|
|
Статья: Как выбрать профессию ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 2)
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 2
КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ
Статья ориентирована на молодых людей, еще не определившихся с выбором профессии. Содержит описание и анализ особенностей основных типов профессий, включает тест, позволяющий читателям оценить свою профессиональную направленность.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск установления определенного соотношения между требованиями профессии и индивидуальностью. В зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов: "человек - природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".
Профессии типа "человек - природа"
Ведущим предметом труда в данном типе профессий являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы.
С элементами соответствующего предмета труда можно познакомиться на уроках биологии, во время работы на пришкольном или дачном участке, в живом уголке, на огороде, в саду, а также при уходе за животными. Примеры профессий, в которых труд направлен на биологические организмы: озеленитель, цветовод-декоратор, лесовод, садовод, хлебороб, агроном, приемщик продукции растениеводства и др. Примеры профессий, труд в которых направлен на живые организмы: животновод, пчеловод, зоотехник, рыбак, кинолог, инструктор служебного собаководства, ветеринарный врач, животновод-механизатор, селекционер-животновод, приемщик продукции животноводства и др. Примеры профессий, связанных с работой с микроорганизмами: лаборант-микробиолог, лаборант бактериологического анализа, изготовитель заквасок, аппаратчик по выращиванию дрожжей, аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза (производство антибиотиков, вакцин и других медикаментов), фармацевт.
Профессии типа "человек - знаковая система"
К данному типу профессий относятся такие, в которых человек работает со знаками и знаковыми системами, условно разделенными на языковые, абстрактно-математические и графические. Специалисты, работающие со знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, создают электронно-вычислительную технику и разрабатывают направления ее внедрения в научную деятельность, проектирование, производство, здравоохранение и культуру. С абстрактно-математическими системами работают математики, астрономы, физики, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают ее учетчики, бухгалтеры, лаборанты, метрологи, статисты. С графическими системами имеют дело разметчики, чертежники, инженеры-конструкторы, картографы, аэрофотосъемщики, штурманы авиации, технические лаборанты, разработчики программ для ЭВМ и т.п. Всеобщая знаковая система - язык. В словесной форме информация создается лингвистами, историками, философами, обрабатывается корректорами, размножается наборщиками, операторами наборных автоматов, анализируется библиографами, нотариусами, инженерами-патентоведами; передается пользователям почтальонами, телеграфистами, телефонистами, радиооператорами, телеоператорами и т.п.
————————————————T—————————————————T————————————————T—————————————————T—————————————T——————————————¬
| Типы | Человек — | Человек — | Человек — | Человек — | Человек — |
| профессий | человек | техника | природа | знаковая |художественный|
| | | | | система | образ |
+———————————————+—————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————+——————————————+
|Примеры |Педагог |Инженер |Геолог |Бухгалтер |Музыкант |
|профессий |журналист |водитель |кинолог |программист |актер |
| |врач |электрик |врач |экономист |архитектор |
| |продавец |наладчик |микробиолог |корректор |дизайнер |
| |менеджер |радиомонтажник |агроном |ученый— |искусствовед |
| | | | |теоретик | |
+———————————————+—————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————+——————————————+
|Ведущие |Общительность, |Способность к |Наблюдательность,|Способность к|Яркое |
|психологические|эмоциональная |математике, |устойчивость |математике |воображение, |
|качества |устойчивость, |физике, |внимания, |(абстрактное |склонность к |
|работника, |организаторские |пространственное|склонность к |мышление), |творчеству, |
|формируемые |способности; |мышление, |систематизации, |устойчивость |гибкость |
|спецификой |эмпатия, |технический |потребность в |внимания, |чувств, |
|предмета труда |наблюдательность,|склад ума, |двигательной |склонность к |развитость |
| |внимание |склонность к |активности |обобщениям, |функциональных|
| | |практическому | |усидчивость |способностей |
| | |труду, | | |(слух, зрение,|
| | |эмоциональная | | |речь, вкус |
| | |устойчивость | | |и т.д.) |
L———————————————+—————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————+———————————————
Профессии типа "человек - художественный образ"
Традиционно труд представителей данного типа профессий называют искусством. Благодаря труду представителей профессий художественного профиля живет и развивается вся современная культура. Мастера, профессионалы создают произведения искусства или вносят в деятельность других людей художественные ценности. Эти специалисты изучают памятники искусства прошедших эпох и явления современной художественной жизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства; формируют художественный вкус поколений. Они организуют встречи с миром красоты - готовят театральные постановки, издания книг, художественные выставки, способствуют художественному самовыражению людей. Все проявления художественной культуры каким-либо образом связаны с деятельностью представителей профессии "человек - художественный образ". Основой труда в этих профессиях и специальностях является создание или преобразование художественных образов. Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Примеры профессий: скульптор, художник, музыкант, танцор, актер, искусствовед, дизайнер, гравер, кружевница, стеклодув, витражист, ювелир, чеканщик, фотограф, ретушер, плиточник, облицовщик-мозаичник, огранщик камней, цветовод-декоратор, модельер, писатель, композитор.
Профессии типа "человек - техника"
К данному типу относятся сотни технических профессий и специальностей, которые связаны с созданием, использованием и обслуживанием самых разнообразных технических устройств, в которых технические механизмы играют не второстепенную роль, а являются объектом и продуктом труда человека. Это профессии в таких отраслях промышленности, как электроэнергетика и радиоэлектроника, топливная и горнорудная промышленность, строительство, транспорт, связь, металлургия, легкая и химическая промышленность, деревообработка. Примеры профессий: токарь, фрезеровщик, оператор станков с числовым программным управлением, станочник широкого профиля, наладчик автоматов, контролер материалов и изделий, слесарь-монтажник, модельщик, техник-судостроитель, инженер-конструктор, оптик-механик, часовщик, оператор вакуумных установок, аппаратчик химпроизводства, техник-технолог, оператор дистанционного пульта управления в химическом производстве, приборист, оператор технологических установок, вулканизаторщик, инженер-строитель, швея, портной, технолог текстильного производства, ткач, вязальщица трикотажных изделий, техник-технолог обувного производства, столяр, инженер по деревообработке, инженер-химик по производству бумаги, варщик целлюлозы, машинист автоматической линии по изготовлению книг.
———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬
| Тип | Класс профессий |
| профессии +————————————————T—————————————————T——————————————+
| | Гностический | Преобразующий |Изыскательский|
+——————————————+————————————————+—————————————————+——————————————+
|"Человек — |Учетчики и |Полеводы, |Селекционеры |
|природа" |приемщики |камнетесы | |
+——————————————+————————————————+—————————————————+——————————————+
|"Человек — |Контролеры ОТК |Слесари, |Конструкторы |
| техника" | |водители, | |
| | |механизаторы | |
+——————————————+————————————————+—————————————————+——————————————+
|"Человек — |Инспекторы, |Медсестры, |Специалисты по|
|человек" |следователи |продавцы, |научной |
| | |работники |организации |
| | |кадровых служб, |труда и |
| | |руководители всех|управления |
| | |уровней | |
+——————————————+————————————————+—————————————————+——————————————+
|"Человек — |Корректоры, |Наборщики, |Программисты |
|знаковая |технические |операторы ЭВМ, | |
|система" |редакторы |бухгалтеры | |
+——————————————+————————————————+—————————————————+——————————————+
|"Человек — |Контролеры— |Маляры, |Модельеры, |
|художественный|приемщики |художники, |дизайнеры, |
|образ" |малярных работ |плотники |столяры, |
| | | |скульпторы, |
| | | |архитекторы |
+——————————————+————————————————+—————————————————+——————————————+
|Основные |Интерес к |Склонность к |Интерес к |
|личностные |свойствам |практическому |новому, |
|качества, |определенных |влиянию на |способность |
|необходимые |объектов, |окружающую среду,|легко |
|работнику |выраженная |интерес к |отказаться от |
| |познавательная |процессу и |привычного |
| |активность, |результату этого |образа |
| |устойчивость |влияния, |мышления, |
| |внимания, |активность и |искать новые |
| |наблюдательность|работоспособность|варианты |
L——————————————+————————————————+—————————————————+———————————————
Профессии типа "человек - человек"
Профессии данного типа связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Особенность этих профессий заключается в том, что главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. А для этого надо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях. Чтобы добиться хороших результатов, выбирая профессии типа "человек - человек", необходимо обладать некоторыми важными качествами и способностями, основными из которых являются организаторские и коммуникативные. Коммуникативные способности личности обеспечивают ее общение и психологическую совместимость с другими людьми, помогают не теряться в новой обстановке, расширять круг своих знакомых, проявлять инициативу в общении, вносить оживление в коллектив. Организаторские способности помогают человеку смело принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу в общественных делах, нести ответственность за себя и других, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято окружающими. Представителей профессий типа "человек - человек" можно встретить в различных сферах деятельности: образование (преподаватель, учитель, воспитатель); обслуживание (продавец, официант); медицина (врач, медицинская сестра, фельдшер). К этому типу относятся и профессии менеджера, следователя, инспектора по делам несовершеннолетних, переводчика, экскурсовода и многие другие. В соответствии с особенностями основных целей деятельности каждый тип профессии подразделяется на классы: гностический (распознавать, определять), преобразующий (обрабатывать, обслуживать) и изыскательский (изобретать, придумывать). Вы можете оценить свою профессиональную направленность, используя предлагаемый тест.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| ОЦЕНИТЕ СЕБЯ |
| |
| ТЕСТ "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО—ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ИНТЕРЕСОВ (ДДО)"|
| |
| Для изучения профессиональной направленности предлагается|
|20 утверждений, позволяющих классифицировать виды трудовой|
|деятельности. При этом отвечать нужно на каждый вопрос, каждый|
|раз делать выбор из двух возможностей ("а" или "б"). В бланке |
|для ответов запишите предпочитаемый вариант. |
| Итак, предположим, что после соответствующего обучения вы|
|сможете выполнить любую работу. Однако если бы вам пришлось|
|выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли: |
| |
|———————————————————————————T—————T—————————————————————————————¬|
||1а. Ухаживать за животными| или |1б. Обслуживать машины, ||
||животными | |приборы (следить за их ||
|| | |работой, регулировать) ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||2а. Помогать больным | или |2б. Составлять таблицы, ||
||людям, лечить их | |схемы, программы для ||
|| | |вычислительных машин ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||3а. Следить за качеством | или |3б. Следить за состоянием и ||
||книжных иллюстраций, | |развитием растений ||
||плакатов, грампластинок | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||4а. Обрабатывать материалы| или |4б. Доводить материалы до ||
||(дерево, ткань, металл, | |потребителя (рекламировать, ||
||пластмассу) | |продавать) ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||5а. Обсуждать | или |5б. Обсуждать художественные ||
||научно—популярные книги, | |книги, пьесы, концерты ||
||статьи | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||6а. Выращивать молодняк | или |6б. Тренировать товарищей ||
||животных какой—либо породы| |или младших) в выполнении ||
|| | |(каких—либо действий ||
|| | |(трудовых, учебных, ||
|| | |спортивных) ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||7а. Копировать рисунки, | или |7б. Управлять каким—либо ||
||изображения, настраивать | |грузовым средством (подъемным||
||музыкальные инструменты | |или транспортным) ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||8а. Сообщать, разъяснять | или |8б. Художественно оформлять ||
||людям нужные им сведения | |выставки, витрины ||
||(в справочном бюро, | |(или участвовать в подготовке||
||на экскурсии) | |пьес, концертов) ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||9а. Ремонтировать вещи, | или |9б. Искать и исправлять ||
||изделия (одежду, технику, | |ошибки в текстах, таблицах, ||
||жилище) | |рисунках ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||10а. Лечить животных | или |10б. Выполнять вычисления, ||
|| | |расчеты ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||11а. Выводить новые сорта | или |11б. Конструировать, ||
||растений | |проектировать промышленные ||
|| | |изделия, машины, здания ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||12а. Разбирать споры, | или |12б. Разбираться в чертежах, ||
||ссоры, убеждать, | |схемах (проверять, уточнять ||
||разъяснять, поощрять, | |их, приводить в порядок) ||
||наказывать | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||13а. Участвовать в | или |13б. Наблюдать, изучать жизнь||
||художественной | |микробов ||
||самодеятельности | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||14а. Обслуживать и | или |14б. Оказывать людям ||
||налаживать медицинские | |медицинскую помощь при ||
||приборы, аппараты | |ранениях, ушибах, ожогах ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||15а. Составлять точные | или |15б. В образной форме ||
||описания—отчеты о | |описывать, изображать события||
||наблюдаемых явлениях, | |(наблюдаемые или ||
||событиях | |представляемые) ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||16а. Делать лабораторные | или |16б. Принимать, осматривать ||
||анализы в больнице | |больных, беседовать ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||17а. Красить или | или |17б. Осуществлять монтаж ||
||расписывать стены | |здания или сборку машин, ||
||помещений, поверхность | |приборов ||
||изделий | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||18а. Организовывать | или |18б. Играть на сцене, ||
||культпоходы сверстников в | |принимать участие в концерте ||
||театры и музеи, устраивать| | ||
||экскурсии | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||19а. Изготовлять по | или |19б. Заниматься черчением, ||
||чертежам детали изделий, | |копировать чертежи, карты ||
||машин, одежду, строить | | ||
||здания | | ||
|+——————————————————————————+—————+—————————————————————————————+|
||20а. Вести работы по | или |20б. Работать на клавишных ||
||борьбе с возбудителями | |машинах (пишущей, телетайпе, ||
||болезней растений, сада | |компьютере) ||
|L——————————————————————————+—————+——————————————————————————————|
| |
| После заполнения бланка для ответов подсчитывается|
|количество совпадений выбранных вариантов с ключом к тесту|
|в каждом из пяти вертикальных столбцов, что и будет показателем|
|степени выраженности осознанной склонности к определенному типу|
|профессии. Если вы менеджер или готовитесь им стать, то у вас,|
|вероятнее всего, должна быть наиболее выраженной склонность|
|к профессиям типа "человек — человек", а также к тем, где вы|
|являетесь специалистом (например, "человек — человек" и |
|"человек — техника"). |
L—————————————————————————————————————————————————————————————————
Существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислим наиболее типичные из них. Ошибка 1. Взгляд на выбор профессии как на выбор постоянного и пожизненного пристанища, островка в океане жизни, без учета того, что вы постепенно накапливаете специальные знания и квалификационные навыки в любой области деятельности. Лучшим инженером, например, будет тот, кто прошел ступени мастерства рабочего, бригадира, мастера и т.д., а лучшим управляющим коммерческим банком тот, кто начал с контролера, кассира, бухгалтера. Ошибка 2. Предрассудок, что некоторые профессии "неприличны", "недостойны", хотя на самом деле они очень нужны и важны в жизни общества. Например, работа в канцелярии типа "кто куда пошлет" считается "приличнее" работы за прилавком или у станка. Такое пренебрежительное деление профессий на "высшие" и "низшие", на "интересные" и "неинтересные", "легкие" и "трудные" поддерживается в некоторых семьях. Ошибка 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, за компанию с ними, чтобы не отставать от друзей. Ошибка 4. Перенос своего отношения к конкретному человеку (учителю или герою произведения) на профессию, которую он представляет, забывая при этом, что личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии. Ошибка 5. Увлечение внешней или какой-то одной стороной профессии без учета всего многообразия работы. Например, геолога нередко ценят за романтику, подвижность его работы, врача - за белизну халата, актера - за известность, педагога - за возможность ставить отметки. Ошибка 6. Отождествление любимого учебного предмета с профессией, когда школьники не представляют, что нет, например, "литератора вообще" или "математика вообще", а есть прямо либо косвенно связанные с этими предметами группы профессий.
————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Ключ к тесту |
| |
|———————————————————————————————————————————————————————————¬ |
|| Тип профессии | |
|+——————————T——————————T——————————T——————————T——————————————+ |
||"Человек —|"Человек —|"Человек —|"Человек —| "Человек — | |
|| природа" | техника" | человек" | знаковая |художественный| |
|| | | | система" | образ" | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 6а | | 6б | | 7а | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| | 7б | 8а | | 8б | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| | 9а | | 9б | | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 10а | | | 10б | | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 11а | 11б | 12а | 12б | 13а | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 16а | | 16б | | 17а | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| | 17б | 18а | | 18б | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| | 19а | | 19б | | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+ |
|| 20а | | | 20б | | |
|+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+——————¬|
|| | | | | |Сумма ||
|L——————————+——————————+——————————+——————————+——————————————+——————++
| |
| Следует обратить внимание на то, что мир профессий|
|чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые ими к|
|человеку, неуклонно меняются. Способности человека также|
|динамичны, находятся в процессе развития, зависят от того,|
|как обучается и воспитывается человек. Следовательно, любая|
|профессиональная диагностика констатирует "срез развития" на|
|данном этапе жизни человека и не дает оснований строить|
|долговременный прогноз. Однако, используя данные диагностики,|
|наглядно можно представить структуру своих способностей,|
|интересов, увидеть проблемы в своем развитии. Полученные|
|результаты — основа для разработки плана саморазвития,|
|подготовки к определенному виду деятельности. |
L————————————————————————————————————————————————————————————————————
Мир профессий (их тысячи!) значительно шире, чем круг учебных предметов (12 - 15), которые поэтому не могут служить для ориентировки в мире труда.
Ошибка 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом, передовыми технологиями.
Ошибка 8. Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях и мотивах (причинах) поступков.
Ошибка 9. Незнание или недооценка своих физических возможностей, своего состояния здоровья. Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои медицинские противопоказания, которые известны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту (психологу).
Ошибка 10. Незнание основных действий (операций) правильного выбора профессий и их порядка, последовательности при решении задач профессионального самоопределения. Знание последовательности действий выбора профессии освободит от лишних или неверных шагов, сэкономит время для верного решения. Лишь в будущей жизни по окончании школы (и не через один год, а примерно через 5 и более лет!) человек узнает, насколько правильными были его действия - первые шаги при выборе профессии в школе.
Пожелание читателю: рассуждая о своей будущей профессии, рассматривайте ее в различных контекстах, примеряйте к каждому из типов профессий, а это в свою очередь убедит вас в том, что только разносторонние и глубокие знания, приобретаемый опыт помогут стать профессионалом, способным достичь успеха в жизни.
Следует также помнить, что мир профессий чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняются. Способности человека также динамичны, находятся в процессе развития, зависят от того, как обучается и воспитывается человек. Следовательно, любое диагностическое испытание констатирует срез развития на данном этапе жизни человека и не дает оснований строить долговременный прогноз. Однако, используя данные диагностики, можно наглядно представить структуру своих способностей, интересов, увидеть проблемы в своем развитии. Полученные результаты - основа для разработки плана саморазвития, подготовки к определенному виду деятельности.
1. Фадеичева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2004.
2. Резапкина Г.В. Психология выбора профессии: программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2005.
Т.Лукьянова
К. э. н.,
доцент кафедры
управления персоналом ГУУ
Подписано в печать
25.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |