|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Имущество ФГУП "А" находится у него на праве хозяйственного ведения. ФГУП "А" списало изношенные основные средства без уведомления управления Росимущества. Управление требует, чтобы ФГУП "А" представило документы о согласовании вопроса списания с компанией "В" (учредителем). Обязано ли ФГУП уведомлять управление Росимущества о списании основных средств? Правомерны ли претензии к ФГУП "А"? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2)
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2
Вопрос: Все имущество ФГУП "А" внесено в реестр федерального имущества и находится у ФГУП "А" на праве хозяйственного ведения. В ходе своей хозяйственной деятельности ФГУП "А" списало в связи с прекращением использования вследствие морального и физического износа изношенные основные средства - движимое имущество (списание оформлено соответствующими документами бухгалтерского учета и утверждено руководителем компании) без уведомления территориального управления Росимущества. Управление требует, чтобы ФГУП "А" представило заключение независимого эксперта о техническом состоянии списываемого имущества, документы об утилизации данного имущества и о согласовании вопроса списания с компанией "В" (учредителем). Также управление не утверждает передаточный акт, составленный ФГУП "А" в связи с присоединением к компании "В". Обязано ли ФГУП уведомлять управление Росимущества (или получать его разрешение) о списании в процессе деятельности основных средств в виде движимого имущества? Правомерны ли претензии управления к ФГУП "А"?
Ответ: Правомочия государственного унитарного предприятия в отношении движимого имущества. Правовое положение государственных предприятий, а также порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за государственными предприятиями, определяются ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия представляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в настоящее время является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Государственное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ). Статьей 295 ГК РФ установлены ограничения в части распоряжения унитарным предприятием недвижимым имуществом. В отношении распоряжения остальным (движимым) имуществом предприятия в данной статье Кодекса отмечено, что "остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами".
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности вести деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п. 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). Иных ограничений, связанных с распоряжением (а также с владением и пользованием) закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения движимым имуществом, нормативными правовыми актами не предусмотрено. В связи с изложенным можно сделать вывод, что унитарное предприятие может свободно владеть и пользоваться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения движимым имуществом в соответствии с требованиями законодательства РФ. При совершении операций, связанных с владением и пользованием имуществом, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, в силу действующих нормативных правовых актов не требуется получения предварительного разрешения или последующего уведомления федерального органа исполнительной власти, исполняющего функции по управлению федеральным имуществом. Правовая природа списания основных средств. В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 <1> стоимость объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета только при выбытии объекта основных средств или его неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях: - продажи; - прекращения использования вследствие морального или физического износа; - ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; - передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; - передачи по договору мены, дарения; - внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; - выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; - частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, а также в иных случаях. ————————————————————————————————<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
В Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств <2> разъясняется, что для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, которая, в частности: - осматривает объект основных средств, подлежащий списанию; - устанавливает целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств, возможность и эффективность его восстановления; - устанавливает причины списания объекта основных средств. ————————————————————————————————<2> Утверждены Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.
Принятое комиссией решение оформляется в акте с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств <3> утверждается руководителем организации. ————————————————————————————————<3> Составляется по унифицированной форме N ОС-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
Списание основных средств в рассматриваемой ситуации, на взгляд авторов, не является правомочием по распоряжению имуществом унитарного предприятия по следующим основаниям. Содержание правомочия "распоряжение имуществом" раскрывается в нормах п. 2 ст. 209 ГК РФ и заключается в полномочии собственника имущества по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В силу буквального толкования рассмотренной нормы отметим, что при списании основных средств подобных распорядительных действий в отношении списываемого имущества не совершается. Право собственности на имущество, согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ, прекращается: - при отчуждении собственником своего имущества другим лицам; - отказе собственника от права собственности; - гибели или уничтожении имущества; - утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имущества прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами, а также в случае правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. При списании основных средств вследствие прекращения их использования по причине морального и физического износа не происходит ни отчуждения имущества другим лицам, ни отказа собственника от права собственности на имущество. Однако, по мнению авторов, факт списания имущества можно рассматривать и как его гибель или уничтожение, произошедшее не по воле собственника (владельца, пользователя), а по объективным обстоятельствам - вследствие морального или физического износа. При таких обстоятельствах право собственности на списанное имущество в силу п. 1 ст. 235 ГК РФ прекращается, и списание имущества не может быть признано распоряжением имуществом в том понимании, в каком это предусмотрено п. 2 ст. 209 ГК РФ. Как уже отмечалось, унитарное предприятие вправе свободно владеть и пользоваться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения движимым имуществом в соответствии с требованиями законодательства РФ. Нормативные правовые акты не содержат императивных норм, обязывающих унитарные предприятия при совершении действий, связанных с пользованием имуществом, получать предварительное разрешение или уведомлять впоследствии территориальное управление Росимущества. Следовательно, ФГУП "А" при списании основных средств реализовало таким образом свое право пользования данным имуществом. Правомерность претензий территориального управления Росимущества. Порядок исключения имущества из реестра непосредственно нормативными правовыми актами не урегулирован. Законодательством также не предусмотрено, какие документы должны быть представлены в Росимущество для исключения объектов из реестра федерального имущества. Согласно п. 17 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества <4> юридические лица, получившие свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом (двух месяцев с начала текущего года), подают в соответствующий территориальный орган Росимущества копии балансовых отчетов и иных документов об изменении данных об объектах учета, а также ежегодно до 1 апреля текущего года - обновленные карты учета. Форма карты учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица, включает в себя в том числе данные о балансовой стоимости движимого имущества организации. При изменении этой стоимости, отраженной в карте учета (в частности, при списании основных средств), предприятие обязано представить в соответствующее территориальное управление документы, подтверждающие такое изменение данных об объектах учета. ————————————————————————————————<4> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696.
Документом, подтверждающим списание основных средств согласно ПБУ 6/01, является акт, составленный по форме N ОС-4. Нормативными правовыми актами не установлены требования о необходимости наличия заключения независимого эксперта о техническом состоянии списываемого федеральным унитарным предприятием имущества. Подобные требования устанавливаются, как правило, ведомственными нормативными актами в отношении определенных категорий субъектов. Например, заключение независимого эксперта требуется при списании территориальными органами Федерального казначейства основных средств, закрепленных за ними на праве оперативного управления <5>. В отношении таможенных органов, наоборот, установлено, что техническое состояние материальных ценностей, подлежащих списанию, определяет постоянно действующая комиссия, создаваемая в таможенном органе <6>. ————————————————————————————————<5> См. Приказ Федерального казначейства от 21 июня 2005 г. N 110. <6> См. Временную инструкцию о порядке списания пришедших в негодное состояние или утраченных материальных ценностей в таможенных органах, утвержденную Приказом ГТК России от 18 апреля 1996 г. N 242. По нашему мнению, при утилизации (переработке) списанного имущества к документам о списании основных средств, подаваемым в территориальное управление Росимущества, следует приложить еще документ о проведении утилизации списанного имущества (акт). Также необходимо отметить: нормативные правовые акты не содержат требование о том, что федеральному унитарному предприятию нужно согласовывать действия по списанию основных средств со своими учредителями. Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы. 1. Документами, подтверждающими списание и утилизацию основных средств (при ее проведении), служат акт на списание основных средств и акт об утилизации основных средств. Согласно Положению N 696 и ПБУ 6/01 эти документы являются достаточными для подтверждения изменения данных об объектах учета в реестре федерального имущества и исключения из него списанных ФГУП "А" основных средств. 2. Требование территориального управления Росимущества о представлении заключения независимого эксперта, а также документа о согласовании вопроса списания имущества с учредителем не основано на нормах законодательства РФ и является субъективным. Изменения в реестр федерального имущества могут быть внесены и без предъявления указанных документов, так как при списании имущества составлять их необязательно. Т.М.Крыжная Специалист Компании "ФБК" Т.С.Новикова Специалист Компании "ФБК" П.В.Достовалов Специалист Компании "ФБК" Подписано в печать 24.01.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |