|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности применения специальных налоговых режимов ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 1)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 1
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
Налоговый кодекс РФ допускает существование специфических моделей налогообложения отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках специальных налоговых режимов, под которыми понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемых в случаях и порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. В настоящее время к числу специальных налоговых режимов относятся: - единый сельскохозяйственный налог; - упрощенная система налогообложения (УСН); - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД); - система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции. Для предприятий торговли и общественного питания наиболее характерными являются упрощенная система налогообложения, регулируемая гл. 26.2 НК РФ, и единый налог на вмененный доход, регулируемый гл. 26.3 НК РФ. Кроме того, каждый из этих режимов обязан регулироваться соответствующим законом, принятым органами субъекта РФ или местного самоуправления на территории действия режима.
Суть специальных налоговых режимов сводится к замене для определенной категории малых предприятий большинства федеральных и региональных налогов одним единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговый периоды. Применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанности уплаты следующих налогов (рис. 1).
———————————————————————————————¬ | УСН и ЕНВД заменяют | L———————————————T———————————————------------------------+--------------¬ \¦/ \¦/ —————————+————————¬ ————————————————————+————————————————¬ | Для организаций | | Для индивидуальных предпринимателей| LT————————————————— L———————————————————————————————————T— | ———————————————————¬ — — — — — — — — — — — — — — — — — — ¬ | +—>| Налог на прибыль | ——————————————————————————————————¬| | | | организаций | || Налог на доходы физических лиц |<——+ | L——————————————————— L——————————————————————————————————| | | ———————————————————¬ | | +—>|Налог на имущество| ——————————————————————————————————¬| | | | организаций | ||Налог на имущество физических лиц|<——+ | L——————————————————— L—————————————————————————————————— | | —————————————————————+——————————————————————————————————¬| | +—>| Единый социальный налог |<——+ | L————————————————————T———————————————————————————————————| | | L — — — — — — — —T —T — — — — — — — — | | \— L/ | | \ / | | —————————————————\/———————————————¬ | | | В отношении доходов и имущества,| | | | полученных и использованных для | | | | предпринимательской деятельности| | | L—————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | L—>| Налог на добавленную стоимость, за исключением ввоза |<———¦ товаров на таможенную территорию РФ ¦ L------------------------------------------------------ ———— Рис. 1. Замена уплаты налогов и сборов упрощенной системой налогообложения и единым налогом на вмененный доход
Особенностями применения упрощенной системы налогообложения являются следующие: - УСН применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами; - переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно; - для налогоплательщиков, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления отчетности; - налогоплательщики, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Однако организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Налогоплательщики при упрощенной системе налогообложения фактически определяются заявительным образом, поскольку для того, чтобы организация могла перейти на упрощенную систему, необходимо соблюдение двух условий: - удовлетворение ряда критериев (рис. 2); - желание организации перейти на систему, подав заявление на право применения упрощенной системы.
——————————————————————————————————————————————————————————¬ ————+ Критерии перехода на упрощенную систему налогообложения | | L——————————————————————————————————————————————————————————¦ -----------------¬ -----------------------------------------¬ ¦ ¦Переход возможен¦ ¦Если по итогам девяти месяцев того года,¦ +->¦только для малых+-->¦ в котором организация подает заявление ¦ ¦ ¦ предприятий ¦ ¦ о переходе на упрощенную систему ¦ ¦ L------------T---- ¦налогообложения, ее доходы не превысили ¦ ¦ ¦ ¦ 15 млн руб. ¦ ¦ ¦ L--------------------------------------- ———— ¦ ¦ -----------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Индивидуальные предприниматели вправе ¦ ¦ L------>¦ перейти независимо от размера ¦ ¦ ¦ полученных доходов ¦ ¦ L--------------------------------------- ———— ¦ -----------------¬ -----------------------------------------¬ ¦ ¦ Организация +-->¦ То есть доля непосредственного участия ¦ ¦ ¦ должна ¦ ¦ других организаций составляет ¦ ¦ ¦ удовлетворять ¦ ¦ не более 25% ¦ +->¦ требованиям, ¦ L--------------------------------------- ———— ¦ ¦ касающимся ¦ -----------------------------------------¬ ¦ ¦ уставного ¦ ¦ Ограничение не распространяется ¦ ¦ ¦ капитала +-->¦ на организации, уставный капитал ¦ ¦ L----------------- ¦ которых полностью состоит из вкладов ¦ ¦ ¦ общественных организаций инвалидов, ¦ ¦ ¦ если среднесписочная численность ¦ ¦ ¦инвалидов среди их работников составляет¦ ¦ ¦ не менее 50%, а их доля в фонде оплаты ¦ ¦ ¦ труда - не менее 25% ¦ ¦ L--------------------------------------- ———— ¦ -----------------------------¬ -------------------------¬ ¦ ¦ Численность работников ¦ -->¦ Частные нотариусы, ¦ +->¦ не должна превышать ¦ ¦ ¦ адвокаты ¦ ¦ ¦ 100 человек ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ L----------------------------- ¦ -------------------------¬ ¦ -----------------------------¬ ¦ ¦ Профессиональные ¦ ¦ ¦ Остаточная стоимость ¦ +->¦ участники рынка ¦ ¦ ¦ основных средств ¦ ¦ ¦ ценных бумаг ¦ +->¦ и нематериальных активов ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ ¦ должна быть ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ ¦ менее 100 млн руб. ¦ +->¦ Негосударственные ¦ ¦ L----------------------------- ¦ ¦ пенсионные фонды ¦ ¦ -----------------------------¬ ¦ L----------------------- ———— ¦ ¦ Ограничения по видам ¦ ¦ -------------------------¬ L->¦ деятельности +----+->¦ Инвестиционные фонды ¦ LT---------------------------- ¦ L----------------------- ———— ¦ -------------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ ¦ Налогоплательщики, ¦ +->¦ Бюджетные учреждения ¦ +->¦ занимающиеся игорным ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ ¦ бизнесом ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ L------------------------- +->¦ Страховые организации ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ L----------------------- ———— ¦ ¦ Налогоплательщики, ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ ¦ занимающиеся ¦ +->¦ Ломбарды ¦ +->¦ производством ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ ¦ подакцизных товаров, ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ ¦ добычей и реализацией ¦ +->¦ Кредитные учреждения ¦ ¦ ¦ полезных ископаемых ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ L------------------------- ¦ -------------------------¬ ¦ -------------------------¬ L->¦ Иностранные организации¦ ¦ ¦ Плательщики единого ¦ L----------------------- ———— +->¦ сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ налога ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ -------------------------¬ +->¦ Организации, имеющие ¦ ¦ ¦ филиалы ¦ ¦ L----------------------- ———— ¦ -------------------------¬ ¦ ¦ Организации - участники¦ L->¦ соглашений о разделе ¦ ¦ продукции ¦ L----------------------- ———— Рис. 2. Критерии перехода на упрощенную систему налогообложения
Начало и прекращение применения упрощенной системы налогообложения представлено на рисунке 3.
——————————————————————¬ ———————————————————————————————————¬ ————+ Порядок перехода | | Заявление в налоговый орган | |———+на упрощенную систему+——\| с 1 октября по 30 ноября года, | || —+ налогообложения +——/| предшествующего году, начиная | || |L—————————————————————— |с которого налогоплательщик желает| || | ———————————————————————¬| перейти на УСН | || L—\| Вновь созданные |L—————————————————T—————————————————¦L---/¦ организации и вновь ¦ \¦/ ¦ ¦ зарегистрированные ¦------------------+---------¬ ¦ ¦ индивидуальные ¦¦ В заявлении указывается ¦ ¦ ¦ предприниматели, ¦¦ размер доходов за девять +-----¬ ¦ ¦ изъявившие желание ¦¦ месяцев текущего года +---¬ ¦ ¦ ¦ применять УСН, вправе¦L---------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ подать заявление ¦----------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ о переходе на УСН ¦¦ Выбор объекта ¦/--- ¦ ¦ ¦ в пятидневный срок ¦¦ налогообложения ¦\--- ———— ¦ ¦ с даты постановки ¦¦ осуществляется ¦ ¦ ¦ на учет в налоговой ¦¦ налогоплательщиком до ¦ ¦ ¦ инспекции ¦¦ начала налогового периода ¦ ¦ L-----------------------L-------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ Налогоплательщики не вправе самостоятельно до окончания ¦ ¦ ¦налогового периода переходить на общий режим налогообложения¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной ¦ +-->¦режим с начала календарного года, уведомив об этом налоговый¦ ¦ ¦ орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает¦ ¦ ¦ перейти на иной режим ¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим, вправе ¦ L-->¦вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того,¦ ¦ как он утратил право на применение УСН ¦ L----------------------T----------T------------------------- ———— ¦ В случаях¦ L--T----T- ———— \- L/ \ / \ / \/ ————————————————————————————————¬————————————————————————————————¬ | Если по итогам отчетного || Если в течение отчетного | | (налогового) периода || (налогового) периода допущено | | доходы превысили 20 млн руб. || несоответствие требованиям | L————————————————————————————————|в отношении налогоплательщиков,| | не имеющих права перехода | L———————————————————————————————— Рис. 3. Условия применения упрощенной системы налогообложения
Объектом налогообложения могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Причем объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Объект выбирают сами налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, которые в качестве объекта применяют только доходы, уменьшенные на величину расходов. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. Определение налоговой базы зависит от объекта налогообложения. Если объектом являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Определение доходов и расходов представлено на рисунке 4.
————————————————————————————————————————————————¬ | Доходы при упрощенной системе налогообложения | L———————————————————————T————————————————————————--------------------+-------------------¬ \¦/ \¦/ ————————————+———————————————¬ ———————————————————+———————————¬ |учитываемые при определении| |не учитываемые при определении| | объекта | | объекта +¬ LT——————————————————————————— L———————————————————————————————| | —————————————————————————¬ ——————————————————————————————¬ | | | Доходы от реализации | | Доходы в виде дивидендов |<+ +>| (ст. 249 НК РФ) | L—————————————————————————————— | | L————————————————————————— ——————————————————————————————¬ | | —————————————————————————¬ | Доходы, не учитываемые | | L>| Внереализационные | | при определении налоговой |<— | доходы (ст. 250 НК РФ) | | базы по налогу на прибыль | L————————————————————————— | организаций (ст. 251 НК РФ) | L——————————————————————————————-------------------------------------------------¬ —————————+ Расходы при упрощенной системе налогообложения | | L—————————————————————————————————————————————————¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ на приобретение, сооружение и изготовление основных средств¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ на приобретение нематериальных активов ¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ арендные платежи ¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ на оплату труда, выплату пособий по временной ¦ ¦ ¦ нетрудоспособности ¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ суммы НДС по приобретенным товарам ¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ +-->¦ суммы налогов и сборов ¦ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— ¦ -------------------------------------------------------------¬ L-->¦ другие расходы, предусмотренные гл. 26.2 НК РФ ¦ L----------------------------------------------------------- ———— Рис. 4. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения
В НК РФ установлен порядок уплаты минимального налога организациями и индивидуальными предпринимателями, если объектом выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. Обязанность по уплате минимального налога возникает тогда, когда по результатам работы за налоговый период сумма единого налога, исчисленная исходя из налоговой базы организации или индивидуального предпринимателя, меньше суммы минимального налога. Сумма минимального налога равна 1% от суммы доходов. Чтобы установить, какой налог должен уплатить налогоплательщик - единый налог, исчисленный исходя из налоговой базы, или минимальный, необходимо определить: 1) размер дохода, полученного за налоговый период; 2) сумму налога, исчисленную исходя из налоговой базы по окончании налогового периода и налоговой ставки 15%; 3) сумму минимального налога, умножив размер полученного дохода на 1%. Затем нужно сравнить сумму минимального налога и сумму единого налога, исчисленную исходя из налоговой базы. Если сумма минимального налога превышает сумму единого налога, исчисленную исходя из налоговой базы, в бюджет перечисляется минимальный налог. Если же сумма единого налога, исчисленная исходя из налоговой базы, больше суммы минимального налога, в бюджет перечисляется единый налог. Минимальный налог уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями по итогам налогового периода, то есть года. Если организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, по итогам работы за налоговый период получили убыток, они также должны исчислить и уплатить в бюджет минимальный налог. Если по итогам налогового периода получен убыток, единый налог, исчисленный в общем порядке, будет равен нулю. Очевидно, что минимальный налог, исчисленный в размере 1% от полученных доходов, будет больше нуля. Следовательно, его нужно уплатить в бюджет. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, самостоятельно определяют сумму единого налога (квартальных авансовых платежей по единому налогу), подлежащую уплате в бюджет, по итогам налогового (отчетного) периода. Организации и индивидуальные предприниматели по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу. Квартальный авансовый платеж рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода и до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев. По окончании налогового периода, то есть по окончании календарного года, рассчитывается не квартальный авансовый платеж, а сумма налога. При расчете сумма налога (квартального авансового платежа), исчисленная нарастающим итогом, уменьшается на сумму авансовых платежей по налогу, уплаченных ранее в течение налогового периода. Квартальные авансовые платежи и налоги уплачиваются по месту нахождения организации и месту жительства индивидуального предпринимателя. Для налогоплательщиков, объектом у которых являются доходы, сумма налога, исчисленная за период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам, но не более 50%. Единый налог, исчисленный по итогам налогового периода, организации уплачивают не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Индивидуальные предприниматели уплачивают налог, исчисленный по итогам налогового периода, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы в переходном периоде организациями, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения применяли общий режим налогообложения и признавали доходы и расходы в целях налогообложения прибыли по методу начисления. Переход от общего режима налогообложения к упрощенной системе предусматривает выполнение следующих условий: - необходимо выявить суммы авансовых платежей, полученных в счет будущей отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые не учитывались в целях налогообложения по налогу на прибыль; - на 1 января года, в котором организация начинает применять упрощенную систему налогообложения, нужно сформировать данные налогового учета основных средств, приобретенных в период применения общего режима налогообложения в порядке, предусмотренном в ст. 346.16 НК РФ; - организации должны определить размер дебиторской задолженности, числящейся по состоянию на 1 января года, в котором осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения; - должна выявить на счетах бухгалтерского учета размер денежных средств, перечисленных поставщикам (подрядчикам) в качестве авансов выданных. Переход от упрощенной системы на общий режим налогообложения предусматривает выполнение следующих условий: 1) в налоговую базу для целей исчисления прибыли не включаются денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета такие суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения; 2) расходы, осуществленные организацией в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по налогу на прибыль на дату их осуществления независимо от даты их оплаты. Основная цель единого налога на вмененный доход заключается в привлечении к налоговой обязанности тех категорий лиц и предприятий, которые в силу специфики своей деятельности обладают наиболее широкими возможностями уклоняться от уплаты налога, а контроль за этими предприятиями является настолько дорогостоящим и трудоемким, что по расходам может оказаться сопоставимым с доходами, выявляемыми по результатам проверок. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, при этом местные органы власти наделяются следующими полномочиями: - определение сфер предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом из установленного НК РФ перечня; - определение порядка введения единого налога; - определение значения коэффициента К2. Все виды деятельности, подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход, представлены на рисунке 5.
—————————————¬—————————————————¬ | оказание || хранение | ———————————¬|ветеринарных||автотранспортных| | перевозка|| услуг || средств | |пассажиров|L————T————————L—T———————————————L-------T--- /¦\ /¦\ -------------------------¬ ——————————————¬/|\ | | ————>| мойка, ремонт, ТО | | услуги | L———¬ | | | |автотранспортных средств| |общественного| —+————+——————————+——+¬ L—————————————————————————¦ питания ¦<---+ ¦ -------------------¬ L-------------- ¦ ЕНВД +-->¦разносная торговля¦ ——————————————¬ | облагаются | L———————————————————¦ услуги ¦<---+ ¦ ----------------------¬ ¦по временному¦ ---+ +-->¦реклама на автобусах,¦ ¦ размещению ¦ ¦ L--------T----------T- ¦троллейбусах и других¦ ¦и проживанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автотранспортных ¦ L--------------\¦/ \¦/ L--¬ ¦ средствах ¦ ——————+——¬————————+——————————¬ \|/L——————————————————————¦оказани妦розничная торговля¦--+------¬ ¦ бытовых¦¦ через торговые ¦¦наружная¦ ¦ услуг ¦¦ залы площадью ¦¦ реклама¦ L---------¦не более 150 кв. м¦L------- ———— L----------------- ———— Рис. 5. Виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Особенностью единого налога на вмененный доход является объект налогообложения, под которым подразумевается вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (табл. 1).
Таблица 1
Базовая доходность в зависимости от вида предпринимательской деятельности
————————————————————————————T————————————————————————T———————————¬ | Виды предпринимательской | Физические показатели | Базовая | | деятельности | | доходность| | | | в месяц | | | | (рублей) | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание бытовых услуг |Количество работников, | 7 500 | | |включая индивидуального | | | |предпринимателя | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание ветеринарных услуг|Количество работников, | 7 500 | | |включая индивидуального | | | |предпринимателя | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание услуг по ремонту, |Количество работников, | 12 000 | |техническому обслуживанию |включая индивидуального | | |и мойке автотранспортных |предпринимателя | | |средств | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание услуг по хранению |Площадь стоянки | 50 | |автотранспортных средств |(в квадратных метрах) | | |на платных стоянках | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание автотранспортных |Количество транспортных | 6 000 | |услуг |средств, используемых | | | |для перевозки пассажиров| | | |и грузов | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Розничная торговля, |Площадь торгового зала | 1 800 | |осуществляемая через |(в квадратных метрах) | | |объекты стационарной | | | |торговой сети, имеющей | | | |торговые залы | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Розничная торговля, |Торговое место | 9 000 | |осуществляемая через | | | |объекты стационарной | | | |торговой сети, не имеющей | | | |торговых залов, и розничная| | | |торговля, осуществляемая | | | |через объекты | | | |нестационарной торговой | | | |сети | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Развозная (разносная) |Количество работников, | 4 500 | |торговля (за исключением |включая индивидуального | | |торговли подакцизными |предпринимателя | | |товарами, лекарственными | | | |препаратами, изделиями | | | |из драгоценных камней, | | | |оружием и патронами к нему,| | | |меховыми изделиями | | | |и технически сложными | | | |товарами бытового | | | |назначения) | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание услуг |Площадь зала | 1 000 | |общественного питания через|обслуживания посетителей| | |объекты организации |(в квадратных метрах) | | |общественного питания, | | | |имеющие залы обслуживания | | | |посетителей | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание услуг |Количество работников, | 4 500 | |общественного питания через|включая индивидуального | | |объекты организации |предпринимателя | | |общественного питания, | | | |не имеющие залов | | | |обслуживания посетителей | | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Распространение и (или) |Площадь информационного | 3 000 | |размещение наружной рекламы|поля наружной рекламы | | |с любым способом нанесения |с любым способом | | |изображения, за исключением|нанесения изображения, | | |наружной рекламы |кроме наружной рекламы | | |с автоматической сменой |с автоматической сменой | | |изображения |изображения | | | |(в квадратных метрах) | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Распространение и (или) |Площадь информационного | 4 000 | |размещение наружной рекламы|поля экспонирующей | | |с автоматической сменой |поверхности | | |изображения |(в квадратных метрах) | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Распространение и (или) |Площадь информационного | 5 000 | |размещение наружной |поля электронных табло | | |рекламы посредством |наружной рекламы | | |электронных табло |(в квадратных метрах) | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Распространение и (или) |Количество автобусов | 10 000 | |размещение рекламы |любых типов, трамваев, | | |на автобусах любых типов, |троллейбусов, легковых | | |трамваях, троллейбусах, |и грузовых автомобилей, | | |легковых и грузовых |прицепов, полуприцепов | | |автомобилях, прицепах, |и прицепов—роспусков, | | |полуприцепах и |речных судов, | | |прицепах—роспусках, речных |используемых | | |судах |для распространения | | | |и (или) размещения | | | |рекламы | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание услуг по |Площадь спального | 1 000 | |временному размещению |помещения | | |и проживанию |(в квадратных метрах) | | +———————————————————————————+————————————————————————+———————————+ |Оказание услуг по передаче |Количество торговых | 6 000 | |во временное владение |мест, переданных во | | |и (или) пользование |временное владение или | | |стационарных торговых мест,|пользование другим | | |расположенных на рынках |хозяйствующим субъектам | | |и в других местах торговли,| | | |не имеющих залов | | | |обслуживания посетителей | | | L———————————————————————————+————————————————————————+———————————— Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2. К1 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В 2007 г. К1 = 1,096. К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности. В настоящее время он установлен в диапазоне от 0,005 до 1. Таким образом, местным органам власти предоставлена возможность уменьшить возросшую налоговую нагрузку по ЕНВД, снизив значение корректирующего коэффициента К2. Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Порядок исчисления единого налога на вмененный доход представлен на рисунке 6.
——————————————————————————————————————————————————————¬ | Система налогообложения в виде единого налога | | на вмененный доход для отдельных видов деятельности | L——————————————————————————T———————————————————————————\¦/ —————————————————————————————————+———————————————————————————————¬ | Уплата ЕНВД предусматривается только в отношении отдельных | | видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26, за исключением| | осуществления данных видов деятельности в рамках договора | | простого товарищества | L————————————————————————————————T————————————————————————————————\¦/ ———————————————¬ ——————————+————————¬ ————————————————¬ | Организации |<——————+ Налогоплательщики|—————>| Индивидуальные| LT—————————————— | (ст. 346.28) | |предприниматели| | L—————————T————————— L——————————————T— | ——————————————————————¬ | ——————————————————————¬ | | |Не уплачивают: | | |Не уплачивают: | | | |— Налог на прибыль | | |— Налог на доходы | | | |— НДС | | |физических лиц | | L—+— ЕСН | | |— НДС +——¦- Налог на имущество ¦ ¦ ¦- ЕСН ¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦- Налог на имущество ¦ L---------------------- ¦ ¦физических лиц ¦ \¦/ L-------------------- ———— -----------------------------+--------------------------¬ ¦ Объект налогообложения - вмененный доход (ст. 346.29) ¦ L----------------------------T------------------------- ———— \¦/ —————————————————————————————————+———————————————————————————————¬ | Налоговая база —> величина вмененного дохода = Базовая | | доходность x К1 x К2 x Величина физического показателя | | (ст. 346.29) | L————————————————————————————————T————————————————————————————————\¦/ ————————————————————————+—————————————————————¬ | Налоговый период — квартал (ст. 346.30) | L———————————————————————T——————————————————————\¦/ ————————————————————————+—————————————————————¬ | Налоговая ставка — 15% (ст. 346.31) | L———————————————————————T——————————————————————\¦/ —————————————————————————————————+———————————————————————————————¬ |Уплата налога производится по итогам налогового периода | |не позднее 25—го числа месяца, следующего за налоговым периодом.| |Сумма налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов на | |обязательное пенсионное страхование, а также на сумму страховых | |страховых взносов в виде фиксированных платежей, пособий | |по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может | |быть уменьшена более чем на 50% (ст. 346.32) | L————————————————————————————————T————————————————————————————————\¦/ —————————————————————————————————+———————————————————————————————¬ | Суммы единого налога зачисляются на счета органов | | Федерального казначейства для их последующего распределения | | в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных | | фондов в следующих пропорциях: 90% — местный бюджет, | | 0,5% — ФОМС, 4,5% — ТФОМС, 5% — ФСС | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Рис. 6. Порядок исчисления единого налога на вмененный доход
Единый налог на вмененный доход невозможно использовать в следующих случаях: - использование безналичных форм расчетов; - реализация товаров за наличный расчет юридическим лицам (оптовая торговля); - продажа карт оплаты за Интернет и услуги сотовой связи; - реализация товаров длительного пользования в кредит; - реализация товаров собственного производства; - площадь торгового зала по одному из объектов торговли более 150 кв. м; - реализация подакцизных товаров. Таким образом, для того чтобы применять единый налог на вмененный доход, необходимо заниматься установленными в НК РФ видами деятельности и соблюдать те ограничения, которые касаются правил пользования этой системой налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности для субъектов малого бизнеса без образования юридического лица. Для плательщиков налогов по специальным налоговым режимам сохраняется обязанность по ведению бухгалтерского учета. Плательщики единого налога на вмененный доход и единого налога по упрощенной системе налогообложения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном текущим законодательством. Для малых предприятий сохраняются льготы по сокращенному объему бухгалтерской отчетности. Затраты на ведение учета плательщиками единого налога фактически не отличаются от затрат при общем режиме налогообложения. А вот затраты на ведение налогового учета и составление налоговой отчетности значительно ниже. Таким образом, можно сделать вывод о том, что переход на специальные режимы налогообложения для малого предпринимательства значительно снижает налоговую нагрузку (табл. 2).
Таблица 2
Налоги, уплачиваемые при общем и специальном режиме налогообложения
———————————————————————————T———————————T———————————T—————————————¬ | Налог | Ставка, % | Общий | Специальный | | | | режим | режим | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Налог на прибыль | 24 | + | — | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Налог на имущество | 2,2 (max) | + | — | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |ЕСН | 26 | + | — | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |НДС | 10; 18 | + | — | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Страховые взносы в ПФР | 14 | + <*> | + <*> | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |НДС, уплачиваемый на | 10; 18 | + <**>| + <**> | |таможне | | | | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Обязанности налогового | | + | + | |агента | | | | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Единый налог по упрощенной| 6; 15 | — | + | |системе налогообложения | | | | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Единый налог на вмененный | 15 | — | + | |доход | | | | +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————+ |Иные установленные налоги | | + | + | L——————————————————————————+———————————+———————————+——————————————Примечание: <*> Страховые взносы в ПФР при общем режиме налогообложения уменьшают размер оплаты по ЕСН, а при специальном режиме они уменьшают размер оплаты по единому налогу, но не более чем на 50%. <**> НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимается к вычету по НДС при общем режиме налогообложения, а при специальном режиме он включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по единому налогу. Специальные режимы налогообложения различаются механизмом начисления налогов, но цель преследуется одна - увеличение собираемости налогов при полном контакте с налогоплательщиками. Для того чтобы обеспечить нормальное развитие малого предпринимательства в России, необходимо разобраться в уже существующих налоговых режимах, так как они, дополняя друг друга, в то же время вносят много неясностей. Литература 1. Касьянов, А.В. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения / А.В. Касьянов, Д.В. Кислов, О.А. Курбангалеева. - М.: ГроссМедиа, 2007. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 октября 2006 г. (вкл. изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 761 с. 3. Специальные налоговые режимы: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова - М.: "Ось-89", 2006. 4. Упрощенная система налогообложения: решаем проблемы применения / сост. С.В. Белоусова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вершина, 2006. 5. С.Ю. Фирстова Вмененка и упрощенка 2006 / С.Ю. Фирстова, Т.Ю. Сергеева. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. Е.П.Смирнова Подписано в печать 25.01.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |