|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Уменьшаем налогооблагаемую прибыль ("Практическая бухгалтерия", 2007, N 2)
"Практическая бухгалтерия", 2007, N 2
УМЕНЬШАЕМ НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ ПРИБЫЛЬ
Проблема снижения прибыли никогда не потеряет своей актуальности для бухгалтеров. В беседе с консультантом Минфина России Юрием Михайловичем Лермонтовым мы обсудили несколько способов ее решения.
Все для сотрудников!
- Юрий Михайлович, не секрет, что современные компании тратят немалые средства на улучшение условий труда своих сотрудников. Все ли подобные затраты можно учесть при расчете налога на прибыль или все же есть исключения? - Конечно, исключения есть. Все зависит от вида "улучшения". Так, например, фирма не сможет учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение и установку в кабины автомобилей магнитол, мотивируя свои действия улучшением качества работы водителей. Ведь, во-первых, расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Во-вторых, установка магнитолы не связана с деятельностью, направленной на получение дохода. Хотя такая аудиотехника и способствует психологической разгрузке водителя при длительных перевозках, трудовым законодательством не предусмотрено оборудование рабочих мест сотрудников магнитолами. Статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено только создание комнат отдыха для их психологической разгрузки. - А что вы можете сказать о таком "веянии прогресса", как установка кулеров с водой: уменьшат ли прибыль затраты по приобретению питьевой воды?
- Здесь все гораздо сложнее. Конечно, можно было бы отнести затраты на воду к прочим расходам, как траты по обеспечению нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако налоговые органы по данному вопросу указывают, что эти затраты не отвечают критерию экономической обоснованности, поскольку они не поименованы в ст. 163 Трудового кодекса как затраты по обеспечению нормальных условий труда (Письмо УМНС России по г. Москве от 29 сентября 2003 г. N 26-12/54118). - Интересно, какую позицию по данному вопросу занял Минфин? - Менее жесткую. В финансовом ведомстве считают, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера можно учесть при исчислении базы по налогу на прибыль, но только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья (Письмо Минфина России от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408). Для большей уверенности налогоплательщиков могу добавить, что сформировавшаяся к настоящему времени арбитражная практика в подавляющем числе случаев на их стороне. Арбитры указывают, что расходы на питьевую воду для работников организации направлены на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (Постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5106/05-С7, Постановление ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2004 г. по делу N А55-5119/04-31). Поэтому, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов, а также сформировавшуюся арбитражную практику, правомерность учета в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат по приобретению питьевой воды для работников организации, очевидно, придется доказывать в суде. - Есть ли актуальные на сегодняшний день положительные примеры уменьшения прибыли на затраты, связанные с организацией труда? - Конечно, есть. Взять хотя бы ситуацию с установлением на предприятии пропускного режима. Расходы на изготовление удостоверений для работников (типографское изготовление, оплата фотографий и т.д.) могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь удостоверение оформляется для обеспечения нормального функционирования организации, надлежащего исполнения должностных обязанностей ее работниками. - К вопросу о "нормальном функционировании организации": а что вы думаете об учете в целях налогообложения прибыли затрат по оснащению и эксплуатации курительных комнат на фирме? - Налогоплательщик вправе в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитывать расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака. Значит, налогоплательщик имеет право учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по оснащению и эксплуатации курительных комнат.
Про документы
- В своих письмах и ответах на частные запросы чиновники Минфина России и ФНС России часто ссылаются на термин "экономическая обоснованность" (п. 1 ст. 252 НК РФ). Должен ли налогоплательщик представлять в налоговый орган какие-либо документы, подтверждающие соответствие расходов этому критерию? - Нет, не должен. Налоговый кодекс этого не требует. - Как в таком случае налогоплательщик сможет подтвердить свою правоту? - Во избежание споров с налоговыми органами при проведении проверок налогоплательщик должен быть готов четко и однозначно раскрыть и доказать налоговому инспектору необходимость тех или иных затрат. Целесообразно закреплять обоснованность расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях и т.д.). - И еще один вопрос, который может заинтересовать фирмы, работающие с иностранными партнерами. Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ внес изменение в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса, которое вступило в силу с 1 января 2006 г. Согласно новшеству налогоплательщик имеет право учитывать затраты в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на основании документов, составленных по правилам делового оборота иностранного государства. Возникает вопрос: можно ли расходы для целей налогообложения прибыли уменьшить на затраты, связанные с переводом таких документов на русский язык? - На территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке (п. 1 ст. 16 Закона от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"). Таким образом, необходимость перевода на русский язык документов, составленных по правилам делового оборота иностранного государства, вытекает из требований законодательства. Более того, отсутствие перевода такого рода документов на русский язык не дает возможности учесть "зарубежные" расходы. Ведь в этом случае не будет выполнено условие их документальной подтвержденности, установленное п. 1 ст. 252 Налогового кодекса. Следовательно, налогоплательщик имеет право уменьшить базу по налогу на прибыль на затраты, связанные с переводом на русский язык документов, составленных по правилам делового оборота иностранного государства.
Интересные моменты
- Иногда в бухгалтерской практике встречаются вопросы из разряда "редко, но метко", которые на первый взгляд не имеют однозначного решения. Давайте остановимся на таких моментах. К примеру, на фирме есть штатный бухгалтер. В соответствии с должностной инструкцией на него возложены обязанности по ведению первичных документов. Непосредственно бухгалтерский учет на основании договора ведется сторонней организацией. Может ли налоговый орган расценить наличие в штате организации бухгалтера как основание для непринятия расходов по этому договору в уменьшение налогооблагаемой прибыли в виду их экономической необоснованности? - Налогоплательщик имеет право учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на юридические и информационные услуги (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на консультационные и аналогичные услуги (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ). Принятие решения о "передаче" зависит от объема учетной работы на предприятии. Таким условием может стать, например, ситуация, когда штатный бухгалтер не обеспечивает полного ведения бухгалтерского учета. Отсюда следует, что наличие в штате должности бухгалтера не станет основанием для непринятия расходов по договору о ведении бухгалтерского учета в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Ведь эти затраты можно считать экономически обоснованными. - Чтобы не отдаляться от "рабочих моментов" бухгалтера, давайте рассмотрим еще один нюанс. Дело в том, что наш журнал не раз обращался к теме печатей, штампов компании. В связи с этим вопрос: как вы считаете, имеет ли право налогоплательщик учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на изготовление круглой печати организации? - Необходимость изготовления печати организации установлена на законодательном уровне (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ). Что же касается налогового учета, то фирма имеет право учесть подобные затраты в составе прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). - Напоследок давайте затронем еще один вопрос, связанный с рекламой. Например, организация для ведения деловой переписки с партнерами заказала в типографии изготовление фирменных почтовых конвертов. Однако на почтовых конвертах, кроме данных о самой организации, содержалась информация рекламного характера (сведения о реализуемых товарах, их характеристиках, преимуществах перед аналогичными товарами и др.) Имеет ли право компания учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на печать фирменных почтовых конвертов, содержащих на себе указанную информацию? - Расходы на канцелярские товары относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на рекламу реализуемых товаров тоже можно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Эта информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из анализа указанных норм следует, что затраты на изготовление фирменных почтовых конвертов, предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами, содержащих информацию рекламного характера, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В то же время затраты по нанесению на конвертах информации рекламного характера не могут быть учтены в составе расходов на рекламу, так как не отвечают понятию рекламы, установленному в п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ. Дело в том, что почтовые отправления предназначены для конкретных лиц, указанных на конвертах. - Юрий Михайлович, редакция журнала выражает вам свою благодарность.
Мнение. Михаил Заусалин, автор журнала "Консультант": "При определении налоговых обязательств расчетным способом инспекторы обязаны учитывать расходы, понесенные фирмой. Кроме того, самостоятельное определение налоговых платежей не отменяет обязанности контролеров соблюдать общие условия принятия решения по итогам проверки, предусмотренные п. 1 ст. 101 Налогового кодекса (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 августа 2006 г. по делу N Ф04-5040/2006(25294-А75-33)). Суд кассационной инстанции указал, что использование инспекторами при проведении выездной проверки расчетного метода определения доходов и расходов проверяемого налогоплательщика в любом случае не предусматривает иного порядка, чем установленный нормами гл. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не изменяет порядок оформления результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и порядок их рассмотрения (п. 1 ст. 101 НК РФ). В февральском номере журнала "Консультант" компании из различных отраслей поделятся своим практическим опытом по решению проблемных вопросов, связанных с налоговым учетом".
Материал подготовила О.Овчинникова Эксперт "ПБ" Подписано в печать 26.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |