Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях и дополнениях, внесенных в Трудовой кодекс РФ ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2)



"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ

(Окончание. Начало см. "Трудовое право кадровика", 2007, N 1)

Структурно изменено содержание ст. 228 ТК РФ, регламентирующей обязанности работодателя при несчастном случае. Теперь ее содержание разделено на две статьи и за счет этого и внесения некоторых дополнений введена новая ст. 228.1 "Порядок извещения о несчастных случаях". В данной статье совершенно новыми являются положения такого содержания:

- о несчастном случае, происшедшем на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), капитан судна незамедлительно обязан сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании - также в соответствующее консульство Российской Федерации;

- о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственную инспекцию труда, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Подвергалась правовой шлифовке в виде определенных правовых уточнений и соответствующих дополнений ст. 229 ТК РФ, в которой регламентируется порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев. Установлено дополнительно, что комиссию по расследованию несчастного случая (в том числе группового), в результате которого пострадавшими получены тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев со смертельным исходом теперь, как правило, должно возглавлять должностное лицо федерального органа исполнительной власти. В этой статье уточнено и установлено:

- во-первых, что лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются;

- во-вторых, что несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования;

- несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несколько уточнены и помещены в самостоятельную новую ст. 229.1 ТК РФ формулировки относительно сроков расследования несчастных случаев. Установлено, что на расследование группового несчастного случая, в результате которого пострадавшие получили легкие телесные повреждения, отведено для комиссии три дня вместо 15 дней. В эту же норму ТК РФ включено такое новое положение, касающееся порядка продления сроков расследования: "Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений".

Статья 229.2 ТК РФ посвящена регламентации порядка проведения расследования несчастных случаев и в ее новом тесте обращает внимание уточненное положение общего характера о том, что конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая, и что несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с зарегистрированным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Материалы государственного контроля и надзора говорят о том, что ежегодно в стране скрываются от учета более трех тысяч несчастных случаев на производстве, в том числе около 300 со смертельным исходом. Видимо с учетом этой неблагоприятной ситуации в ТК РФ появилась новая ст. 229.3, которая наделяет государственных инспекторов труда полномочиями на проведение в таких случаях дополнительных расследований, независимо от срока давности несчастного случая. По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Согласно дополнению, внесенному в ст. 230 ТК РФ, наряду с другими поправками уточняющего характера, на работодателя возложена обязанность рассмотреть результаты расследования несчастного случая на производстве с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.

Новой, дополнительно включенной в ТК РФ является ст. 230.1, которая называется "Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве". В этой статье впервые предусмотрено, что "каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме".

Одновременно с этим в эту статью перенесен ряд уточняющих положений, ранее содержащихся в ст. 230 Кодекса.

В несколько уточненном варианте в ТК РФ представлено содержание ст. 231 по вопросам рассмотрения разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев. Если раньше рассмотрение всех разногласий, указанных в этой статье, возлагалось на органы государственной инспекции труда, то в новой редакции такое право предоставлено федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (в настоящее время это Роструд и его территориальные органы).

В разд. XI ТК РФ, регламентирующем материальную ответственность сторон трудового договора, поправки коснулись ст. ст. 236, 240 и 249 ТК РФ.

Надо особо указать на очень существенное дополнение, внесенное в новую редакцию ст. 236 ТК РФ, в которой предусматривается обязанность работодателя выплачивать денежную компенсацию при нарушении сроков выдачи зарплаты и других выплат, причитавшихся работнику. Но теперь это положение дополнено словами "независимо от наличия вины работодателя". Нам представляется, что такое бескомпромиссно обязательное требование будет побуждать работодателей во всех случаях изыскивать возможности по обеспечению своевременной выплаты работникам заработной платы.

Согласно ст. 240 ТК РФ, работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако в это положение внесено дополнение, по которому теперь собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации.

Из приведенного текста данного дополнения к ст. 240 ТК РФ следует, что такое ограничение прав работодателя собственник имущества может применить не по своему личному усмотрению, а только в случаях, предусмотренных законами или иными нормативными правовыми актами.

По-новому, с учетом внесенного дополнения, сформулирована ст. 249 ТК РФ, предусматривающая, что в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении, он, согласно дополнению к этой статье, будет обязан возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, но только при условии, если иное не предусмотрено в трудовом договоре или соглашении об обучении.

В разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" (ст. ст. 251 - 351) соответствующие правовые дополнения и изменения коснулись целого ряда положений.

Так, несколько расширена и дополнена по содержанию ст. 252 ТК РФ, которая теперь устанавливает не случаи, а основания и порядок особенностей регулирования труда. В эту статью внесено новое правовое положение о том, что настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных, могут устанавливаться особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и материальной ответственности. Исходя из смыслового содержания этого положения можно сделать вывод о том, что тем самым законодательно определена допустимость ухудшения правового положения в сфере труда некоторых категорий работников по отношению к общеустановленным в ТК РФ.

