Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Уберечь от несчастного случая ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2)



"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2

УБЕРЕЧЬ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Раздел "Охрана труда" состоит из следующих глав: гл. 33 "Общие положения" (ст. ст. 209 - 210); гл. 34 "Требования к охране труда" (ст. ст. 211 - 215); гл. 35 "Организация охраны труда" (ст. ст. 216 - 218); гл. 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" (ст. ст. 219 - 231).

В ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Статья 7 Конституции РФ гарантирует охрану труда и здоровье граждан.

Однако, к сожалению, в мире пока ежегодно погибает на производстве свыше одного миллиона ста тысяч граждан, т.е. в результате несчастных случаев на рабочем месте каждый день гибнет 3 тыс. работников <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Желтов А.Б., Сошникова Т.А. Трудовое право России. М., 2006. С. 218.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Прежде всего, следует отметить, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июня 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а многие его положения нашли закрепление в разделе Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, имеют место изменения и дополнения разд. X в целях повышения государственных гарантий в данной сфере <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Также см.: Гайдукова Л.Н. Комментарий к изменениям в Трудовом кодексе Российской Федерации. М., 2006. С. 69 - 71. Так, ст. 209 ТК РФ "Основные понятия" дополняется ч. 10 - 12, в которых вводятся новые понятия: "государственная экспертиза условий труда", "аттестация рабочих мест". А сам раздел - новой ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда". Требования охраны труда представляет собой государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ч. 10 ст. 209). Государственная экспертиза труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209). Аттестация рабочих по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений (ч. 12 ст. 209). Основные направления государственной политики в сфере охраны труда, указанные в ст. 210 ТК РФ, дополнены тремя новыми направлениями: - государственная экспертиза условий труда; - установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников. В целом в ст. 210 ТК РФ уточняются полномочия субъектов Российской Федерации и государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по охране труда. В ст. 212 ТК РФ "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" вводится новая обязанность: обязанность обеспечить доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинское учреждение в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи. В новой редакции дается наименование ст. 215 ТК РФ, ранее именовавшейся "Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда". Теперь эта статья именуется "Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда". В этой статье, в числе иных законоположений, указывается на определенные запреты. В частности, проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 2 ст. 215 ТК РФ). Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных выше (в ч. 2 ст. 215 ТК РФ) проектов государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 215). В ч. 4 анализируемой статьи говорится, что новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Статья 215 ТК РФ относится к предупредительному надзору и контролю в сфере охраны труда. Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов по безопасности труда (ССБП), обязательных как при проектировании строительства, так и при эксплуатации объектов, а также в Строительных нормах и правилах (СНиП). Как уже отмечалось, в разд. X ТК РФ включена дополнительная ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда". Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ). Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 2 ст. 216.1 ТК): - качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; - правильности предоставления работникам работодателем компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; - соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативными требованиям охраны труда; - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве. Рассматриваемая экспертиза осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ) Согласно ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеет право: - в соответствии с действующим законодательством беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей; - запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; - проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий. В свою очередь, эти лица обязаны: - составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования РФ; - обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; - обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Поправки, принятые к ст. 217 ТК РФ "Служба охраны труда в организации", расширяют круг организаций (работодателей), которые обязаны создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда. Если до принятия поправок эта обязанность распространялась на работодателей с численностью более 100 работников, то теперь она распространяется на любого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек. В ст. 219 ТК РФ "Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда" закреплено правило следующего содержания: "В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливается". В ином случае, согласно ч. 1 ст. 219 ТК РФ, работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актам, если работник занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры таких компенсаций устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Согласно поправкам к ст. 226 ТК РФ, объем обязательного финансирования работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) увеличиваются с 0,1 до 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). С момента вступления внесенных поправок в силу инспектора по труду получили возможность осуществлять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Л.Анисимов Профессор, заведующий кафедрой "Юриспруденция" Московского института международных экономических отношений, заслуженный юрист РФ, старший советник юстиции, профессор кафедры трудового и социального права Российского государственного социального университета Подписано в печать 25.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Можно ли вносить запись в трудовую книжку о трудовой деятельности по договору подряда? ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2) >
Статья: Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.