Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2007 году ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ

РЕСУРСАМИ В 2007 ГОДУ

(Комментарий к Закону о бюджете на 2007 г. <1>)

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".

Доходная база бюджетной системы РФ на 2007 г. формировалась исходя из прогноза социально-экономического развития России на этот год, основных направлений налоговой и бюджетной политики 2007 г. и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2006 г. Учитывались налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также принятые федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 2007 г. В целом доходы федерального бюджета в 2007 г. в значительной мере будут формироваться за счет налоговых доходов, доля которых составит в общем объеме доходов около 60%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2007 г. предусматриваются в сумме 1037,7 млрд руб.

В структуре доходов федерального бюджета 2007 г. значительно увеличивается доля налогов на нефтегазовую отрасль (с 43%, ожидаемых в 2006 г., до 50% в 2007-м), что свидетельствует о сохранении высокой зависимости доходов бюджета от мировых цен на нефть и газ.

В расчетах поступлений НДПИ учтены ожидаемый объем добычи и прогнозируемый уровень цен полезных ископаемых, среднегодовой курс доллара США, налоговые ставки, предусмотренные гл. 26 НК РФ, с изменениями, которые вступают в действие 1 января 2007 г. В частности, принимался во внимание Закон N 151-ФЗ <2>, который направлен на решение следующих основных задач:

- создание условий для эффективного инвестирования в освоение новых месторождений в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в том числе посредством установления нулевой ставки НДПИ до достижения определенного накопленного объема добычи нефти);

- продление сроков рентабельной разработки месторождений, характеризующихся высокой степенью выработанности и, соответственно, высокой себестоимостью добычи, путем установления понижающего коэффициента (по скользящей шкале) для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации".

Уровень собираемости в расчетах НДПИ заложен в размере 98,6% исходя из оценки поступлений налога в 2005-м и первом полугодии 2006 г.

Нормативы распределения поступлений НДПИ по уровням бюджетной системы предусмотрены бюджетным законодательством. Так, по углеводородному сырью (кроме газа горючего) по уровням бюджетной системы предусматривается зачисление в доход федерального бюджета 95%, или 941,7 млрд руб., в бюджеты субъектов РФ - 5%, или 49,5 млрд руб.

Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в сумме 88,7 млрд руб. предусмотрен в качестве источника формирования доходов федерального бюджета. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в полной сумме (2,9 млрд руб.) подлежит зачислению в доходы бюджетов субъектов РФ.

Распределение поступлений НДПИ по драгоценным металлам и прочим полезным ископаемым (кроме природных алмазов) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 40%, или 7,4 млрд руб., в бюджеты субъектов РФ - 60%, или 11,0 млрд руб.

Увеличение норматива отчислений по НДПИ в виде природных алмазов до 100% в доход бюджетов субъектов РФ приведет исходя из расчетов Минфина России к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов на 2,1 млрд руб.

Регулярные платежи за пользование недрами

В 2007 г. платежи за пользование недрами исчисляются и уплачиваются на основании Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). В эти платежи включаются:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Доходы от уплаты разовых и регулярных платежей при пользовании недрами на территории РФ подлежат распределению в бюджеты в соответствии со ст. 26 Закона о бюджете на 2007 г. В частности, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), распределяются следующим образом:

- по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) - 100% в федеральный бюджет;

- участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения - 100% в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках;

- участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - 100% в соответствующий бюджет субъекта РФ.

Доходы от уплаты регулярных платежей за пользование недрами, доходы от платы за договорную акваторию и участки морского дна распределяются в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов РФ (60%).

Доходы при пользовании недрами на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Система налогообложения при выполнении соглашений

о разделе продукции

В соответствии с Законом о бюджете на 2007 г. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции должно поступить 12,7 млрд руб. Администратором указанных платежей является Федеральная налоговая служба.

Кроме того, планируется получить 0,9 млрд руб. доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении указанных соглашений. Администратором этих доходов является Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.

Напомним, что система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (далее - СРП) применяется на основании гл. 26.4 НК РФ.

Специальный налоговый режим используется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом N 225-ФЗ <3>. Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона СРП является договором, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Соглашение предусматривает увеличение доли государства в прибыльной продукции при улучшении показателей инвестиционной эффективности для инвестора в ходе выполнения соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении СРП, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

- соглашение о разделе продукции;

- решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции в соответствии с Законом о недрах и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В ст. 346.34 НК РФ дано следующее определение. Инвестор по соглашению о разделе продукции - юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, вкладывающих собственные заемные или привлеченные средства (имущество и (или) имущественные права) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Особенность режима СРП - замена уплаты ряда налогов и сборов разделом продукции (прибыльной доли продукции, передающейся государству). В отличие от других специальных налоговых режимов, установленных в Российской Федерации, система налогообложения при выполнении СРП предусматривает замену ряда налогов не другим налогом, а неналоговым платежом, размер которого определяется в договорном порядке.

Водный налог и плата за пользование водными объектами

Поступления в федеральный бюджет водного налога в 2007 г. с учетом фактически сложившегося уровня собираемости по данным 2005 г. прогнозируются в сумме 13,8 млрд руб.

Указанная сумма рассчитана Минфином России по объемам водопользования, фактически сложившимся за предыдущие годы, и ставкам налога по видам водопользования, установленным гл. 25.2 НК РФ, с учетом данных ФНС России о налоговой базе и структуре начислений по водному налогу за 2005 г.

В соответствии со ст. 13 Закона о бюджете на 2007 г. средства, полученные в виде платы за пользование водными объектами, подлежат распределению в бюджеты по следующим нормативам - за пользование водными объектами, находящимися в собственности:

- федеральной - 100% в федеральный бюджет;

- субъектов РФ - 100% в бюджеты субъектов;

- поселений, муниципальных районов, городских округов - 100% в бюджеты соответствующих муниципальных образований в зависимости от права собственности на водные объекты.

Администратор платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - Федеральное агентство водных ресурсов. Плата исчисляется в порядке, установленном Водным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, принимаемыми на основании соответствующих положений указанного Кодекса <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См., в частности, Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" и Постановление от 30 декабря 2006 г. N 876, которым утверждены ставки платы за пользование такими водными объектами.

Плата за пользование лесным фондом

В ст. 20 Закона о бюджете на 2007 г. указано, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применяются в 2007 г. с коэффициентом 1,8. Предусмотрено поступление (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню):

- платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий - 5,6 млрд руб.;

- лесных податей - 0,8 млрд руб.;

- арендной платы за пользование лесным фондом и лесами иных категорий - 3,7 млрд руб.

Плата за перевод лесных земель в нелесные и земель лесного фонда в земли иных категорий в 2007 г. прогнозируется в сумме 0,9 млрд руб. и в полном объеме подлежит зачислению в доход федерального бюджета.

Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, а также средства от реализации секвестрованной древесины относятся к доходам, закрепляемым за всеми администраторами доходов федерального бюджета. Поэтому администрирование данных поступлений возложено как на органы государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Суммы погашения задолженности прошлых лет по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г., зачисляются в федеральный бюджет полностью.

Сборы за пользование объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами

Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов на 2007 г. прогнозируются в сумме 6,7 млрд руб. Сбор за пользование объектами животного мира составляет 0,1 млрд руб. и полностью зачисляется в доход субъектов Российской Федерации. Из суммы сбора за пользование водными биоресурсами (6,6 млрд руб.) в доход федерального бюджета зачисляется в полном объеме 0,2 млрд руб. (сбор по внутренним водным объектам). Оставшаяся сумма (6,4 млрд руб. - сбор по иным водным объектам) зачисляется в федеральный бюджет (70%) и в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации (30%).

Поступления на 2007 г. рассчитаны с учетом квот на добычу объектов животного мира и водных биоресурсов и ставок сбора по каждому объекту, предусмотренных гл. 25.1 НК РФ.

Администратором доходов, поступающих в федеральный бюджет в виде указанных сборов, является Федеральная налоговая служба.

Помимо налоговых платежей при пользовании водными биологическими ресурсами доходы федерального бюджета 2007 г. формируются за счет других доходов, функции администратора которых исполняет Федеральное агентство по рыболовству. К таким доходам относятся:

- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

- доходы, полученные от применения рыночного механизма оборота долей, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов;

- доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства утвержден Приказом Минсельхоза России от 5 сентября 2005 г. N 163. Изменения в Порядок внесены Приказом Минсельхоза России от 22 сентября 2006 г. N 299. Плата за негативное воздействие на окружающую среду В составе неналоговых доходов федерального бюджета на 2007 г. при пользовании природными ресурсами учтены платежи в размере 37,3 млрд руб., в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду - 2,6 млрд руб. Администратором платы является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Ростехнадзор также отвечает за нормативное правовое регулирование вопросов взимания указанной платы. Положением о Ростехнадзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, предусмотрено, что указанный федеральный орган в установленной сфере деятельности принимает, в частности: - расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух; - методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов. Одновременно Ростехнадзор: - проводит контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль); - выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; - устанавливает лимиты на размещение отходов. В соответствии со ст. 21 Закона о бюджете на 2007 г. нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2007 г. с коэффициентом 1,4, а установленные в 2005 г. - с коэффициентом 1,15. В 2006 г. коэффициенты индексации платы применялись иначе. В ст. 19 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" было записано, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а установленные в 2005 г. - с коэффициентом 1,08. Таким образом, с одной стороны, изменились размеры коэффициентов, а с другой - сохранился разный порядок их применения в зависимости от года установления этих нормативов (2003 и 2005 гг.). Основная часть нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления была утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344. А в 2005 г. в это Постановление был внесен ряд дополнений и изменений, в том числе введены новые вещества, за которые плата ранее не взималась. Очевидно, что федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Основные параметры бюджета существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах и наиболее значимые социальные гарантии также зависят от средств федерального бюджета. Кроме того, из бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Основными задачами бюджетной политики при формировании бюджета на 2007 г. стали: - последовательное снижение темпов инфляции; - обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ; - продолжение политики аккумулирования "конъюнктурных" доходов бюджета в Стабилизационном фонде Российской Федерации; - прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами, адекватными темпам роста экономики; - использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в целях расширения частных инвестиций. В настоящее время, когда основы новой налоговой системы уже сформированы, Россию по размеру налоговых ставок основных налогов можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения. В последние годы изменения налогового законодательства направлены на упрощение налоговых процедур, устранение норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности. В.В.Петрунин Советник правового департамента Правительства РФ, государственный советник РФ 3 класса Подписано в печать 24.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок учета и отражения в отчетности условных фактов хозяйственной деятельности ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2) >
Статья: Целевой капитал НКО: формирование и использование ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.