Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Всего лишь упрощенное декларирование ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2

ВСЕГО ЛИШЬ УПРОЩЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Весной 2005 г. Президент предложил разрешить населению задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы. Предполагалось, что перед гражданами будут поставлены следующие условия: капиталы должны быть внесены на счета в российские банки, а с легализуемых сумм должен быть уплачен 13-процентный подоходный налог. Именно такая была задача.

Выполнение не самого сложного с виду поручения оказалось делом весьма непростым. Первоначально чиновники уверяли, что амнистия (так по-простому стали именовать планируемую акцию) пройдет с 1 января по 1 июля 2006 г. Именно за эти полгода физические лица смогли бы перевести легализуемые капиталы в российские банки, предварительно подав налоговую декларацию. Причем происхождение капиталов должно было быть изучено Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Однако в намеченные сроки ничего сделать не удалось. И это поручение из президентского послания к весне 2006 г. так и оставалось невыполненным.

Трудные вопросы

Слишком много было серьезных возражений по ключевым моментам предлагаемой амнистии.

Первое, и самое главное: депутатам Государственной Думы категорически не понравилась норма об обязательности контроля со стороны службы по финансовому мониторингу. Ведь в этом случае терялся сам смысл предлагаемой акции. Амнистия привлекательна тогда, когда легализация капиталов не требует мер дополнительного контроля. Какой смысл "засвечивать" капиталы, если они автоматически подпадают под процедуры контроля? Естественно, что при таком условии рассчитывать хоть на какой-то успех акции не приходилось. В результате от данной нормы отказались.

Второе: спорным представлялось предложение вносить капиталы на счета в российские банки. Действительно, было не очень, а точнее, совсем неоправданно исходить из того, что все капиталы, которые потенциально могут быть легализованы, укрыты на счетах в иностранных банках или лежат "под матрасами".

Мировой опыт проведения акций по амнистированию капиталов, укрытых от налогообложения, свидетельствует о том, что амнистия "внутренних" капиталов более успешна, чем попытки вернуть деньги из-за рубежа. Например, в Казахстане при проведении налоговой амнистии в 2001 г. из почти 500 млн долл. США легализованных доходов лишь 50,5 млн долл. (или немногим более 10%) пришло из-за рубежа. Так что рассчитывать, конечно, необходимо на "внутренние" капиталы, в том числе, кстати, и "матрасного" происхождения.

В принципе, предложение о внесении капиталов на счета в российские банки являлось хоть и спорным, но проходимым. Правда, оно должно было быть дополнено другими привлекательными условиями.

Третье: были протесты и против 13-процентного подоходного налога на легализуемые капиталы. Почти общее мнение - слишком высокая ставка.

Однако не только эти возражения по существу предлагаемых норм застопорили работу по принятию соответствующего закона. Чувствовалось, что ни правительство, ни депутаты далеко не были уверены в том, что данная акция могла бы быть успешной.

Тем не менее поручение Президента выполнять надо. И со значительной задержкой необходимый Закон был принят: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" (далее - Закон).

Цель Закона

Целью принятого Закона является предоставление физическим лицам возможности исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 г. и подлежащих налогообложению посредством уплаты декларационного платежа.

Отметим, что цель Закона сформулирована предельно четко. Особенно это становится ясно при дальнейшем анализе. Действительно, целью не является ни амнистия капиталов, ни их легализация, ни получение дополнительных финансовых ресурсов. Цель - предоставить возможность уплатить налоги.

Теперь вопрос: а есть ли возможность сегодня у физических лиц уплатить налоги по доходам, ранее укрытым от налогообложения? Есть такая возможность. Можно, к примеру, задекларировать доход как выигрыш в казино и уплатить налоги. Можно еще придумать что-либо. Если вы хотите уплатить подоходный налог, чинить препятствия вам не будут.

Однако такой ли была цель первоначально? Нет, конечно. Амнистия капиталов, как правило, проводится, чтобы легализовать капиталы для вовлечения их в экономику страны. Если мы ставим целью "предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов", то не приходится сомневаться, что она будет достигнута. Но сама-то эта возможность для чего нужна? Возможность ради возможности?

Таким образом, серьезнейший недостаток принятого Закона обнаруживается уже на уровне анализа цели данного документа.

Декларационный платеж

Важнейшие нормы касаются порядка исчисления и уплаты декларационного платежа. Определено, что физические лица вправе со дня вступления в силу данного Закона, т.е. с 1 марта 2007 г., и до 1 января 2008 г. "самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платеж". Платеж этот должен рассчитываться исходя из суммы доходов физического лица, с которой не были перечислены налоги (страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды), и ставки 13% вне зависимости от видов доходов и применявшихся к ним налоговых ставок.

Получается, что физическим лицам предлагается самим определить суммы доходов, с которых они будут уплачивать декларационный платеж 13%. Где эти деньги, будут ли созданы стимулы для того, чтобы вернуть их в экономику? Этими вопросами государство в данном случае не задается. Главное, чтобы заплатили 13%. Но за что тогда эта плата? За легализацию? Легализации не происходит.

Желание проводить амнистию на возмездной основе всегда было основным препятствием для успешного проведения подобного рода акций. К примеру, проект закона "О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году", так и оставшийся проектом, предусматривал, что физические лица, подавшие декларацию о дополнительных указанных доходах, должны уплатить специальный сбор в размере 10% общей суммы.

В законопроекте образца 2002 г. вновь говорилось о необходимости уплаты со всей суммы легализуемого капитала налога по ставке 13%. И этот законопроект был забыт.

Важно другое: государство и в самые тяжелые бюджетные времена (1998 г.), и во времена вполне благополучные с точки зрения наполняемости бюджета (2002 и 2006 гг.) не отказывалось от желания получить еще и средства в результате уплаты налогов или специальных сборов за легализацию.

Сегодня, как уже отмечалось (на примере выигрыша в казино), можно легализовать капитал и без участия в акциях по его амнистированию. Более того, чуть с большим риском, но можно было бы легализовать капиталы и без налога в 13%. Не на страницах данного журнала говорить о том, как это сделать. Но, думается, многие согласятся, что при грамотном подходе это не составило бы особого труда.

Более правильным был бы отказ от какой-либо возмездности проведения данной акции. Надо было сразу же дать вполне ясный сигнал: государству от проведения легализации ничего не надо. Оно - государство - получит гораздо больше от реальной работы легализуемых капиталов в экономике. Будут в таком случае и налоги, но не сейчас, а немного позднее. Необходимо руководствоваться исключительно стратегическими интересами, а не сиюминутными фискальными.

Увы, поступили наоборот. И даже мировой опыт не был принят во внимание. Уже упоминавшийся Казахстан во время проведения кампании по легализации капиталов отказался от соблазна обложить их еще каким-нибудь налогом. Отказался - и получил вполне позитивный результат.

Надежда получить "все и сразу" часто не оправдывается. При проведении подобного рода акции такой подход неоправдан вдвойне.

Достаточно важны и нормы, так сказать, технического характера. Устанавливается, что декларационный платеж уплачивается через банк в наличной или безналичной форме и зачисляется на счета территориальных органов Федерального казначейства. Банки должны обеспечить открытость и доступность для любого заинтересованного физического лица сведений о реквизитах счетов данных территориальных органов. Также банки обязаны перечислить декларационный платеж в течение одного операционного дня, следующего за днем получения соответствующего поручения физического лица. Плата за перечисление данного платежа не взимается, а факт его перечисления подтверждается расчетным документом банка с его же отметкой об исполнении.

Выполненные обязательства

Итак, декларационный платеж внесен. Какие обязательства считаются в таком случае выполненными?

Все просто: устанавливается, что признаются выполненными обязательства по уплате налога на доходы физических лиц (подоходного налога) и по представлению налоговой декларации по НДФЛ (подоходному налогу), а также иных обязательных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах документов при подаче такой декларации (ст. 3 Закона).

Физические же лица, которые получили доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой и перечислили декларационный платеж, считаются также исполнившими свои обязательства по уплате единого социального налога (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды) с полученных доходов и по представлению налоговой декларации и иных соответствующих документов.

О конфиденциальности

Всех волновал и волнует вопрос: насколько конфиденциальными останутся сведения о тех, кто уплатит декларационную сумму?

Установлено, что расчетные документы не могут передаваться другим лицам, а также являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных нарушениях (ст. 4 Закона). Той же статьей определяется, что сведения об уплате декларационного платежа могут быть истребованы только по запросу самого физического лица, сделавшего этот платеж.

Однако такие сведения могут быть истребованы по запросу правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленного физическим лицом расчетного документа.

Можно ли быть спокойным за сохранность информации при такой регламентации? Не исключено, что можно, если бы существовала уверенность в соблюдении установленных законодательством норм. Однако на практике происходит другое: электронные базы о налогоплательщиках, о взявших потребительские кредиты и т.п. появляются в прямом смысле этого слова на улице. Потом ведутся какие-то служебные проверки. Как правило, остается тайной, чем заканчиваются такие проверки. И новые базы данных появляются в открытом доступе.

Вывод: сомнительно, чтобы в данном случае сохранность информации об уплативших декларационный платеж была обеспечена в полной мере.

Проверка будет

Итак, физическим лицам попросту предоставили еще одну возможность уплатить налог с ранее выведенных из-под налогообложения доходов. Что, собственно говоря, мы можем получить в результате такой акции? Теперь ответ на этот вопрос будем искать по-иному.

После уплаты 13-процентного декларационного платежа встает вопрос о том, что делать с этими деньгами, как их легализовать. Да, они вроде бы "чистые" теперь эти доходы. И для их легализации имеются способы, которые достаточно подробно перечислены в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В ст. 6 данного Закона устанавливается, что к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме и пр.

Список получился выверенный и вполне обоснованный. Действительно, если хочется легализовать какие-то капиталы, то наиболее очевидные способы - именно такие. Есть еще и норма о том, что эти операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб.

Сведения по всем таким операциям должны в обязательном порядке представляться организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Получается, что перечисление декларационного платежа не освобождает от обязательного контроля операции, путем проведения которых физические лица хотели бы легализовать свои доходы.

В ходе такого контроля выяснится, что все правильно, все заплачено, но факт есть факт: проверка обязательно будет. В этом случае вряд ли найдется много желающих пойти на подобную легализацию. Действительно, новый Закон лишь предусматривает упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами. Согласитесь, что это совсем не то, что можно и нужно было ожидать, когда говорится о налоговой амнистии, легализации капиталов и т.д.

Освобождение, мораторий на обязательный контроль перечисленных в Законе N 115-ФЗ операций могли бы исправить ситуацию. Но такая возможность даже не обсуждалась. Опасения понятны: легализованными могут стать и преступные доходы. Значит, следовало предусмотреть, как можно было бы избежать этого. И такие варианты имеются. Правда, это уже отдельная тема.

Практика покажет, верны ли высказанные опасения.

И.А.Николаев

Д. э. н.,

директор департамента

стратегического анализа

Компании "ФБК"

Подписано в печать

24.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Холдинговое управление: передача функций единоличного исполнительного органа управляющей компании ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2) >
Статья: Порядок учета и отражения в отчетности условных фактов хозяйственной деятельности ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.