Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подготовка конкурсной документации государственным заказчиком ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 2)



"Ваш бюджетный учет", 2007, N 2

ПОДГОТОВКА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ

Государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации второй год проводятся по единым правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Если в начале 2006 г. составление конкурсной документации создавало у заказчиков много проблем, то на сегодняшний день значительная часть закупок осуществляется по типовой документации.

Наличие типовых форм и методических указаний по их оформлению значительно снижает трудозатраты на подготовку большого количества документов. Однако масштаб и разнообразие закупок, потребность в конкретных товарах, работах и услугах при условии соблюдения антимонопольных требований, требует повышенного внимания к отдельным разделам конкурсных документов. В частности, это относится к описанию предмета государственного заказа. Если порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы Законом и зависят в основном от способа размещения заказа, то содержание технического задания (далее - ТЗ) в большинстве случаев индивидуально.

Кто разрабатывает конкурсную документацию

Статьей 22 Закона установлено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией.

Государственными и муниципальными заказчиками являются соответственно органы государственной власти РФ или субъектов РФ и органы местного самоуправления. Заказчиками могут также выступать органы, уполномоченные на размещение заказов. Такие органы могут быть созданы соответствующими органами власти, а могут и не создаваться. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных (муниципальных) заказчиков устанавливается решением о создании самого уполномоченного органа. Созданный орган (по статусу он относится к органам власти) осуществляет все функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, за исключением подписания контрактов.

На федеральном уровне действующих уполномоченных органов пока нет. Принято решение о создании уполномоченного органа - Федерального агентства по оборонному заказу. Вместе с тем более чем в половине субъектов РФ созданы такие органы. Существуют они и на уровне местного самоуправления.

Специализированная организация - это юридическое лицо, выбранное государственным (муниципальным) заказчиком или уполномоченным органом на основе торгов (ст. 6 Закона). Причем уполномоченный орган может привлечь специализированную организацию только в том случае, если такое право предусмотрено в решении о его создании.

В функции специализированной организации, осуществляемые от имени заказчика, входят:

- разработка документации для проведения торгов в виде конкурса или аукциона;

- опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкура или открытого аукциона;

- направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;

- иные связанные с обеспечением торгов функции.

Ряд органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ привлекают специализированные организации для подготовки конкурсной документации. Другие - создают соответствующие структурные подразделения в своем составе. В любом случае утверждается конкурсная документация только заказчиком или уполномоченным органом.

Что нужно указать в техническом задании

и что писать запрещено

Раздел, в котором заказчик описывает предмет размещения заказа (техническое задание) - ключевой в конкурсной документации, документации об аукционе или запросе котировок. Согласно п. 2 ст. 22 Закона это требования, которые устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом:

- к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;

- к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

- к размерам, упаковке, отгрузке товара;

- к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В рамках государственного или муниципального заказа п. 3 ст. 22 Закона запрещено указывать:

- товарный знак;

- фирменное наименование;

- патент, производителя;

- место происхождения товара.

А также иные запросы, "если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа". Заметим, что по общему правилу марка и производитель в техническом задании не указываются.

Вместе с тем выделены исключительные случаи, когда заказчик вправе записать в конкурсной документации на проведение конкурса или аукциона марку, товарный знак, производителя и другие параметры. Первый - это когда отсутствует возможность установить четкие требования и показатели объекта размещения в техническом задании. В этом случае при размещении заказа путем проведения конкурса или аукциона указывается марка, фирменное наименование и другие характеристики. При этом они должны сопровождаться словами "или эквивалент".

Второй случай исключения из общего правила - необходимость обеспечения совместимости закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком. В этой ситуации указывается конкретная марка (фирменное наименование) без упоминания об эквиваленте.

Не стоит забывать, что, воспользовавшись правом заявить определенную марку товара, заказчик все равно обязан указать технические характеристики, требования к качеству и другие характеристики товара. Такое положение содержится в требованиях к конкурсной документации (ч. 2 ст. 22 Закона) и к документации об аукционе (ч. 2 ст. 34 Закона).

Рассмотрим особенности описания закупаемой продукции при размещении заказа методом запроса котировок.

В ст. 42 Закона сказано, что такой способ размещения заказа путем запроса котировок возможен только тогда, когда производство товаров (работ, услуг) осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок.

Сравнение заявок производится по единственному показателю - предложенной цене. Поэтому заказчик должен максимально конкретизировать, какую он закупает продукцию, указав при необходимости марку товара, производителя и т.п. Статья 43 Закона, регламентирующая требования, предъявляемые к запросу котировок, не содержит запретов в этой части. В отличие от требований к техническому заданию по конкурсам и аукционам. Но это не значит, что указания одного параметра - торговой марки - достаточно. В п. 4 ст. 43 определено, что запрос котировки должен содержать "наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг". Практика указания марки изделия при запросе котировок достаточно распространена среди федеральных заказчиков.

При подготовке конкурсной документации учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иные законодательные акты. Назовем основные из них:

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Основные позиции, включаемые в техническое задание (ч. 4 ст. 22 Закона):

- описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики, потребительские свойства);

- требования по качеству (ст. ст. 469 и 721 Гражданского кодекса РФ; законодательство о техническом регулировании);

- комплектация товара;

- уточнение, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся;

- количество товара;

- периодичность и место поставки;

- при необходимости: требования к шеф-монтажу, к обучению персонала;

- обеспечение сервисного обслуживания и т.п.

Естественно, что не все из этих требований являются обязательными. Выбор показателей и характеристик закупаемого товара остается за заказчиком. Поэтому определять предмет закупки, отражать требования в техническом задании должен специалист, владеющий данным предметом закупки профессионально. По мнению автора, выбрать технические и функциональные характеристики, как правило, - задача для профессионала. Вместе с тем при определении эксплуатационных характеристик профильному специалисту нелишне ознакомиться с пожеланиями тех работников, которые будут использовать закупаемый продукт. Например, учесть такие факторы, как удобство и простота в работе и т.п.

Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.

Обращаем внимание, что заказчик не может ввести также ограничение по территориальному признаку при закупке товаров, работ. Например, установить при закупке горюче-смазочных материалов условие, что АЗС должна находиться на территории данного города или района. Это также будет нарушением антимонопольного законодательства.

Ошибки при составлении документации

При оформлении закупочной документации нет мелочей. В этом убеждают решения Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных подразделений, принятые по жалобам на действия заказчиков. Рассмотрим некоторые из них.

Новосибирское УФАС России признало департамент здравоохранения Новосибирской области нарушившим ст. ст. 3, 12, 34 Закона и предписало устранить допущенные нарушения.

Суть дела в следующем.

Департамент здравоохранения при проведении аукциона по размещению заказов на Поставки изделий медицинского назначения в рамках областных целевых программ на 1 квартал 2007 г. в документации об аукционе по одному из лотов указал наименование страны происхождения товара (Япония) без обязательного сопровождения словами "или эквивалент". То есть в документации об аукционе не была заявлена возможность закупки эквивалентного товара.

Заявка Общества на участие в аукционе по указанному лоту ("Магистраль универсальная кровопроводящая с двумя воздушными ловушками для аппарата Fresenius 2008С") была отклонена из-за несоответствия страны-производителя, указанной в документации об аукционе.

Жалоба общества признана обоснованной, так как при указании конкретной марки изделия при размещении заказа путем проведения аукциона право присовокупления слов "или эквивалент" является обязательным.

По итогам рассмотрения жалобы Новосибирское УФАС России выдало департаменту здравоохранения предписание о недопущении нарушения прав и законных интересов участников аукционов.

Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов была рассмотрена жалоба на действия Девятого арбитражного апелляционного суда (Заказчика) в части нарушения законодательства о размещении заказа.

Согласно представленным документам Заказчик разместил заказ на поставку мебели для Девятого арбитражного апелляционного суда. В извещении о проведении конкурса не были указаны следующие сведения:

- начальная цена контракта;

- адрес электронной почты заказчика;

- место, условия и сроки поставок.

Конкурсная документация не содержала требований к техническим характеристикам мебели, размерам. Отсутствовали иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой мебели потребностям заказчика, что противоречит ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов.

Заказчику предложено устранить нарушения законодательства о госзаказе в части приведения в соответствие с Законом о размещении заказов извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на 30 дней и разместить извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом.

Следует также обратить внимание на ошибку, допущенную заказчиком - Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Агентством был проведен открытый конкурс на подготовку и издание книги "Государственные символы России и ее субъектов" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России". В жалобе Издательского дома были отмечены нарушения в выборе критериев оценки заявок и процедуре оценки заявок. Но самое главное - в конкурсной документации отсутствовали требования к предмету конкурса, предъявляемые заказчиком (тираж, формат, объем в печатных листах, плотность и тип бумаги). Скромное Издательство "Зимородок" добилось решения комиссии ФАС России, требующего устранить нарушение законодательства о размещении заказов.

Составление технического задания требует от государственного (муниципального) закупщика четкого знания предмета закупки, умения конкретно изложить свои требования, и при этом, не нарушив законодательство, выбрать самого надежного поставщика.

А.А.Дикарева

Эксперт

Подписано в печать

25.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Основные вопросы исчисления налога на добавленную стоимость бюджетными учреждениями (Начало) ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 2) >
Вопрос: На какую статью экономической классификации расходов относить затраты на стирку белья (мягкий инвентарь) с учетом того факта, что в 2005 г. мягкий инвентарь относился к основным средствам, затраты на содержание которых (в том числе и стирка) отражались по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества", а с 1 января 2006 г. он стал материальными запасами? ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.