|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новое в налоговом законодательстве (Продолжение) ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 2)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 2
НОВОЕ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(Продолжение. Начало см. "Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 1)
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы... (Налоговый кодекс Российской Федерации)
Следующее изменение, которое вступило в силу с 1 января 2007 г., - это уточнение порядка уплаты налогов и сборов. Количество пунктов ст. 58 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекса или НК РФ) увеличилось с 5 до 8, да и содержание существенно изменилось и уточнилось. Прежде всего, в этой статье законодательно появилось понятие авансовых платежей. В новом п. 3 сказано, что может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Кроме того, уточнено, что обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, аналогичном пеням при задержке уплаты налога. Очень важным является то, что сложившаяся в пользу налогоплательщиков судебная практика о том, что нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения их к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, нашла свое законодательное подтверждение в Кодексе. Таким образом, при нарушении сроков уплаты авансовых платежей по налогам с 1 января 2007 г. начисляется пеня, но не может быть ни штрафа, ни административной ответственности должностных лиц. Также в п. 4 ст. 58 введены обязанности местной администрации и организаций Федеральной почтовой связи принимать денежные средства в счет уплаты налогов в том случае, если налогоплательщики - физические лица не могут через банк уплатить налоги в связи с "полным отсутствием присутствия" такового. Для налогоплательщиков - физических лиц важно, что при этом плата за прием денежных средств не взимается. Кроме того, и те и другие обязаны выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Новым в налоговом законодательстве является и то, что в п. 6 ст. 58 НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог со дня получения налогового уведомления. Он составляет один месяц. Самим налоговым уведомлением может быть предусмотрен только более продолжительный срок. Правила ст. 58 Кодекса теперь распространяются на уплату не только сборов, но также и пеней, штрафов и авансовых платежей. Статья 60 Кодекса дополнена п. 7, в соответствии с которым плата за обслуживание банками не взимается при исполнении ими поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов. Изменился срок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Теперь он составляет не шесть месяцев, а один год. При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по специальному решению Правительства РФ. Интересным обстоятельством является тот факт, что в изменениях в законодательстве содержатся неустранимые сомнения и противоречия, те самые, которые согласно п. 7 ст. 3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщиков. Выше мы уже указывали, что в п. 6 ст. 58 НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог со дня получения налогового уведомления. Он составляет один месяц. Дополнительный абзац, введенный Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в п. 4 ст. 69 НК РФ, гласит, что "требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании". Так все-таки один месяц или 10 дней? Судя по всему, при недоимке будут выставлять срок 10 дней, а при уплате транспортного налога физическими лицами - один месяц. Но если дело дойдет до суда, то суд, скорее всего, примет срок в один месяц, а никак не 10 дней. Новым и, конечно, положительным является тот факт, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. Иными словами, хотя разъяснения налоговых и иных уполномоченных государственных органов и не являются нормативными актами налогового законодательства, выполнение их письменных разъяснений не несет за собой наказания в виде пени, как было ранее. Это совершенно логично, так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса (в новой редакции, действующей с 1 января) исключает вину лица в совершении налогового правонарушения выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом). Таким образом, нет вины - нет и пени. Из изменений в ст. 78 Кодекса следует обратить внимание на то, что срок, в течение которого налоговые органы обязаны сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным им факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, сократился с одного месяца до 10 дней. Обращаем ваше внимание также и на тот факт, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом по утвержденной, а не произвольной форме, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, а не в течение 5 дней, как было раньше. Напомним, что с 1 января срок исчисляется рабочими, а не календарными днями. Также в течение 10 рабочих дней принимается решение по акту сверки. Если налоговый орган самостоятельно принимает решение о погашении недоимки за счет переплаченного налога, то оно также принимается в течение 10 дней с момента обнаружения переплаты. Такой же срок установлен и для зачета в счет погашения недоимки по акту сверки или заявлению налогоплательщика. Если налогоплательщик (при отсутствии задолженности) написал заявление о возврате излишне уплаченного налога, то решение о возврате указанной суммы принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней (а не двух недель, как было до 31 декабря 2006 г.) со дня принятия соответствующего решения, которое передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Те же правила действуют в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Обращаем ваше внимание на то, что излишне уплаченные штрафы также могут быть возвращены по заявлению в налоговый орган, а не только по исковому заявлению в суд. Внесены существенные изменения в ст. 80 Кодекса, в которой говорится о налоговой декларации. Во-первых, появилось понятие "расчет авансового платежа". Он представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу. Во-вторых, при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России. В-третьих, налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 250 человек (с 1 января 2008 г. - 100 человек), представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. Обращаем ваше внимание также на то, что, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). Иначе говоря, представители централизованной бухгалтерии, которые сдают отчетность за учреждения, должны иметь доверенность от имени учреждения или иной документ, подтверждающий их право на сдачу отчетности от имени организации-налогоплательщика, копию которого они должны будут оставлять в налоговом органе. Что касается нового при внесении изменений в налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ), то уточнены случаи, при которых налогоплательщик освобождается от ответственности: 1) представление уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2) представление уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога. И в том, и в другом случае штрафа не будет. Однозначно решен вопрос о том, в какой форме подаются изменения в налоговую декларацию. Это уточненная декларация, которая представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Пункт 4 ст. 83 также изменился с 1 января. При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемому организацией самостоятельно. Таким образом, при наличии филиалов или иных обособленных подразделений не только в других субъектах Федерации, но и в других муниципальных образованиях подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения обязательно. В ст. 84 также внесены изменения. Об одном из них мы писали в предыдущем номере нашего журнала. Сейчас же обратим внимание на то, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае, если она проводится. В следующем номере нашего журнала мы подробно остановимся на изменениях, которые произошли в порядке проведения выездных и камеральных проверок.
(Продолжение см. "Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 4)
Е.В.Кулакова Главный редактор журнала "Советник бухгалтера в здравоохранении" Подписано в печать 25.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |