актуальны. Практический, предметный аспект журнала поддерживали комментарии наших коллег, сотрудников банков по различной тематике, а также образовавшаяся на страницах нашего журнала обратная связь, в результате которой сотрудники Управления развития розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов Банка России отвечали на вопросы, наиболее часто поступающие от кредитных организаций. В связи с этим хочу поблагодарить читателей нашего журнала за то, что весь год были с нами, а также авторский коллектив и весь коллектив журнала "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке" за совместную плодотворную и очень интересную работу. А.Воронин Подписано в печать 29.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Тематический выпуск: Лизинг: налоговые, бухгалтерские и правовые аспекты ("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 2) >
Статья: Правовое обеспечение работы платежной системы ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.