Определенные и более уточненные правовые формулировки включены в ст. 261 ТК РФ. В ее ч. 1 ранее указывалось, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами допускается в случае ликвидации организации, а сейчас в нее включена запись: либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В ч. 2 ст. 261 ТК РФ включено новое требование о том, что для продления срока действия срочного трудового договора с беременной женщиной до окончания ее беременности необходимо не только ее письменное заявление, но и медицинская справка, подтверждающая состояние беременности. В ч. 3 ст. 261 ТК РФ включено совершенно новое положение следующего характера, свидетельствующее о расширении правомочий работодателя: "Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором".

Статья 269 ТК РФ, предусматривающая расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет в случае ликвидации организации, теперь дополнена словами "...или прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем".

В прежней редакции ст. 270 ТК определялось, что понижение нормы выработки для несовершеннолетних работников устанавливаются законами, а теперь, согласно внесенному в эту статью дополнению, они могут устанавливаться также коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором, что говорит о расширении полномочий работодателя в данной сфере трудовых отношений.

Внесено соответствующее правовое уточнение в ч. 1 ст. 273 ТК РФ относительно определения понятия руководителя организации, т.к. оно сделано со ссылкой на Кодекс, другие федеральные и региональные законы, иные нормативные правовые акты. По сути такое же уточнение внесено в ст. ст. 274 и 275 ТК РФ по регулированию труда и заключению трудового договора с руководителем организации.

В ст. 278 ТК РФ помимо общих правовых оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации дополнительно предусмотрено, что решение о прекращении трудового договора в отношении руководителя унитарного предприятия принимается в установленном порядке уполномоченным собственником унитарного предприятия органом.

В ст. 279 ТК РФ внесено уточнение о размере компенсации, выплачиваемой руководителю организации в случае принятия компетентным органом решения о прекращении с ним трудового договора, который должен быть не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Существенно уточнена содержательная редакция ст. 288 ТК РФ. В нее внесено дополнение, обязывающее работодателя предупреждать лицо, с которым заключается трудовой договор о работе по совместительству, о его досрочном прекращении в случае приема на эту работу (должность) другого лица, для которого она будет являться основной. Однако предупреждение о прекращении трудового договора должно быть сделано работодателем только в письменной форме и не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.

Внесено соответствующее уточнение в текст ст. 293 ТК РФ. В ее прежней редакции срок выполнения сезонных работ строго определялся периодом, не превышающим шести месяцев, а согласно внесенному в эту статью дополнению, теперь перечень сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

В ст. 297 ТК РФ, содержащей общие положения о работе вахтовым методом, дополнительно включены два положения следующего характера:

- об оплате работодателем приспособленных для проживания общежитий и иных жилых помещений, в которых размещаются работники, привлекаемые к работе вахтовым методом;

- об утверждении работодателем, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, порядка применения вахтового метода.

Соответствующие уточнения внесены в ст. 303 ТК РФ, касающиеся порядка заключения трудового договора с работодателем - физическим лицом. Во-первых, из этой статьи исключена обязанность работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, регистрировать такой договор в органе местного самоуправления, а, во-вторых, эта статья дополнена ч. 4, согласно которой на работодателя - физическое лицо, не являющегося индивидуальным предпринимателем, возложена обязанность зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства, но это будет теперь осуществляться в уведомительном, т.е. упрощенном, порядке.

Дополнение, внесенное в ст. 306 ТК РФ расширяет ее содержание и устанавливает новое положение о том, что работодатель - физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора, но только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Два новых положения включены в ст. 307 ТК РФ, дополнив ее ч. 3 и 4 нижеследующего содержания:

"Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

В случае смерти работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора в соответствии с частью третьей настоящей статьи, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора".

Согласно дополнению, внесенному в ст. 309 ТК РФ, теперь работодатель - физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, будет обязано вести на каждого работника трудовые книжки, тогда как ранее это делать не запрещалось. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в данном случае по сути устранен правовой нонсенс, содержащийся в законе. На практике это нередко приводило к определенным трудностям при определении стажа граждан, работающих на частное лицо.

Согласно новой редакции ст. 310 ТК РФ, надомнику предоставлено право выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. Однако и при этих условиях трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают. Следовательно, независимо от объема работ, фактически выполняемой членами семьи надомника, они самостоятельно не вправе требовать от работодателя оплаты за свой труд и выполнения других условий договора, заключенного надомником. Все указанные и иные вопросы, возникающие между надомником и членами его семьи, выполняющими работу на дому, решаются ими по обоюдному добровольному согласию.

Конкретные правовые уточнения внесены в ст. 318 ТК РФ. В частности, с шести до трех месяцев сокращен общий срок сохранения среднего месячного заработка за работниками, уволенными по сокращению штата из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вместе с тем в эту статью включено такое изменение, относящееся к содержанию данного положения, которым установлено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Некоторые поправки по формулировкам отдельных положений внесены в ст. 325 ТК РФ о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В основном это касается организаций, финансируемых из федерального бюджета. Кроме того, в ч. 8 этой статьи вошло дополнение о том, что размер, условия и порядок компенсации для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, теперь будут устанавливаться коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Надо отметить, что ранее эти важные для работников вопросы относились к исключительной компетенции работодателя.

Практически таким же образом изменено содержание ст. 326 ТК РФ о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Если ранее по этим вопросам решения принимались работодателем, то сейчас согласно новой редакции ч. 5 данной статьи они также устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, и трудовыми договорами.

Таким образом, вышеизложенные изменения, внесенные в содержание ст. ст. 325 и 326 ТК РФ говорят о некотором ограничении единоличных прав работодателя и безусловном расширении и уточнении правоотношений сторон трудового договора и соответствующих органов работников и профсоюзных организаций.

В гл. 52, регулирующей особенности труда педагогических работников, заметные поправки относятся к положениям, содержащимся в ст. ст. 331, 332 и 336.

Так, в ст. 331 ТК РФ не только уточнен, но и конкретно определен круг лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. Во-первых, из текста статьи исключено положение о том, что перечни соответствующих преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.

Во-вторых, теперь установлено, что к педагогической деятельности не допускаются только лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость и только за умышленные и особо тяжкие преступления. В новый перечень таких лиц также включены лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Значительно расширена как по объему, так и по содержанию ст. 332 ТК РФ, относительно особенностей заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений. Если ранее в ч. 1 этой статьи было указано, что такой договор заключается на срок до пяти лет, то сейчас новая редакция гласит, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Представляется, что преимущества такой общезначимой формулировки вполне очевидны и не требуют изложения каких-либо доказательств. Кроме того, в новую редакцию ст. 332 ТК РФ включено еще шесть новых положений, в которых более детально излагаются правовые нюансы соответствующих правоотношений, включая следующие:

"Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

- должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

- должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

- должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается (п. 4 ст. 336 ТК РФ).

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок".

Несколько уточняющих формулировок с учетом новой редакции ст. 332 применены при изложении содержания ст. 336 ТК РФ, и, в частности, в число дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическими работниками, включены: достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности и неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.

Статья 339 ТК РФ дополнена ч. 2, согласно которой установлено, что минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления работникам, работающим в представительствах Российской Федерации за границей в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями, а также перечень этих стран устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Раздел 13 ТК РФ "Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" состоит из 7 глав и 67 статей (352 - 419).

В название ст. 352 ТК РФ добавлено одно слово и теперь она называется "Способы защиты трудовых прав и свобод", что соответствует конституционным положениям (ст. 17 Конституции). По существу тот же конституционный принцип включен дополнительно в ч. 1 этой статьи, где указано, что каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами. К основным способам защиты трудовых прав и свобод, ранее изложенных в данной статье, дополнительно введена судебная защита. Тем самым можно сказать, что устранен еще один очевидный правовой пробел в регулировании трудовых отношений.

Новая редакция ст. 354 ТК РФ приведена в соответствие с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, и в ней указано, что руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, т.е. это руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), который одновременно является и главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

В ст. 356 ТК РФ уточнены и несколько скорректированы основные полномочия Федеральной инспекции труда, что повлекло исключение из ее текста четырех содержащихся в ней положений, выходящих за пределы возложенных на нее задач. Одновременно эта статья дополнена новым положением, возлагающим на Федеральную инспекцию труда новые обязанности по осуществлению надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. К сожалению, на предприятиях всех форм собственности ежегодно фиксируются многочисленные несчастные случаи и профзаболевания работников, а поэтому к реальному обеспечению соблюдения предусмотренных трудовым законодательством прав и материальных гарантий работников со стороны работодателей вполне обосновано и правомерно теперь будет подключена инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда).

Исходя из содержания изменений, внесенных в ст. 356 ТК РФ, также несколько уточнена содержательная часть редакции ст. 357 этого Кодекса относительно основных прав государственных инспекторов труда.

Согласно новой редакции ст. 358 ТК РФ, на государственных инспекторов труда возложена дополнительно такая важнейшая обязанность, как соблюдение прав и законных интересов работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

В число работодателей, подлежащих инспектированию государственными инспекторами труда в порядке, предусмотренном ст. 360 ТК РФ, дополнительно включены также и работодатели - физические лица.

Из текста ст. 365 ТК РФ исключена ее ч. 2, в которой ранее предусматривалось, что Федеральной инспекцией труда осуществляется координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемая профессиональными союзами (их объединениями) по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это решение, бесспорно, вполне правомерно, т.к. профессиональные союзы и их объединения являются независимыми общественными организациями и защищают трудовые права работников в соответствии с определенным законом порядком. Поэтому содержащееся в вышеуказанной статье требование по координации являлось по существу вмешательством в правовой статус профессиональных союзов.

Глава 58 ТК РФ специально посвящена регулированию защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Несколько скорректирован порядок увольнения работника, являющегося членом профессионального союза, предусмотренный в ст. 373 ТК РФ. В последней части этой статьи указано, что работодатель имеет право расторгнуть договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Это положение дополнено следующими словами: "В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность)".

Статья 375 ТК РФ, регулирующая гарантии и порядок освобожденным профсоюзным работникам, предусматривает, что после окончания срока полномочий на выборной профсоюзной должности работнику предоставляется его прежняя равноценная работа, а в случае невозможности предоставления указанной работы за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, не свыше шести месяцев, и в случае учебы и переквалификации - на срок до одного года. В это положение внесено дополнение, в котором указано, что при отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не предусмотрено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза. Последнее обстоятельство говорит о том, что профсоюзный орган указанного уровня законодательно наделен полномочиями принимать подобные решения исходя из оценки каждого конкретного случая либо общеустановленных правил.

Некоторые правовые уточнения коснулись порядка образования комиссий по трудовым спорам. В тексте ст. 384 ТК РФ теперь указано, что работодатели, получившие предложение в письменной форме о создании такой комиссии, обязаны в десятидневный срок направить в нее своих представителей. В связи с изложенным следует отметить, что отсутствие в тексте данной статьи регламентации относительно указанных выше сроков нередко на местах приводило к затяжной волоките по созданию комиссий о трудовых спорах.

Текст ч. 2 ст. 389 ТК РФ, регламентирующей исполнение решений комиссии по трудовым спорам, дополнен следующими словами: "Работник может обратиться за удостоверением (оно является исполнительным документом) в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительной причине комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Представляется, что вышеизложенное положение будет использоваться заинтересованными лицами в целях обеспечения реального исполнения решений, принимаемых комиссиями по трудовым спорам.

Согласно ст. 393 ТК РФ, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Теперь же в этой статье это положение дополнено следующими словами: "в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер". Нельзя при этом не сказать, что такое четкое требование закона снимает все возникавшие ранее разногласия относительно оплаты судебных пошлин при разрешении споров гражданско-правового характера, содержащихся в трудовых договорах.

Подверглась корректировке ст. 394 ТК РФ, в содержание которой также внесен ряд уточнений относительно изменений формулировок оснований и дат увольнения с работы, которые принимаются соответствующим органом или судом при рассмотрении трудовых споров. В частности, данная статья теперь содержит в ч. 6 новое положение следующего характера: если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Весьма важное по своей значимости положение включено в новую последнюю часть ст. 401 ТК РФ, которая гласит: "Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки".

Не менее существенные поправки внесены в ст. 410 ТК РФ, которые как бы направлены на некоторые упрощения процедуры объявления забастовки. Так, если прежде в ч. 2 этой статьи указывалось, что собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников, то теперь этот кворум снижен до половины. Кроме того, в ч. 8 этой статьи включено важное требование о том, что забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении.

Из ст. 413 ТК РФ, регламентирующей незаконные забастовки, исключена ее последняя часть, в которой было предусмотрено, что в случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с требованиями частей первой и второй этой статьи, то решение по коллективному спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ. Сейчас же в таких случаях согласно новой редакции ст. 404 ТК РФ создается трудовой арбитраж и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Значительно изменены формулировки большинства положений, составляющих содержание ст. 407 ТК РФ. Сейчас новая, несколько расширенная и уточненная редакция этой статьи более предметно и, главное, с учетом требований федерального законодательства полнее излагает основные формы участия федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. При этом в указанной статье прописано, что государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

В заключение хотелось бы сказать, что в целом новая редакция ТК РФ, безусловно, заслуживает положительной оценки. Однако только правоприменительная практика покажет, насколько удачно сформулированы те или иные новые либо уточненные положения, вошедшие в ТК РФ. Поэтому НИИ при Генеральной прокуратуре Российской Федерации будет и дальше осуществлять в пределах своей компетенции соответствующий мониторинг по соблюдению требований ТК РФ и иных законов, регулирующих сферу труда.

И.Викторов

К. ю. н.,

главный научный сотрудник

НИИ проблем укрепления

законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре

Российской Федерации,

заслуженный юрист РФ

Подписано в печать

25.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Потребности и возможности среднего россиянина ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2) >
Статья: Как защитить права двух сторон? О дальнейшем совершенствовании порядка заключения и прекращения трудового договора ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.