|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ответственность должностных лиц организации за нарушение валютного законодательства (Окончание) ("Налоги" (газета), 2007, N 6)
"Налоги" (газета), 2007, N 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(Окончание. Начало см. "Налоги" (газета), 2007, N 5)
Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен ст. 21 Закона N 173-ФЗ: "1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы. 2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. 3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции; 2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"; 3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; 4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги). 4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации. 5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте: 1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов; 2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов; 3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля; 4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации. 6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации. 7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи. 8. Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации". Данная статья действует до 1 января 2007 г. (ст. 26 Закона N 173-ФЗ). В связи с этим следует ожидать внесения изменений и в ст. 15.25 КоАП РФ. Порядок осуществления продажи части выручки регулируется Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Согласно изменениям, внесенным Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 29 марта 2006 г. N 1676-У "О внесении изменения в Инструкцию Центрального банка Российской Федерации от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", обязательная продажа части валютной выручки резидентов в настоящее время осуществляется в размере 0 процентов суммы валютной выручки. Ответственность по ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ несут предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица. В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ: "4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. 5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию". Как было рассмотрено выше, подобная норма содержится и в УК РФ (ст. 193), которая объединяла оба эти состава. Разграничение ответственности производится по критерию размера суммы, не перечисленной в российский банк. Если в ст. 193 УК РФ говорилось о крупном размере, то в ст. 15.25 КоАП РФ такого упоминания нет. Кроме того, если в ст. 193 УК РФ говорилось только о невозвращении средств в иностранной валюте, то в КоАП РФ упоминается и валюта Российской Федерации. На практике при применении ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ возникает вопрос, как быть, если невыполнение резидентом обязанности по перечислению средств в российский банк стало следствием нарушения обязательств контрагента-нерезидента? Представляется, что в данном случае предприниматель или организация не подлежат административной ответственности, поскольку в силу ст. 2.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности требуется наличие вины, а так как организация или предприниматель не имели возможности для соблюдения установленных правил и норм, то и вины в их действиях нет. Следовательно, привлечение к ответственности невозможно. Таким образом, для привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ необходимо, чтобы: - товар был передан в соответствии с условиями внешнеторгового контракта резидентом нерезиденту; - денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не были получены в предусмотренные внешнеторговым контрактом сроки. Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, то есть без вычета банковских расходов и комиссий. Для привлечения к ответственности по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ необходимо, чтобы: - денежные средства были перечислены нерезиденту и не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) для их возврата, а в случае отсутствия таковых в контракте - для ввоза (получения) товаров на таможенную территорию Российской Федерации; - товары не были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Вместе с тем, если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (Письмо ФТС N 01-06/46464). Вина импортера-резидента в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. "При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, необходимо учитывать меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены: а) на стадии предконтрактной подготовки: - выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации; б) на стадии заключения контракта: - внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.); - применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору; - разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор; - использование страхования коммерческих рисков; в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств: - ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии); - предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы". (Письмо ФТС России от 27 декабря 2005 г. N 01-06/46464 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства") Правонарушения, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, совершаемые в форме бездействия, являются оконченными в день, следующий за днем периода, предоставленного для выполнения соответствующей обязанности. Следовательно, в силу п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф должен рассчитываться на момент окончания административного правонарушения исходя из суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию. Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в Российскую Федерацию после возбуждения дела об административном правонарушении не приведет к прекращению производства по делу. Субъектами ответственности по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, а также организации (примечание к ст. 15.25 КоАП РФ). В соответствии с п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ: "Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда". Как видно из диспозиции указанной нормы, объективную сторону данного состава правонарушения составляют действия: - по несоблюдению порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям либо нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Центральным банком Российской Федерации приняты: Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция ЦБ N 117-И) и Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Указанные документы предусматривают представление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам; - нарушение порядка использования специального счета и (или) резервирования. Согласно ст. 1 Закона N 173-ФЗ специальный счет представляет собой банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ. В случае установления в соответствии с Законом N 173-ФЗ требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (данный пункт действует до 1 января 2007 г.). Использование специального счета допускается только в случаях, прямо установленных Законом N 173-ФЗ. Согласно ст. 8 Закона N 173-ФЗ требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами: 1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам; 2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов; 3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); 4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; 5) операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Виды и порядок использования специальных счетов установлены Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов". Согласно ст. 16 Закона N 173-ФЗ в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты обязаны осуществить резервирование. Порядок резервирования установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций".
Обратите внимание! Требование использования специального счета, а также требование резервирования действуют до 1 января 2007 г. (ч. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ);
- нарушение единых правил оформления паспортов сделок. Согласно ст. 20 Закона N 173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Порядок оформления паспорта сделки установлен Инструкцией ЦБ N 117-И; - нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты обязаны обеспечить сохранность учетных документов и иных документов не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Субъектами административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ являются должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Как было уже отмечено, с 1 января 2007 г. ряд норм Закона N 173-ФЗ утрачивает силу. В связи с этим следует ожидать и внесение изменений в ст. 15.25 КоАП РФ. Согласно ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ: "Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда". В настоящее время ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ не применяется (Письмо ФТС N 01-06/46464). В ст. 15 Закона N 173-ФЗ установлены случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ст. 16.4 КоАП РФ. В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Согласно примечанию к ст. 15.25 КоАП РФ стоимость внутренних и внешних ценных бумаг, являющихся предметом административного правонарушения, определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным ст. 16 Закона N 173-ФЗ (отменяется с 1 января 2007 г.) для расчета суммы резервирования по валютной операции. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
П.В.Матвеенко Консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 25.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |