Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Представление сведений о суммах НДФЛ в отношении выплат физическим лицам за приобретенное у них имущество ("Все о налогах", 2007, N 2)



"Все о налогах", 2007, N 2

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СУММАХ НДФЛ

В ОТНОШЕНИИ ВЫПЛАТ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

ЗА ПРИОБРЕТЕННОЕ У НИХ ИМУЩЕСТВО

В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о полученных доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов (далее - сведения) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения за 2006 г. необходимо представлять по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" (утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@) на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.

Указанные выше налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.

Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут разрешать отдельным организациям представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Непредставление в определенный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Заметим, что в настоящее время сложилась практика представления сведений налогоплательщиками лично. Надо сказать, что ст. 230 НК РФ не установлено ограничений относительно способа представления сведений в налоговый орган и налоговый агент вправе направить такие сведения по почте. Однако в результате направления сведений по почте присутствует риск повреждения магнитного носителя. В таком случае налоговый орган может расценить это как непредставление сведений и привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Пример 1. Суть дела. Организация направила в адрес налогового органа сведения о доходах физических лиц, содержащиеся на магнитном носителе, а также в виде реестра, где приведены доходы физических лиц, на бумажном носителе. Однако ввиду нарушения структуры файла налоговому органу не удалось считать содержащуюся на магнитном носителе информацию, о чем налоговый орган уведомил организацию, указав на то, что представленные организацией сведения не могут быть приняты. По результатам проверки сведений, повторно представленных организацией за пределами установленного п. 2 ст. 230 НК РФ срока, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Позиция суда. Статьей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговым агентом в определенный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения и его вины в совершении налогового правонарушения (п. п. 1 и 2 ст. 109 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 230 НК РФ сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов должны быть представлены налоговыми агентами не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.

Копией уведомления о вручении почтового отправления подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что сведения о доходах физических лиц за 2004 г., содержащиеся на магнитном и бумажном носителях, направлены в инспекцию 1 апреля 2004 г. Если документы были сданы на почту до 24 ч последнего дня срока, то в силу ст. 6.1 НК РФ срок не считается пропущенным.

Таким образом, срок представления указанных сведений, установленный п. 2 ст. 230 НК РФ организация не нарушила.

Доказательств наличия дефектов на представленном обществом магнитном носителе и возникновения этих дефектов по вине налогоплательщика налоговый орган не представил.

Таким образом, довод инспекции о наличии в действиях организации состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, не подкреплен ни нормами права, ни фактическими обстоятельствами дела.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2005 N А56-16448/2005.)

Вопрос о необходимости представления сведений о суммах НДФЛ, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество, давно носит дискуссионный характер.

Как следует из разъяснений Минфина России, изложенных в Письме от 22.10.2002 N 04-04-06/225, если организация не удерживает НДФЛ с выплаченных доходов в связи с тем, что уплата налога с таких сумм должна производиться непосредственно физическим лицом путем подачи декларации в налоговый орган по месту жительства согласно п. 1 ст. 228 НК РФ, то на этой организации все равно лежит обязанность по представлению в налоговый орган сведений о выплаченных доходах.

Минфин России аргументирует свою позицию положениями п. 2 ст. 230 НК РФ, согласно которому обязанность налоговых агентов вести учет выплачиваемых физическим лицам доходов и представлять соответствующие сведения в налоговые органы предусмотрена для всех без исключения доходов налогоплательщиков - физических лиц.

Однако точка зрения финансового ведомства по данному вопросу расходится с позицией налоговых органов и сформировавшейся арбитражной практикой.

В Письме ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/567 сказано, что у организации отсутствует обязанность представлять налоговому органу сведения в отношении сумм, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество. Поскольку положениями гл. 23 НК РФ на организации, которые выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

Вместе с тем в Письме МНС России от 02.07.2004 N 22-1-15/1134 была приведена противоположная точка зрения в отношении выигрышей, выплаченных физическим лицам организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов). В документе отмечается, что на такие организации распространяется предусмотренный для налоговых агентов общий порядок по ведению учета доходов, выплачиваемых гражданам, и представления сведений об этих доходах в налоговый орган.

По мнению арбитражных судов, приобретая у физического лица принадлежащее ему на праве собственности имущество, организация не обязана представлять налоговому органу сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, а привлечение ее в связи с этим к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно.

При этом судьи исходят из того, что в рассматриваемой ситуации организация при выплате доходов физическому лицу исчисление и уплату НДФЛ не осуществляет, значит, не является налоговым агентом. Следовательно, у нее отсутствуют и другие обязанности налогового агента, связанные, в частности, с представлением в налоговые органы сведений о доходах физических лиц.

Пример 2. Суть дела. Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты и перечисления в бюджет НДФЛ, в ходе которой установлено неправомерное неперечисление НДФЛ. По результатам проверки принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы сведений по форме N 2-НДФЛ о выплаченных суммах доходов и удержанных суммах НДФЛ по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Решение налогового органа мотивировано непредставлением в налоговый орган сведений о доходах физического лица, полученных от реализации организацией центробежных насосов.

Не согласившись с названным решением, организация обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.

Позиция суда. Удовлетворяя заявленные организацией требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Налоговыми агентами признаются лица, на которые НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В силу пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, производят физические лица.

Таким образом, организация в данном случае не является налоговым агентом и не несет обязанностей по удержанию и перечислению налога с выплаченных по указанной сделке физическому лицу денежных сумм, не должна представлять согласно п. 2 ст. 230 НК РФ в налоговый орган сведения о доходах этого лица и не может быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2006 по делу N А06-2716/4-24/05.)

Пример 3. Суть дела. Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2001 - 2004 гг.

По результатам проверки налоговым органом принято решение, по которому организация привлечена к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов: по ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ; по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений о доходах, выплаченных физическим лицам.

На основании решения по результатам проверки организации 16.12.2004 выставлено требование N 18 об уплате налоговой санкции.

В связи с неисполнением организацией в добровольном порядке направленного ему требования об уплате штрафов налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.

Позиция суда. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафов по ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ исходя из следующего.

Статья 226 НК РФ обязывает российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, исчислять, удерживать у налогоплательщиков и уплачивать в бюджет сумму налога, рассчитанную по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога сообщать в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, утвержденной Минфином России, и представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу абз. 4 п. 28 ст. 217 НК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2006 г.) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., если они выплачены в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту.

Согласно ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, лежит на самих физических лицах.

В проверяемом периоде организацией были выплачены доходы ряду физических лиц в виде платы за приобретенное у них имущество (в том числе имущество приобреталось как у физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, так и у иностранных физических лиц) и в виде материальной помощи бывшим работникам организации в размере по 100 руб. каждому.

Таким образом, у организации отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с названных выплат.

Поскольку организация не являлась налоговым агентом, у нее отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и она не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

(Постановление ФАС Центрального округа от 08.06.2006 по делу N А35-1803/05-С3.)

Аналогичные выводы изложены также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 по делу N А56-19860/2005, от 05.04.2005 N А52-6745/2004/2, ФАС Уральского округа от 22.04.2004 N Ф09-1538/04-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2004 N А33-6391/04-С3-Ф02-4871/04-С1.

С.О.Пономарев

Консультант

Минфина России

Подписано в печать

25.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Обзор документов от 25.01.2007> ("Все о налогах", 2007, N 2) >
Вопрос: В каких случаях и для каких лиц осуществляемая ими деятельность по реализации абонентам телефонной связи и пользователям сети Интернет карт оплаты услуг телефонной связи и интернет-карт признается для целей гл. 26.3 НК РФ предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли? ("Все о налогах", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.