|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Представление сведений о суммах НДФЛ в отношении выплат физическим лицам за приобретенное у них имущество ("Все о налогах", 2007, N 2)
"Все о налогах", 2007, N 2
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СУММАХ НДФЛ В ОТНОШЕНИИ ВЫПЛАТ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЗА ПРИОБРЕТЕННОЕ У НИХ ИМУЩЕСТВО
В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о полученных доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов (далее - сведения) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Сведения за 2006 г. необходимо представлять по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" (утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@) на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России. Указанные выше налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц. Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут разрешать отдельным организациям представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Непредставление в определенный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Заметим, что в настоящее время сложилась практика представления сведений налогоплательщиками лично. Надо сказать, что ст. 230 НК РФ не установлено ограничений относительно способа представления сведений в налоговый орган и налоговый агент вправе направить такие сведения по почте. Однако в результате направления сведений по почте присутствует риск повреждения магнитного носителя. В таком случае налоговый орган может расценить это как непредставление сведений и привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Пример 1. Суть дела. Организация направила в адрес налогового органа сведения о доходах физических лиц, содержащиеся на магнитном носителе, а также в виде реестра, где приведены доходы физических лиц, на бумажном носителе. Однако ввиду нарушения структуры файла налоговому органу не удалось считать содержащуюся на магнитном носителе информацию, о чем налоговый орган уведомил организацию, указав на то, что представленные организацией сведения не могут быть приняты. По результатам проверки сведений, повторно представленных организацией за пределами установленного п. 2 ст. 230 НК РФ срока, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Позиция суда. Статьей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговым агентом в определенный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения и его вины в совершении налогового правонарушения (п. п. 1 и 2 ст. 109 НК РФ). В силу п. 2 ст. 230 НК РФ сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов должны быть представлены налоговыми агентами не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России. Копией уведомления о вручении почтового отправления подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что сведения о доходах физических лиц за 2004 г., содержащиеся на магнитном и бумажном носителях, направлены в инспекцию 1 апреля 2004 г. Если документы были сданы на почту до 24 ч последнего дня срока, то в силу ст. 6.1 НК РФ срок не считается пропущенным. Таким образом, срок представления указанных сведений, установленный п. 2 ст. 230 НК РФ организация не нарушила. Доказательств наличия дефектов на представленном обществом магнитном носителе и возникновения этих дефектов по вине налогоплательщика налоговый орган не представил. Таким образом, довод инспекции о наличии в действиях организации состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, не подкреплен ни нормами права, ни фактическими обстоятельствами дела. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2005 N А56-16448/2005.)
Вопрос о необходимости представления сведений о суммах НДФЛ, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество, давно носит дискуссионный характер. Как следует из разъяснений Минфина России, изложенных в Письме от 22.10.2002 N 04-04-06/225, если организация не удерживает НДФЛ с выплаченных доходов в связи с тем, что уплата налога с таких сумм должна производиться непосредственно физическим лицом путем подачи декларации в налоговый орган по месту жительства согласно п. 1 ст. 228 НК РФ, то на этой организации все равно лежит обязанность по представлению в налоговый орган сведений о выплаченных доходах. Минфин России аргументирует свою позицию положениями п. 2 ст. 230 НК РФ, согласно которому обязанность налоговых агентов вести учет выплачиваемых физическим лицам доходов и представлять соответствующие сведения в налоговые органы предусмотрена для всех без исключения доходов налогоплательщиков - физических лиц. Однако точка зрения финансового ведомства по данному вопросу расходится с позицией налоговых органов и сформировавшейся арбитражной практикой. В Письме ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/567 сказано, что у организации отсутствует обязанность представлять налоговому органу сведения в отношении сумм, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество. Поскольку положениями гл. 23 НК РФ на организации, которые выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут. Вместе с тем в Письме МНС России от 02.07.2004 N 22-1-15/1134 была приведена противоположная точка зрения в отношении выигрышей, выплаченных физическим лицам организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов). В документе отмечается, что на такие организации распространяется предусмотренный для налоговых агентов общий порядок по ведению учета доходов, выплачиваемых гражданам, и представления сведений об этих доходах в налоговый орган. По мнению арбитражных судов, приобретая у физического лица принадлежащее ему на праве собственности имущество, организация не обязана представлять налоговому органу сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, а привлечение ее в связи с этим к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно. При этом судьи исходят из того, что в рассматриваемой ситуации организация при выплате доходов физическому лицу исчисление и уплату НДФЛ не осуществляет, значит, не является налоговым агентом. Следовательно, у нее отсутствуют и другие обязанности налогового агента, связанные, в частности, с представлением в налоговые органы сведений о доходах физических лиц.
Пример 2. Суть дела. Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты и перечисления в бюджет НДФЛ, в ходе которой установлено неправомерное неперечисление НДФЛ. По результатам проверки принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы сведений по форме N 2-НДФЛ о выплаченных суммах доходов и удержанных суммах НДФЛ по п. 1 ст. 126 НК РФ. Решение налогового органа мотивировано непредставлением в налоговый орган сведений о доходах физического лица, полученных от реализации организацией центробежных насосов. Не согласившись с названным решением, организация обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным. Позиция суда. Удовлетворяя заявленные организацией требования, арбитражный суд исходил из следующего. Налоговыми агентами признаются лица, на которые НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ). В силу пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, производят физические лица. Таким образом, организация в данном случае не является налоговым агентом и не несет обязанностей по удержанию и перечислению налога с выплаченных по указанной сделке физическому лицу денежных сумм, не должна представлять согласно п. 2 ст. 230 НК РФ в налоговый орган сведения о доходах этого лица и не может быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. (Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2006 по делу N А06-2716/4-24/05.)
Пример 3. Суть дела. Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2001 - 2004 гг. По результатам проверки налоговым органом принято решение, по которому организация привлечена к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов: по ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ; по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений о доходах, выплаченных физическим лицам. На основании решения по результатам проверки организации 16.12.2004 выставлено требование N 18 об уплате налоговой санкции. В связи с неисполнением организацией в добровольном порядке направленного ему требования об уплате штрафов налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд. Позиция суда. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафов по ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ исходя из следующего. Статья 226 НК РФ обязывает российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, исчислять, удерживать у налогоплательщиков и уплачивать в бюджет сумму налога, рассчитанную по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога сообщать в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, утвержденной Минфином России, и представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу абз. 4 п. 28 ст. 217 НК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2006 г.) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., если они выплачены в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту. Согласно ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, лежит на самих физических лицах. В проверяемом периоде организацией были выплачены доходы ряду физических лиц в виде платы за приобретенное у них имущество (в том числе имущество приобреталось как у физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, так и у иностранных физических лиц) и в виде материальной помощи бывшим работникам организации в размере по 100 руб. каждому. Таким образом, у организации отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с названных выплат. Поскольку организация не являлась налоговым агентом, у нее отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и она не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. (Постановление ФАС Центрального округа от 08.06.2006 по делу N А35-1803/05-С3.)
Аналогичные выводы изложены также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 по делу N А56-19860/2005, от 05.04.2005 N А52-6745/2004/2, ФАС Уральского округа от 22.04.2004 N Ф09-1538/04-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2004 N А33-6391/04-С3-Ф02-4871/04-С1.
С.О.Пономарев Консультант Минфина России
Подписано в печать 25.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |