Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Преимущества и недостатки публичного размещения акций ("Финансовая газета", 2007, N 4)



"Финансовая газета", 2007, N 4

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ

В последнее время фондовый рынок все шире используется компаниями для привлечения необходимых финансовых ресурсов. В связи с этим возрастает объем публичного размещения акций (IPO). Однако публичный рынок предъявляет к компаниям определенные требования, которые заставляют их осуществлять изменения в своей политике, зачастую носящие кардинальный характер. Такие изменения могут быть не всегда оправданы или соизмеримы с тем, что дает компаниям использование фондового рынка. Поэтому компаниям стоит обратить внимание не только на альтернативные источники привлечения капитала, но и, возможно, более четко сформулировать конечные цели публичного размещения.

Конечно, каждая компания имеет свои специфические особенности ведения бизнеса, поэтому для каждого конкретного случая выход на публичный рынок может быть связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. В совокупности их можно свести, как нам представляется, к следующим показателям.

Преимущества публичного размещения акций на бирже

Привлечение долгосрочного капитала. Фондовый рынок, особенно западный, является аккумулятором значительных финансовых ресурсов и способен удовлетворить любые потребности компании в денежных средствах. К тому же он обладает значительно более широким набором финансовых инструментов, которые отвечают целям и задачам эмитента. Естественно, что возможность привлечения значительных денежных средств, не лимитированных по времени их использования, является для компании самым привлекательным и неоспоримым преимуществом применения IPO. При этом грамотный подход к использованию возможностей фондового рынка позволяет компании дозировано привлекать финансовые ресурсы. Иными словами, компания может сама регулировать степень привлечения средств путем размещения на рынке своих акций.

Обретение рыночной стоимости и повышение капитализации. Это особенно актуально для отечественного бизнеса, так как большинство российских компаний имеют заниженную капитализацию, причем не только по отношению к зарубежным аналогам, но и в рамках российского экономического сообщества. Обретение рыночной стоимости компании повышает ее рейтинг, открывает доступ к более дешевым финансовым ресурсам, способствует переходу компании на новую ступень своего развития.

Рыночная стоимость показывает адекватную оценку инвестиционным сообществом действительной стоимости компании. Такая оценка дает акционерам и менеджменту компании информацию о соответствии собственных и рыночных оценок стоимости бизнеса. Ее анализ позволяет спланировать дальнейшие мероприятия, направленные на увеличение капитализации компании и способствующие повышению стоимости компании в глазах инвесторов.

Обеспечение повышенной ликвидности акций компании. Размещая свои акции на бирже, компания обретает ликвидную ценную бумагу, которую можно использовать как средство платежа. В связи с этим активная торговля акциями компании, особенно на зарубежных площадках, позволяет компаниям использовать их в качестве залога для получения долгового финансирования, покупки других игроков рынка посредством слияний и поглощений (когда часть средств оплачивается акциями компании), поощрения среднего и высшего менеджмента (так называемые опционные программы) и т.д.

Таким образом, осуществление IPO способствует установлению не только реальной рыночной цены компании, но повышению ликвидности ее акций как средства платежа. Это принесет выгоды акционерам, изъявляющим желание осуществить продажу своих акций, а также самой компании, уменьшая возможности для ее враждебного поглощения.

Отсутствие долгового бремени. Акционерное финансирование не создает для компании никакого долгового обременения, так как нет необходимости осуществлять возврат привлеченных средств. Это обстоятельство делает привлекательным такой вид привлечения денежных средств и позволяет использовать IPO для сбалансирования собственных и заемных средств, когда невозможно или нецелесообразно производить финансирование проектов компании за счет заемных средств.

Создание лучших условий для сохранения контроля над компанией. Надо отметить, что иногда для привлечения необходимого объема денежных средств может потребоваться разместить на рынке в 2 - 4 раза меньше акций. Это, в свою очередь, приводит к значительно меньшему размыванию пакета акций первоначальных владельцев. В результате компания имеет больше шансов отдать малый пакет своих акций (ниже блокирующего) и при этом привлечь необходимый объем финансирования. К тому же продажа акций на публичном рынке осуществляется среди широкого круга инвесторов, каждый из которых не способен (или по крайней мере не стремится) контролировать бизнес компании-эмитента.

Повышение кредитного рейтинга и престижа компании. Высокий публичный статус дает компании неоспоримые преимущества в налаживании коммерческих отношений с потенциальными контрагентами, так как компания, чьи акции котируются на фондовом рынке, является более надежным деловым партнером. Это особенно важно для малоизвестных компаний, стремящихся выйти на зарубежные рынки и расширить свои деловые связи с известными западными компаниями. К тому же повышение кредитного рейтинга компании способствует снижению стоимости привлекаемых заемных средств за рубежом. Не стоит также забывать и о простом повышении общего статуса компании, благодаря которому работа в компании становится престижной, а восприятие компании потребителями более положительным, что также способствует увеличению объемов продаж компании.

Укрепление экономической безопасности владельцев компании. Публичный статус позволяет владельцам компаний в определенном смысле усилить экономическую безопасность своего бизнеса. Это происходит за счет перевода в международную плоскость административных, политических и страновых рисков, поскольку наличие в списке акционеров компании иностранных фирм позволяет пользоваться услугами международных судов и нормами международного права для отстаивания своих прав и предотвращения их ущемления.

Выгодный выход собственника из бизнеса. Как показывает практика, еще одной немаловажной причиной популярности IPO, особенно в России, является предоставляемая в этом случае собственникам возможность использовать IPO в качестве инструмента для выгодного выхода из бизнеса. Такой выход из бизнеса интересен по ряду причин. Прежде всего грамотное IPO позволяет владельцам получить максимальную цену за свои акции. Во-вторых, IPO дает возможность не только прибыльно выйти из бизнеса, но и не допустить его нежелательного перехода, например, к конкурирующим структурам. В-третьих, продажа бизнеса через публичный рынок дает возможность не только выходить, но также и возвращаться в него.

Преимущества IPO позволяют прогнозировать дальнейшее активное развитие процесса публичного размещения акций в России, что будет положительно сказываться не только на деятельности отечественных компаний, но и на развитии российского фондового рынка в целом.

Недостатки публичного размещения акций

Неразвитость российского законодательства. Российское законодательство, регулирующее корпоративные отношения в России, не позволяет в полной мере развивать процессы IPO, не формирует потребности у отечественных компаний прохождения этапа публичности, приводит к удорожанию сопровождающих услуг. В результате отсутствует массовость использования инструмента IPO отечественными компаниями.

Длительность процесса. Проведение размещения акций является достаточно длительным. Это связано как с самим процессом размещения, регулируемым законодательством, так и с подготовкой компании для успешного выхода на публичный рынок. Как правило, большинство отечественных компаний не готово к размещению своих акций на рынке ни юридически, ни экономически. Определенные требования, предъявляемые биржами и инвестиционным сообществом, делают необходимыми изменения внутри компании, подготовки ее к публичности, приведении в соответствие с нормами и правилами международных стандартов. На все это нужны время и средства. Анализ показывает, что российским компаниям на подготовительные мероприятия для проведения IPO может потребоваться от 1 до 3 лет.

Таким образом, прежде чем запланировать выход на фондовый рынок, компания должна соизмерить сроки для реализации намеченных целей с теми сроками, которые необходимы для подготовки компании к публичности. Возможно, следует поискать альтернативные варианты привлечения средств, позволяющие быстрее решить поставленные задачи или, по крайней мере, соизмерить эффективность осуществления IPO с намеченной стратегией компании.

Величина капитала. Как показывают зарубежные исследования IPO, выход на мировые площадки (например, на нью-йоркскую, лондонскую и другие фондовые биржи) компания может осуществить, если ее капитализация составляет не менее 150 млн долл. США. При капитализации в 1 млрд долл. США эффективность размещения возрастает за счет подключения иностранных инвестиционных и пенсионных фондов.

Таким образом, для компаний, величина капитала которых меньше, более выгодным способом привлечения финансирования может являться выпуск облигаций или привлечение кредитных средств для реализации своих инвестиционных проектов. Заметим, что динамика развития рынка облигаций свидетельствует о большой востребованности данного вида финансирования.

Относительная потеря контроля над компанией. Естественно, что размещение акций на бирже приводит к потере определенного контроля, что для российских компаний может являться негативным фактором. У большинства отечественных компаний существует определенная распыленность акционерного капитала, что при размещении крупного пакета (30 - 35%) может привести к потере контроля. В частности, по этой причине большинство отечественных компаний, осуществлявших публичное размещение, имеют крупных собственников, что позволяет им и дальше осуществлять контроль над компанией. Другой особенностью является изменение соотношения долей среди владельцев бизнеса при размещении акций на бирже. В итоге у части собственников может произойти распыление их доли или уменьшение ее до минимальной, что не позволит им влиять на деятельность компании. В итоге может возникнуть конфликт интересов собственников из-за размера размещаемого пакета со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Финансовые затраты. Выход компании на биржу требует значительных затрат. Их можно условно разделить на две составляющие: расходы, непосредственно связанные с размещением (оплата вознаграждения организаторам размещения, биржевые и регистрационные сборы, аудит и пр.), и расходы, осуществляемые компанией в рамках подготовки к IPO (привлечение внешних консультантов, реклама, реструктуризация компании и т.д.). Конечно, величина расходов может значительно варьироваться в зависимости от самой компании, ее готовности, размера размещения и т.д. В среднем сумма расходов может достигать 300 тыс. долл. США, т.е. осуществление IPO является одним из наиболее дорогих способов привлечения финансирования. Конечно, расходы значительно различаются в зависимости от того, на какой площадке планируется размещение (отечественной или зарубежной). Объем расходов не позволяет большинству мелких и средних компаний воспользоваться возможностями рынка IPO.

Зависимость от конечного результата. Размещение акций компании на бирже делает компанию зависимой от конъюнктуры рынка, внимания инвестиционного сообщества к ценным бумагам компании. Это требует осуществления более взвешенного планирования развития компании, реализации инвестиционных проектов, размещения комментариев по оценке и о перспективах компании и отрасли в целом. В противном случае рынок незамедлительно отреагирует на полученную информацию, что негативно может сказаться на котировках акций компании. К тому же компания должна заботиться и о поддержании ликвидности размещенных акций, иначе спрос на акции будет падать, ликвидность акций уменьшится, соответственно снизится и рыночная капитализация компании, что отрицательно скажется на ее имидже.

Боязнь публичности. Менталитет отечественного бизнеса связан с осторожным отношением к публичности как элементу ведения бизнеса в России. Это связано со стремлением оградить себя от пристального внимания контролирующих органов и от предпосылок к "враждебным" поглощениям со стороны других игроков рынка. Публичный рынок требует от компании прозрачности и открытости, т.е. раскрытия информации о финансовых потоках, структуре акционерного капитала, рентабельности бизнеса и пр.

Таким образом, наличие факторов, в той или иной степени препятствующих массовому выходу отечественных компаний на рынок капитала, не является непреодолимым препятствием при желании компании выйти на фондовый рынок. Для этого необходимо построить стратегию компании, способствующую обретению необходимого рейтинга компании и максимально учесть те критерии, которые выдвигает инвестиционное сообщество.

В заключение отметим, что на 2007 - 2008 гг. (по нашим оценкам) запланировано более 50 IPO, сумма размещения которых может составить свыше 20 млрд долл. США. Такая тенденция должна способствовать активному развитию публичного рынка в России, что позволит все большему количеству отечественных компаний рассматривать его в качестве возможного источника привлечения капитала. В связи с этим необходимо своевременно учесть все положительные и отрицательные стороны публичного размещения для минимизации потерь и получения максимального эффекта от IPO.

С.Гвардин

ИКГ "КонсалтПром"

Подписано в печать

24.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация - плательщик ЕНВД осуществляет розничную торговлю через сеть магазинов, расположенных на территории нескольких поселений, относящихся к одному муниципальному району. Данный район и каждое поселение имеют самостоятельные коды ОКАТО. Следует ли организации проставлять в декларации по ЕНВД коды ОКАТО каждого поселения или достаточно проставить код ОКАТО муниципального района? ("Финансовая газета", 2007, N 4) >
Статья: Отпускные за не полностью отработанное время ("Финансовая газета", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.