|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Нюансы баланса ("Практическая бухгалтерия", 2007, N 2)
"Практическая бухгалтерия", 2007, N 2
НЮАНСЫ БАЛАНСА
Вот и пришло время вспомнить об очередном годовом отчете. Поработать над ним придется серьезно, ведь 2006 г. был богат на изменения в налоговом законодательстве. Перемены коснулись и бухгалтерского учета.
В первую очередь мы имеем в виду новую редакцию ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Кроме того, с 2006 г. в бухучете упрощена классификация доходов и расходов. Теперь операционные, внереализационные, чрезвычайные доходы и расходы стали прочими, а отчетность, соответственно, стала проще. Именно об этих нюансах наша статья. Подробнее обо всех новшествах - в книге "Годовой отчет - 2006" под редакцией В.И. Мещерякова.
Строка 120 "Основные средства"
По этой строке отразите стоимость имущества, которое учитываете на счете 01 "Основные средства". В балансе основные средства отражают по остаточной стоимости, то есть за минусом начисленной амортизации. Обратите внимание: с 2006 г. в налоговом учете фирмы могут применять "амортизационную премию" по приобретенным основным средствам и капитальным затратам на их реконструкцию, модернизацию и т.п. Это значит, что разрешено единовременно списывать на налоговые расходы 10 процентов стоимости объекта, а остальные 90 процентов амортизировать в обычном порядке. Использовать эту возможность или нет, фирма решает сама, установив выбранный порядок в учетной политике. Согласно ПБУ "Учет основных средств" ПБУ 6/01 основные средства - это имущество, которое фирма использует в качестве средств труда более одного года: здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт (счет 01) или сдает в аренду (наем), прокат, лизинг (счет 03). С 2006 г. доходные вложения в материальные ценности также относят к основным средствам, но в балансе их отражают по-прежнему в строке 135. А в строке 120 баланса отражают только имущество со сроком службы более года (независимо от цены) и учтенное на счете 01 "Основные средства". Из этого правила есть исключение. Оно касается основных средств стоимостью не более 20 000 руб. (без НДС) за единицу. Такие основные средства разрешено учитывать на счете 10 "Материалы" и списывать на расходы сразу же при передаче в производство или эксплуатацию. Поэтому амортизацию по ним не начисляют. В этом случае имущество не признают основными средствами и в строке 120 баланса не отражают. С одной стороны, максимальный лимит позволит фирме снизить налог на имущество. Однако возникнут расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом. Поэтому вам придется применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Однако вы можете установить меньший лимит стоимости "малоценных" основных средств, закрепив его в своей учетной политике.
Как выгоднее учесть купленное основное средство
Единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на едином фундаменте или имеют общее управление, в учете отражают как отдельный объект основных средств. Учитывать разные части основного средства как единый инвентарный объект зачастую неудобно и невыгодно фирме. К тому же отдельные части компьютера могут обойтись не дороже 20 000 руб., а стоимость всего компьютера окажется выше. Тогда его нужно будет отражать в составе амортизируемого имущества. Поэтому иногда выгоднее списать стоимость имущества на расходы по частям. Причем желательно так, чтобы между данными бухгалтерского и налогового учета не возникло расхождений. Но лимит стоимости "малоценных" основных средств в бухгалтерском и налоговом учете разный. Чтобы избежать применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", установите для бухгалтерского учета лимит в размере не более 10 000 руб. Согласно ПБУ "Учет основных средств" ПБУ 6/01, если у одного объекта есть "несколько частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждую такую часть учитывают как самостоятельный инвентарный объект" (п. 6). Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить по ним разные сроки полезного использования. Срок полезного использования того или иного основного средства фирма устанавливает самостоятельно. Примерные сроки определены в Постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Пример 1. В декабре 2006 г. ЗАО "Актив" приобрело компьютер стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.) и принтер стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Срок полезного использования компьютера был установлен в 48 месяцев, а принтера - в 37 месяцев. При оприходовании техники бухгалтер "Актива" сделал записи: Дебет 10 Кредит 60 - 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходован компьютер; Дебет 19-3 Кредит 60 - 1800 руб. - учтен НДС по компьютеру; Дебет 10 Кредит 60 - 5000 руб. (5900 - 900) - оприходован принтер; Дебет 19-3 Кредит 60 - 900 руб. - учтен НДС по принтеру; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-3 - 2700 руб. (1800 + 900) - НДС по компьютеру и принтеру принят к налоговому вычету; Дебет 60 Кредит 51 - 17 700 руб. (11 800 + 5900) - перечислены деньги за компьютер и принтер. Так как цена каждого объекта основных средств не превышает 20 000 руб., фирма списала их на затраты. Бухгалтер отразил это проводкой: Дебет 26 Кредит 10 - 10 000 руб. - списана стоимость компьютера; Дебет 26 Кредит 10 - 5000 руб. - списана стоимость принтера. Амортизацию по этому имуществу бухгалтер "Актива" не начислял и его стоимость в бухгалтерском балансе не показывал. Как видно из примера, такой вариант более выгоден фирме: - стоимость основных средств включена в расходы единовременно; - бухгалтеру не надо начислять по ним амортизацию; - фирма сэкономит налог на имущество.
Итак, основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает 20 000 руб. (без НДС), разрешено отражать в составе материально-производственных запасов и списывать на затраты при вводе в эксплуатацию без начисления амортизации. Однако это возможно, если только они приобретены после 1 января 2006 г.
Пример 2. В 2006 г. ЗАО "Актив" купило сейф для хранения денег стоимостью 14 160 руб. (в том числе НДС - 2160 руб.). Расходы по его установке составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). "Актив" установил в учетной политике лимит стоимости "малоценных" основных средств не более 10 000 руб. за единицу. Поэтому сейф принят "Активом" к учету в составе основных средств. Бухгалтер "Актива" сделал проводки: Дебет 08-4 Кредит 60 - 12 000 руб. (14 160 - 2160) - отражены затраты на покупку сейфа; Дебет 19-1 Кредит 60 - 2160 руб. - учтен НДС по купленному сейфу; Дебет 08-4 Кредит 60 - 1000 руб. (1180 - 180) - отражены затраты на установку сейфа; Дебет 19-1 Кредит 60 - 180 руб. - учтен НДС по затратам на установку сейфа; Дебет 01 Кредит 08-4 - 13 000 руб. (12 000 + 1000) - сейф введен в эксплуатацию; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1 - 2340 руб. (2160 + 180) - принят к вычету НДС; Дебет 60 Кредит 51 - 15 340 руб. (14 160 + 1180) - оплачен счет поставщика.
Выбытие основных средств
Если ваша фирма ликвидировала, продала, передала безвозмездно гражданину или некоммерческой организации либо в уставный капитал другого предприятия основное средство, спишите его стоимость с баланса фирмы. Эту операцию отразите на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При списании с баланса основного средства сделайте проводки: Дебет 02 Кредит 01 - списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств. Таким образом, по дебету счета 01 "Основные средства" сформируется остаточная стоимость выбывающего основного средства. Отнесите ее в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы": Дебет 91-2 Кредит 01 - списана остаточная стоимость основного средства. Для операций по выбытию объектов основных средств можно открыть к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств". Такой субсчет, прежде всего, необходим для случаев, когда выбытие основных средств происходит достаточно долго (например, при демонтаже сложного оборудования). Если ваша фирма решила использовать субсчет "Выбытие основных средств", при списании с баланса основных средств сделайте проводки: Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 - списана первоначальная стоимость объекта основных средств; Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации; Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость объекта основных средств. Если выбывает основное средство, стоимость которого увеличилась в результате переоценки, то сумму дооценки, числящуюся на счете 83 "Добавочный капитал", включите в состав нераспределенной прибыли. Эту операцию отразите проводкой: Дебет 83 Кредит 84 - сумма дооценки выбывшего объекта основных средств включена в состав нераспределенной прибыли.
Н.Репетова Эксперт серии бераторов "Практическая энциклопедия бухгалтера" Подписано в печать 26.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |