Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Разъяснения по налогам официальных органов в 2007 г. ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 2)



"Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 2

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НАЛОГАМ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В 2007 Г.

Изменения в Налоговый кодекс, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2007 г. (за исключением ряда положений, которые не являются предметом рассмотрения данной статьи). В числе прочего поправки были направлены и на урегулирование отношений между Минфином и Федеральной налоговой службой.

Прошлый 2006 г. Министерство финансов посвятило согласованию с налоговиками своих позиций по всем спорным вопросам налогообложения. Ведь, как известно, до того времени, как ФНС перешла в непосредственное подчинение Минфина, разъяснения этих двух официальных структур по ряду моментов были прямо противоположными. Конечно, нормальной такую ситуацию назвать было нельзя. Поэтому была создана межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина и ФНС в налоговой сфере (Приказ Минфина России от 09.08.2005 N 102н). Ее задачей стало упорядочивание разъяснений финансового ведомства и налоговой службы по неоднозначным вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Сейчас можно констатировать, что за прошедший год эта проблема почти полностью решена, а противоречия сняты. С 01.01.2007 вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые еще больше прояснят сегодняшнюю ситуацию. В частности, ст. 32 Кодекса теперь четко указывает, что налоговые органы должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения российского законодательства о налогах и сборах.

О чем спросить свою инспекцию

Право налогоплательщика обратиться за разъяснениями к официальным органам закреплено законодательно (п. п. 1, 2 ст. 21 НК РФ). Так, в инспекции по месту учета организация может узнать:

- о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Кроме того, в инспекции можно получить формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Право налогоплательщиков бесплатно получать эту информацию корреспондирует с обязанностью налоговых органов ее предоставлять (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Ответ на запрос подписывает руководитель инспекции или его заместитель (Письмо Минфина России от 21.09.2004 N 03-02-07/39). Если в ответе стоит подпись другого лица, необходимо выяснить, имеет ли оно право давать ответы налогоплательщикам. Например, затребовать приказ начальника инспекции о делегировании подобных полномочий данному человеку.

Если налоговые органы посчитают, что запрос не входит в сферу их компетенции, то в течение пяти дней по почте направят его по принадлежности в соответствующее ведомство (например, в Минфин) и проинформируют об этом заявителя (п. 4.3.2.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@).

Ответить на запрос налоговые органы обязаны в течение 30 дней после того, как он поступил на рассмотрение (п. 4.3.2.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками). Этот срок заместитель руководителя инспекции может продлить не более чем на 30 дней. Причем о причинах увеличения продолжительности срока подателя запроса должны уведомить.

Если налогоплательщик не получил ответа в течение этого периода, он может обжаловать бездействие чиновников в вышестоящий налоговый орган или в суд (абз. 1 ст. 137 и п. 1 ст. 138 НК РФ). При составлении жалобы не лишним будет добавить, что вы просите обязать налоговую инспекцию предоставить ответ на ваш запрос.

Итак, налоговые органы вправе сообщать только о том, какие нормы законодательства действуют на текущий момент. При этом они не обязаны вдаваться в подробности по поводу того, как именно применять конкретные положения законодательства.

Обязанности финансового ведомства

Разъяснительная работа возложена на Министерство финансов, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Каждая из перечисленных структур обязана давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в пределах своей компетенции (п. п. 1 и 2 ст. 34.2 НК РФ). Иначе говоря, региональные и местные финансовые органы консультируют только по региональному и местному налоговому законодательству соответственно. Правда, следует заметить, что на сегодняшний день последние две структуры практически не готовы к тому, чтобы полноценно вести разъяснительную работу.

Что же касается Минфина, то запросы в это ведомство следует направлять по его почтовому адресу: 109097, Москва, Ильинка, 9. Лучше всего это сделать заказным письмом с уведомлением о вручении.

Официальный запрос организации должен подписать генеральный директор либо уполномоченный представитель налогоплательщика, имеющий доверенность (ст. 29 НК РФ). Ответы же от имени Министерства финансов вправе подписывать только министр финансов, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики или заместители этих лиц (Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116). Таким образом, официальной позицией Минфина можно считать разъяснения по налогам и сборам только вышеуказанных должностных лиц.

Согласно поправкам начиная с 2007 г. финансовые органы должны выдавать ответ в течение двух месяцев со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 3 ст. 34.2 НК РФ). Раньше срок для ответа составлял один месяц и мог быть пролонгирован еще на месяц (Приказ Минфина России от 23.03.2005 N 45н).

Нюансы составления запросов

Формулируя текст, который будет направлен в официальные органы, следует учитывать, что они не обязаны давать советы, как поступить бухгалтеру в конкретной хозяйственной ситуации. Иначе говоря, разъяснение Минфина не является консультацией по частному случаю. Его задача - проинформировать налогоплательщиков о том, как понимать законодательную норму, которая вызывает вопросы и имеет неоднозначное толкование.

Ряд специалистов по налогообложению рекомендуют при подготовке запросов в любые властные структуры уже "вкладывать" ответ в текст письма. То есть формулировать свой вопрос таким образом, чтобы он уже содержал подробно расписанный ответ со ссылками на законодательные нормы (естественно, тот ответ, который больше всего устраивает налогоплательщика). Есть некоторая вероятность, что сотрудники ведомства, отвечающие за рассмотрение запросов, пойдут по наиболее легкому пути и при подготовке ответа просто возьмут за основу текст вопроса.

Декларации - в публикации

Закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ затронул и п. 5 ст. 5 Налогового кодекса. Согласно новым требованиям с 1 января 2007 г. нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти в обязательном порядке должны проходить официальную публикацию. Причем вступать в силу они будут не ранее чем через месяц после обнародования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода по рассматриваемому налогу.

Практический смысл этой поправки заключается в следующем. Новые формы налоговых деклараций, которые утверждаются приказами Минфина, должны быть опубликованы не менее чем за месяц до наступления следующего налогового периода. Конечно, для бухгалтеров эта новость является положительной.

Адресат неизвестен

Другая существенная поправка была внесена в ст. 111 Налогового кодекса. В ней перечислены случаи, когда вина лица в совершении налогового нарушения исключается. В частности, согласно предыдущей редакции пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ налогоплательщик освобождался от налогового штрафа, если действовал на основании письменных разъяснений, данных "финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции" (даже если это разъяснение оказалось впоследствии ошибочным).

В новой редакции уточняется, что разъяснение может быть выдано "ему либо неопределенному кругу лиц". Вероятнее всего, данная формулировка была взята из п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. В нем так и сказано: "...не имеет значения, кому адресовано разъяснение - конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц".

На практике этот подпункт наверняка вызовет вопросы. Например, многие специализированные профессиональные издания направляют в официальные органы свои запросы, которые составляют на основе вопросов читателей. В полученном ответе будет указано, что был рассмотрен запрос редакции. В то же время такое письмо официального органа будет опубликовано в средствах массовой информации. В этой ситуации непонятно, кому считать адресованным ответ - конкретному лицу (издательству) или неопределенному кругу лиц (читателям).

Кроме того, значительная часть писем Минфина посвящена ответам на конкретные запросы от организаций. Обычно в таких письмах сначала сжато цитируется вопрос (хотя иногда его пропускают), а затем идет ответ финансовых работников. Видимо, несмотря на то, что письма этого типа доступны всем желающим в справочно-поисковых системах, разъяснения, которые в них приведены, даны все-таки конкретному лицу. То есть круг лиц, которым они предназначены, известен. Значит, никакая другая компания не сможет воспользоваться подобным письмом для того, чтобы избежать возможных проблем.

Неполная или недостоверная информация

Также пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ был дополнен еще одним абзацем. Его суть в том, что разъяснения не освобождают от налоговых санкций, если они основаны на неполной или недостоверной информации. Возникает вопрос, если компания последовала разъяснениям Минфина, которые предназначены широкому кругу лиц, не сочтут ли инспекторы при проверке, что она воспользовалась разъяснениями, основанными на неполной информации? Ведь сама организация запрос в Минфин не отправляла и о своей хозяйственной специфике не информировала.

Теоретически описанные неприятные ситуации не должны появляться благодаря поправке, которая добавила налоговым органам новую обязанность - руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). В связи с этим у инспекторов просто не может появиться никаких претензий к компаниям, которые действуют в соответствии с каким-либо письмом Минфина. Но что делать, если разъяснение "для неопределенного круга лиц", в соответствии с которым действовала компания, впоследствии оказалось ошибочным и было отменено? Этот вопрос пока остается открытым.

Освобождение от пеней

Если вины организации в налоговом нарушении нет, инспекция принимает решение об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть от уплаты штрафа компания освобождается. Однако она была вынуждена заплатить недоимку и пени. С 2007 г. пени в таких случаях взиматься не будут. В ст. 75 Налогового кодекса введен п. 8, где сказано, что, если налогоплательщик исполнял ошибочное письменное разъяснение уполномоченного ведомства, пени на сумму недоимки начислять не будут. Конечно, при условии, что это разъяснение не было подготовлено на основе неполной или недостоверной информации. Добавим, что пени не начисляют только при исполнении разъяснений, которые даны после 31 декабря 2006 г. (п. 7 ст. 7 Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Обжалование в суде

Может ли компания обратиться в суд с требованием признать недействительным письмо Минфина или ФНС? Довольно долго суды подобные иски к рассмотрению не принимали. Их доводы сводились к тому, что разъяснения налоговых и финансовых органов не являются обязательными для исполнения и поэтому не могут быть оспорены в судебном порядке. Затем Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ пришли к выводу, что разъяснения Минфина не могут находиться вне судебного контроля, поскольку влияют на действия налоговых органов или могут ввести налогоплательщика в заблуждение (Определение КС РФ от 20.10.2005 N 442-О, Решение ВАС РФ от 15.03.2006 N 10539/04). Однако спустя некоторое время Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.09.2006 N 13322/04 выразил несколько иную точку зрения - не все письма Минфина можно считать нормативными актами, а обжаловать можно только те из них, которые суд признает таковыми.

Уже было сказано, что сейчас в связи с изменениями, внесенными Законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, разъяснения Минфина стали обязательными для исполнения налоговыми органами (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). В связи с этим можно предположить, что в текущем году ВАС РФ сформирует более четкую позицию в отношении возможности судебного оспаривания писем Минфина и ФНС.

Рассмотренные в статье поправки пока еще не отшлифованы практикой. Когда появятся первые вопросы по их практическому применению, возможно, Министерство финансов выпустит разъяснения, которые учтут произошедшие изменения и снимут все вопросы.

Ю.А.Перебейнос

Консультант по налогообложению

Подписано в печать

25.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Разъяснения по налогам официальных органов в 2007 г. ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 2) >
Статья: Особенности открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов. Налог на прибыль организаций ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.