|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Защита прав и законных интересов граждан в суде по вопросам оплаты труда (Начало) ("Трудовое право", 2007, N 2)
"Трудовое право", 2007, N 2
ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН В СУДЕ ПО ВОПРОСАМ ОПЛАТЫ ТРУДА
Возросшее внимание общества к повышению эффективности защиты трудовых прав граждан нашло отражение в Федеральном законе от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". В соответствии с этим Законом в нормах Трудового кодекса РФ конкретнее сформулированы цели и задачи трудового законодательства, особенно по правовому регулированию трудовых отношений, в том числе оплаты труда, и иных непосредственно связанных с ними отношений. Вместе с тем по-прежнему самой уязвимой сферой остаются конституционные права граждан в области трудовых правоотношений. Согласно статистическим данным нарушения трудового законодательства ежегодно составляют 60 - 70% от общего числа выявляемых прокурорами правонарушений социального блока. Из года в год сохраняется тенденция их роста. При этом основная доля связана с несоблюдением правил оплаты труда, которая достигла 80% в I полугодии 2006 г. от всех нарушений трудовых прав граждан. Контролирующие органы в регионах не всегда и не в полном объеме выполняют возложенные на них законодательством функции по защите трудовых прав граждан, в том числе в сфере оплаты труда. В определенной степени этим обусловлен увеличивающийся ежегодно поток жалоб в органы прокуратуры. В 2005 г. число разрешенных прокурорами обращений граждан на нарушения трудового законодательства возросло на треть (с 111,0 тыс. в 2004 г. до 147,8 тыс.). Из них на 37,1% больше удовлетворено обоснованных жалоб (до 78,6 тыс.). За I полугодие 2006 г. таких жалоб уже разрешено 73,4 тыс., из которых 39,0 тыс. признаны обоснованными и нарушенные трудовые права граждан восстановлены. Особое внимание органы прокуратуры уделяют вопросам ликвидации задолженности по заработной плате. Наряду с другими мерами реагирования прокурорами в защиту нарушенных прав граждан на получение вознаграждения за труд в 2005 г. направлено в суды 336,5 тыс. исков (заявлений), что на 116,6% больше, чем в 2004 г., а за первое полугодие 2006 г. их было - 235,8 тыс. (+26%). Задолженность по зарплате хотя и сократилась на 59%, но она все еще сохраняется на высоком уровне и на 1 июля 2006 г. составила 5,4 млрд. рублей. Несмотря на немаловажную роль судебной системы в защите прав и законных интересов граждан, все еще в ряде мест отмечается недовольство населения работой судов. Остается проблема доступности правосудия, законности судебных решений, эффективности правозащитной функции, обеспечения реального равенства сторон, граждан и организаций перед судом. Полагаем, что данная публикация окажет определенную помощь гражданам и правоприменителям не только в защите трудовых прав, но и в отстаивании достойной заработной платы и своевременной ее выплаты работникам.
Правовое регулирование, квалификация трудовых отношений, связанных с оплатой труда и подлежащих защите в гражданском судопроизводстве
Исходя из темы статьи следует, прежде всего, отметить, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является кодифицированным и, безусловно, важнейшим законодательным актом, определяющим порядок производства по трудовым делам в судах общей юрисдикции Российской Федерации, но он не единственный и не первостепенный источник гражданского процессуального права, регулирующий защиту трудовых прав и законных интересов граждан. Напротив, с точки зрения верховенства законов при защите трудовых прав в федеральных судах общей юрисдикции мировыми судьями более правильным является следующий порядок применения законодательства: Конституция Российской Федерации (ст. ст. 19, 37, ч. 1, 2 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 51, ст. ст. 118, 120, 123), Трудовой кодекс РФ (ст. 381 - 383, 390 - 397), Гражданский процессуальный кодекс РФ и принятые в соответствии с ними другие федеральные законы. Главенствующим источником права в этом перечне является, конечно, Конституция РФ (ч. 1 ст. 15). Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В ней содержатся положения, определяющие предмет прокурорской защиты, содержание, характер деятельности суда и их задачи в целом. Это положения о том, что Российская Федерация есть правовое (ст. 1), социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда, на гарантирование минимальной оплаты труда (ч. 1 ст. 7). В этом государстве обеспечиваются права и свободы человека, предусмотренные не только диспозитивными нормами о свободе труда, о свободном распоряжении своими способностями к труду, о выборе рода деятельности и профессии (ч. 1 ст. 37), о праве на отдых (ч. 5 ст. 37), являющиеся высшей ценностью (ст. 2), но и императивными нормами, запрещающими принудительный труд (ч. 2 ст. 37), допускающие труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), гарантирующие установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, получившие дальнейшее развитие в трудовом законодательстве. Вышеизложенное тем более важно в нынешних условиях в целях соблюдения прав граждан в социальной области, и в первую очередь по сопровождению реализации приоритетных национальных проектов, особенно по вопросам трудовых правоотношений, достойной, гарантированной и своевременной оплате труда в сфере здравоохранения, образования, в агропромышленном комплексе и жилищном строительстве. Признание, соблюдение и защита указанных трудовых прав гражданина - обязанность социального государства (ст. ст. 2, 7 Конституции РФ), так как они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 34 ГПК РФ). В целях эффективной защиты трудовых прав и законных интересов граждан на заработную плату прокурору, равно как и гражданину, самостоятельно, до обращения в суд с заявлением (иском) рекомендуется определить, регулируются ли нарушенные права нормами трудового законодательства или иных отраслей материального права. Спорные трудовые отношения, подлежащие защите, следует, прежде всего, разграничивать от гражданских и иных правоотношений. Квалификацию спорных трудовых отношений, подлежащих защите, необходимо проводить исходя из определения, предусмотренного положениями ст. 11 Трудового кодекса РФ "Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), что позволит правильно установить нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что законодатель выделил следующие группы трудовых отношений. Первую группу трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда, составляют те, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности работодателя, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Вторую группу трудовых отношений составляют те, которые регулируют особенности трудовых отношений для отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и др.), установленные нормами гл. 40 - 55 ТК РФ, а также нормами трудового права, содержащимися в иных федеральных законах. Третью группу трудовых отношений составляют те, которые не регулируются нормами трудового права, а подпадают под действие норм иных отраслей права, законодательство которых имеет собственные нормы, регулирующие трудовые отношения, и которые распространяются, например, на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), работников по договорам гражданско-правового характера (по договору подряда, по договору о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), других лиц, если это установлено федеральными законами. Правильное определение отрасли права, закона, с помощью норм которых подлежит урегулирование и разрешение спорных трудовых отношений, позволяет правильно выбрать метод или способ защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, предусмотренный процессуальным законодательством.
Выбор способа защиты нарушенных трудовых прав граждан на заработную плату
Правильный выбор метода и способа защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, в том числе на оплату труда, способствует их безусловному восстановлению. В этой связи следует оценивать эффективность способа защиты трудовых прав граждан путем сравнения порядка и сроков рассмотрения трудовых споров в гражданском судопроизводстве с рассмотрением административных и уголовных дел, возбужденных по признакам правонарушений или преступлений, совершенных против трудовых прав граждан, в судах общей юрисдикции. Это обусловлено тем, что трудовое право представляет собой сложный комплексный правовой институт, который регулируется рядом отраслей материального права, в том числе нормами административного, уголовного и гражданского процессуального права. Из комплексного материально-правового и гражданско-процессуального характера защиты, урегулирования трудовых отношений следует, что выбор эффективного способа защиты трудовых прав и законных интересов необходимо делать в сравнении гражданско-судебного с административным и уголовно-процессуальным способами защиты трудовых прав и законных интересов граждан. Так, в ст. 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрено специального (самостоятельного) состава правонарушения за невыплату заработной платы, но общими положениями за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена мера наказания в виде штрафных санкций, административного приостановления деятельности, а также дисквалификации, если должностное лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В КоАП РФ не предусмотрено такого института, как обращение прокурора в рамках административного судопроизводства с заявлением (иском) в защиту прав граждан о взыскании заработной платы. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются только судьями (мировыми судьями), а дела, предусмотренные ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрении имеет достаточно сложный и длительный характер. Согласно требованиям ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.1, ст. ст. 28.3, 28.4, 28.5, ч. 2, 5, 6 ст. 28.7, ч. 1 ст. 28.8, ст. 29.6 КоАП РФ срок от возбуждения до рассмотрения дела нередко составляет более 3-х месяцев, это без учета того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в сроки и в порядке норм ст. ст. 25.1 - 25.5, 30.1, 30.2 - 30.8, 30.9 и 30.11 КоАП РФ. В случае невыплаты работодателем работнику заработной платы более двух месяцев при наличии корыстной или иной личной заинтересованности возбуждается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного требованиями ст. 145.1 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат" Уголовного кодекса РФ, которая в качестве меры наказания предусматривает следующие санкции: штраф до 300 тыс. рублей, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, лишение свободы до семи лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ). Процесс возбуждения, расследования и рассмотрения в суде таких уголовных дел также достаточно сложный и длительный по сравнению с гражданским способом защиты трудовых прав граждан. Так, в соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) указанные выше уголовные дела подследственны следователям прокуратуры. Срок предварительного следствия составляет 2 месяца (ч. 1 ст. 162 УПК РФ) и может быть продлен прокурором района, города до 6 месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК РФ), а при расследовании особо сложных дел - прокурором субъекта РФ или его заместителем до 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК РФ). Поступившее уголовное дело судья может назначить к предварительному слушанию или назначить судебное заседание не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд (ст. 227 УПК РФ). Заявление в защиту трудовых прав, вытекающее из уголовного дела, не может быть предъявлено в суд, так как это не предусмотрено УПК РФ. Как видно из требований ч. 10 ст. 31, ч. 3 ст. 44, ст. ст. 45, 54 УПК РФ, гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, может быть предъявлен только гражданским истцом, его представителями согласно положениям Гражданского кодекса РФ (физическим или юридическим лицом) и только к гражданскому ответчику с требованиями по ГК РФ о возмещении имущественного вреда, если вред причинен преступлением. Однако не следует недооценивать возможности уголовной юстиции, которые располагают более широким спектром по собиранию доказательств, значительная часть из них, как правило, находится у работодателя, и они могут быть использованы для защиты трудовых прав и законных интересов граждан. Вместе с тем необходимо учитывать, что пресечение преступления или административного правонарушения представляет собой один из способов защиты трудовых прав путем применения мер воздействия (наказания), который, однако, не решает задачу восстановления нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, как это предусмотрено законодательством о трудовом праве и о гражданском судопроизводстве. Исходя из требований ч. 4 ст. 1, ст. 61 ГПК РФ решение суда общей юрисдикции по административным делам, а также вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязательны для суда, рассматривающего дело о защите трудовых прав и законных интересов граждан, в части правовых последствий действий лица, в отношении которого вынесено решение или приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Следует учитывать возможность возникновения конкуренции между указанными видами судопроизводства, от которой и будет зависеть последовательность их применения. Если нормы уголовного, уголовно-процессуального, административного права позволяют выполнять задачу по пресечению преступлений и правонарушений, то трудового и гражданско-процессуального - по их восстановлению, в том числе путем обращения прокурора в суд с заявлением в порядке требований Трудового кодекса РФ и ГПК РФ. Своевременное обращение (с соблюдением сроков исковой давности) прокурора в суд с заявлением дополняет уголовно-правовой и административный способы защиты нарушенных прав. На наш взгляд, гражданско-судебный способ защиты для восстановления трудовых прав и законных интересов граждан на оплату труда по сравнению с административным и уголовным является более эффективным. Например, согласно ст. ст. 381 - 383, 390 - 397 ТК РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ст. 45 ГПК РФ, а также положениям п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 04.11.2005 N 138-ФЗ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (в том числе о выдаче судебного приказа) от своего имени в защиту трудовых прав, законных интересов работника сразу же при обнаружении нарушений порядка выплаты заработной платы. Судебный приказ по существу заявленного требования о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления прокурора в суд. Следует отметить, что гражданин также вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Умелое и активное использование гражданами такого права, безусловно, избавит их от необходимости проведения забастовок, голодовок и других акций, а работодателей заставит своевременно выдавать работникам заработную плату. Более подробно об этом будет сказано ниже. Рассмотрение трудовых споров в порядке гражданского судопроизводства также выгодно отличается от административного и уголовного производства не только по задачам, направленным на восстановление трудовых прав и законных интересов, но и по срокам реализации этой меры защиты. Судья в течение пяти дней со дня поступления заявления (искового) в суд обязан рассмотреть вопрос о принятии его к производству, о возбуждении дела, возникшего из трудовых отношений, в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ). Дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются и разрешаются мировыми судьями до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (п. 6 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 154 ГПК РФ), а о восстановлении на работе - рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции в тот же срок (ст. ст. 22, п. 6 ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 154 ГПК РФ). Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ). Решение суда по трудовым спорам приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения судебного приказа о выплате работнику задолженности по заработной плате в течение трех месяцев или решения суда о восстановлении на работе (ст. ст. 210, 211 ГПК РФ). Истец может обратиться в суд с просьбой о немедленном исполнении решения, которую суд может принять, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным (ч. 1 ст. 212 ГПК РФ). В соответствии с нормой ст. 213 ГПК РФ суд может обеспечить исполнение решения суда, не обращенного к немедленному исполнению, по правилам, установленным гл. 13 Кодекса. В случае подачи апелляционной жалобы или представления рассмотрение трудового дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 2 ст. 327 ГПК РФ). Суды должны рассматривать поступившие по кассационным жалобам, представлениям дела не позднее чем в течение месяца со дня их поступления (ч. 1 ст. 348 ГПК РФ), Верховный Суд РФ - не позднее чем в течение двух месяцев со дня их поступления (ч. 2 ст. 348 ГПК РФ). С другой стороны, при сравнении полномочий и функций прокурора, предусмотренных законодательством об административном и уголовном судопроизводстве, с его функциями и полномочиями в гражданском судопроизводстве по трудовым делам обнаруживается рассогласованность, нескоординированность этих способов защиты прав граждан и даже слабость последних. Так, прокурор, выявив уголовное преступление или административное правонарушение, имеет право возбудить любое уголовное дело или административное производство по нарушениям трудовых прав граждан, чего нет в гражданском судопроизводстве, поскольку в силу требований ст. 45 ГПК РФ он может обратиться с заявлением в суд в защиту трудовых прав других лиц, если они по каким-либо причинам сами не в состоянии это сделать. В этой связи представляется, что не отвечает общественным потребностям ограничение прав прокуроров на обращение в суд по гражданским делам в защиту прав граждан, в том числе предусмотренных трудовым законодательством. Отсутствие единообразной судебной и прокурорской практики в вопросе оценки уважительности причин, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, также осложняет работу прокуроров по предъявлению в суд заявлений в интересах граждан. Предусмотренная ст. 45 ГПК РФ норма, ограничивающая полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве, требует соответствующего судебного толкования либо ее изменения в законодательном порядке. Тем не менее на следующем этапе прокурору рекомендуется правильно выбрать способ восстановления нарушенных трудовых прав, свобод и законных интересов, которому соответствует один из следующих видов (форм) гражданского судопроизводства: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений о признании недействительными нормативно-правовых актов полностью или частично.
Правовые основания для обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту трудовых прав и законных интересов граждан на оплату труда
Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита трудовых прав граждан - обязанность социального государства, так как они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. ст. 2, 7, 18). Конституционные принципы судопроизводства (нормы - принципы), предусмотренные требованиями ст. ст. 19, 118, 120, 123 и др., конституционные нормы гражданского процессуального права (ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 51 Конституции РФ), нормы о гражданском судопроизводстве, предусмотренные ст. ст. 5 - 7, 9, 10 ГПК РФ, Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 N 3-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации", обеспечивают правосудие по трудовым спорам, имеют подчиненное значение к материальному праву. Согласно процессуальному законодательству императивные нормы трудового права не могут быть отменены или оставлены без защиты. С учетом требований указанного выше законодательства прокурорам следует правильно определить собственную процессуальную правоспособность на защиту трудовых прав и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве. Основным кодифицированным источником гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс РФ, нормы которого наделяют прокурора правом на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту трудовых прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 45 Кодекса). С таким заявлением он вправе обратиться в суд только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Общими положениями ст. 45 ГПК РФ предусмотрены две основные формы реализации прокурорами полномочий в гражданском процессе в судах общей юрисдикции: а) обращение в суд в защиту трудовых прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц; б) вступление в процесс и дача заключения по делу о восстановлении на работе в целях осуществления возложенных на него полномочий. Некоторые ученые, да и практики, называют еще и третью форму реализации прокурорами полномочий в гражданском процессе в судах общей юрисдикции - путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор. Со своей стороны полагаем, что подача прокурором апелляционных и кассационных представлений на судебные решения - это действия, вытекающие из участия прокурора в гражданском процессе в суде первой инстанции, и являются продолжением реализации прокурором полномочий вышеназванных двух форм его участия в гражданском процессе в судах общей юрисдикции. Однако определять процессуальную правоспособность прокурора по защите трудовых прав и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве только из требований, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, будет неполным. В силу норм ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени в защиту трудовых прав и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами. Немало норм процессуального права содержится в Трудовом кодексе РФ (ст. ст. 382, 383, 390 - 394, 397 и др.), а также в иных федеральных законах. Согласно ст. 382 ТК РФ, прокурор может обращаться в суд в защиту трудовых прав граждан по индивидуальным спорам, а также в защиту работников, оспаривая решение комиссии по трудовым спорам (ст. 391 ТК РФ). Включение норм гражданского процессуального права в иные, кроме ГПК РФ, федеральные законы вызвано объективными причинами, связанными с многообразием дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, и их особенностями. В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени в защиту прав и законных интересов иных лиц. Кроме служебных обязанностей, возложенных на прокурора законом, ему надлежит руководствоваться Информационным письмом Генеральной прокуратуры РФ от 27.01.2003 N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ", Приказом Генерального прокурора РФ от 02.12.2003 N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве". Право прокурора на обращение в суд для защиты трудовых прав и законных интересов других лиц (ст. 45 ГПК РФ) представляет собой меру, соотношение возможного и (или) должного поведения, выбор которой определяется исходя из диспозитивности или императивности нормы трудового (материального) права, подлежащей защите. Следовательно, процессуальная правоспособность прокурора, в том числе на обращение в суд с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан на оплату труда, зависит от того, какими нормами регулируются спорные отношения, а также (повторимся еще раз) подлежат ли защите требования гражданина, регулируемые диспозитивными нормами о свободе труда, о праве свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), о праве на отдых (ч. 5 ст. 37) или императивными нормами, запрещающими принудительный труд (ч. 2 ст. 37), допускающими труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37), гарантирующими установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, получившие развитие в трудовом законодательстве. В Российской Федерации признаются и гарантируются трудовые права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17 Конституции РФ. Нормы международного права также имеют императивный характер. Основные трудовые права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Они определяют смысл, содержание и применение трудового законодательства, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ). Признание, соблюдение и защита их - обязанность социального государства, частью которого является прокуратура. Объем правозащитной деятельности органов прокуратуры в области несвоевременной выплаты работникам заработной платы можно проиллюстрировать следующими цифрами. В 2005 г. прокурорами выявлено свыше 542,2 тыс. нарушений законодательства в сфере оплаты труда, что на 81,5% больше, чем в 2004 г., в том числе 15,6 тыс. незаконных правовых актов (+30,6%), из них 15,1 тыс. опротестованы. Прокуроры эффективно использовали предоставленные законом полномочия. Внесено 38,4 тыс. представлений об устранении имеющихся нарушений законодательства. По их инициативе более 9 тыс. виновных привлечено к дисциплинарной ответственности (+40,7%) и 25,3 тыс. наказано в административном порядке (+14%). Предостережено 16,3 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения законов об оплате труда, возбуждено 1185 уголовных дел. Тенденция роста выявленных прокурорами нарушений законодательства по заработной плате и принимаемых в этой связи мер прокурорского реагирования отмечается и в 2006 г. Основные трудовые права человека, в том числе регулируемые императивными нормами, не могут быть отменены, умаляться другими законами (ч. 1 ст. 15, ч. 2, 3 ст. 55, ст. 64 Конституции РФ), напротив, они обеспечиваются правосудием (ст. 18), их судебная защита гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Для гражданских правоотношений важную роль играют положения ст. 9 Гражданского кодекса РФ, согласно которым граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права в силу принципа диспозитивности, получившего развитие в гражданском процессуальном праве (на отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения и др.). Императивные же нормы, например, трудового права, устанавливают другие правила, имеющие значение для гражданского судопроизводства (об обращении прокурора в защиту прав и законных интересов граждан без их заявления, о допустимости доказательств, о бремени доказывания, о праве суда в интересах законности выйти за пределы предмета и основания иска и т.д.). Так, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 39, ст. 220 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от заявленного требования прокурором о взыскании заработной платы в пользу работника и не прекращает производство по делу, так как они противоречат нормам ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. ст. 2, 4 ТК РФ о запрете принудительного труда. Кроме того, из норм ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ усматривается, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя, а иные органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов других лиц только по просьбе последних (за исключением защиты законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина). Как видно из положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе подать заявление в защиту трудовых прав и законных интересов гражданина не только при условии, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, но и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Таким образом, по воле законодателя перечень уважительных причин, в силу которых гражданин процессуально не способен обратиться с заявлением в суд в защиту трудовых прав и законных интересов, не является исчерпывающим. Перечень уважительных причин не подлежит установлению судом, так как в его компетенцию не входит функция правотворчества, за исключением Конституционного Суда РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ). Трудности у прокуроров вызывает доказывание уважительности причин, по которым работник не может самостоятельно реализовать свое право на обращение в суд с требованиями о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы. Не всякая причина порождает причинно-следственную связь с последствием, в результате которого гражданин не может сам обратиться в суд, а только уважительная, имеющая значение для дела причина может быть принята во внимание. Например, прокурорам следует представить в суд доказательства, подтверждающие не только отдаленность места проживания гражданина от расположения суда, а отсутствие у работника возможностей преодолеть ее, в том числе в силу невозможности оплатить проезд. В случае обращения прокурора в защиту прав, законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (ч. 3 ст. 131 ГПК РФ). При необходимости к заявлению следует приложить документы, указанные в ст. 132 ГПК РФ. Таким образом, прокурор должен всего лишь обосновать и доказать, что право на обращение в суд у него возникло из юридического факта, из того, что гражданин по уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Такой юридический факт может быть подтвержден прокурором путем предоставления определения судьи об оставлении искового заявления без движения, которое подано без соблюдения требований, установленных ст. ст. 131 и 132 ГПК РФ, в данном случае уважительной причиной является отсутствие у гражданина юридического образования. По смыслу требований ч. 1 ст. 37 ГПК РФ гражданская процессуальная недееспособность определяется как неспособность гражданина своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. Процессуальная правоспособность прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан зависит от их положения, равноценности, места и роли в системе прав, свобод человека и гражданина, а также интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В силу конституционных требований в Российской Федерации, прежде всего, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). С учетом этого, на наш взгляд, правозащитная деятельность прокурора также, прежде всего, должна быть направлена на обращение в суд с заявлениями в защиту трудовых прав и законных интересов граждан (взыскание заработной платы). Кроме того, очередность применения прокурором мер защиты прав и законных интересов граждан предусмотрена Приказом Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве". Прокурору перед обращением в суд с заявлением в защиту трудовых прав, законных интересов иного лица надлежит выяснить, не обратился ли уже работник в комиссию по трудовым спорам, чтобы не нарушить его право на выбор способа защиты трудовых прав и законных интересов. В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. В ТК РФ закреплены условия и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров с разграничением компетенции суда и комиссии по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам не является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, т.е. законодательством не предусмотрен обязательный предварительный внесудебный порядок разрешения трудового спора с участием комиссии по трудовым спорам. Каждый в силу ст. 46 Конституции РФ имеет право на судебную защиту, сам выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо обратиться сначала в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а затем в суд, либо сразу обратиться в суд. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу требований ст. 391 ТК РФ прежний обязательный предварительный внесудебный порядок разрешения трудовых споров комиссией по трудовым спорам не сохранен. В настоящее время гражданин сам выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора. Следует учитывать, что индивидуальный трудовой спор может быть передан из комиссии по трудовым спорам в суд, а отдельные категории споров подлежат рассмотрению непосредственно в судах. Например, когда у работодателя комиссия не создана или не может быть создана, то в этом случае работник и прокурор могут обратиться за разрешением спора непосредственно в суд. Если работник обратился в комиссию по трудовым спорам и в 10-дневный срок спор не рассмотрен, то сам работник и, следовательно, прокурор с учетом ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением. В соответствии с ч. 1 ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам. Подведомственность и подсудность дел по трудовым спорам определяется с учетом требований ст. ст. 382, 383 ТК РФ, ст. ст. 2, 22 ГПК РФ, нормы которых предусматривают, что дела в защиту нарушенных или оспариваемых трудовых прав и законных интересов граждан подведомственны судам общей юрисдикции. Обобщение поступившей от прокуроров информации свидетельствует, что судебная практика при определении подведомственности дел по требованиям граждан, прокуроров о взыскании задолженности по заработной плате, например во время банкротства предприятий, противоречива. Некоторые суды общей юрисдикции отказывают в принятии таких заявлений, разъясняя порядок их рассмотрения в соответствии с требованиями ст. 57 "Основания для прекращения производства по делу о банкротстве" и ст. 63 "Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 18.07.2006 N 116-ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве)", или принимают их и выносят постановления об оставлении их без рассмотрения, а другие принимают, рассматривают и удовлетворяют заявленные требования. Однако в организации, на которой арбитражным судом введено наблюдение, обязательства по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, не относятся к долговым обязательствам гражданского правового характера. Они регулируются нормами трудового законодательства. Поскольку требования заявителей вытекают из трудовых правоотношений, касаются защиты их трудовых прав, то рассмотрение таких требований в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ подведомственно судам общей юрисдикции, которые рассматриваются по правилам гражданско-процессуального законодательства (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001, N 3, с. 12). Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П). Отказ арбитражного суда в принятии заявления в связи с неподсудностью дела арбитражному суду по основаниям, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не исключает возможности обращения заинтересованного лица за защитой своих прав в суды общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью. Подсудность дел в защиту нарушенных или оспариваемых трудовых прав и законных интересов граждан осуществляется в следующем порядке: - мировому судье подсудны трудовые дела, рассматриваемые им по первой инстанции о выдаче судебного приказа, а также возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров (п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ); - районным судам в качестве суда первой инстанции подсудны трудовые дела, за исключением дел, предусмотренных ст. ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК РФ (т.е. подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, верховным судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ); - верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа в качестве суда первой инстанции подсудны трудовые дела, связанные с государственной тайной и об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие трудовые права, свободы и законные интересы граждан (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ); - Верховному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции подсудны трудовые дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих трудовые права и законные интересы граждан, об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ). Территориальная подсудность трудовых дел определяется по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ). Подсудность по выбору истца предусматривает, что иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ). Иски о восстановлении трудовых прав, связанные с незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6 ст. 29 ГПК РФ). Сроки исковой давности. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ). К сожалению, законодатель в Трудовом кодексе РФ, как и в прежнем КЗоТе РФ, не счел необходимым определить правовую природу указанных сроков (например, в ГК РФ исковая давность определяется как срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено), что порождает возможность отказа в удовлетворении исковых требований только в связи с пропуском срока. Если исходить из требований ст. 392 ТК РФ и ее буквального толкования, то речь идет именно о праве работника на обращение в суд, т.е. о праве на предъявление иска, и по своей природе эти сроки представляют собой сроки исковой давности. Следовательно, суд, отказывая гражданину в восстановлении срока на обращение с заявлением за защитой нарушенных трудовых прав и законных интересов, должен отказать прокурору в приеме искового заявления, но не в удовлетворении исковых требований работнику. Пошлина и судебные расходы. Согласно ст. 89 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (часть вторая) предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий (пп. 1); прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пп. 9).
Защита трудовых прав граждан в суде в порядке приказного судопроизводства
Основным или, чаще, единственным источником дохода работника является его заработная плата. Несвоевременная выплата причитающихся сумм ставит работника в тяжелое материальное положение. Как уже отмечалось ранее, гражданин сам вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Умелое и активное использование гражданами такого права, безусловно, избавит их от необходимости проведения забастовок, голодовок и других акций, а работодателей заставит своевременно выдавать работникам заработную плату. Однако, в связи с зависимостью от работодателя, большинство работников не желает обращаться с письменными заявлениями о нарушении трудовых прав в сфере оплаты труда в прокуратуру или в суд, в связи с чем заявления в защиту прав работников направляются прокурорами в суд с приложением соответствующих объяснений граждан и без их просьбы. Процессуальная правоспособность прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту трудовых прав зависит от гражданской процессуальной способности гражданина обратиться в суд, которая связана с трудовой право-, дееспособностью, а частью последней является то, что принудительный труд запрещен (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 2, 4 ТК РФ). Работник, находящийся под угрозой применения работодателем наказания, которому заработная плата выплачивается с нарушением установленных сроков или не в полном размере, не может отказаться от ее выплаты в силу императивной конституционной нормы и не может отказаться от защиты собственного права на заработную плату. Принцип диспозитивности не распространяется на трудовой спор о взыскании заработной платы, как это имеет место в гражданских правоотношениях. В соответствии с требованиями ст. 4 ТК РФ, ст. ст. 27 и 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь ст. ст. 45, 122 - 124 ГПК РФ, прокурор вправе самостоятельно, без просьбы работника обратиться в суд с заявлением о вынесении судьей единолично судебного постановления - судебного приказа (ст. 121 ГПК РФ) с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы (ст. 122 ГПК РФ), когда отсутствует спор о принадлежности прав на заработную плату. Заявление о вынесении судебного приказа прокурор или гражданин-истец подает в суд по общим правилам подсудности, установленным ч. 1 ст. 123 ГПК РФ, с определенным содержанием и в письменной форме (ст. 124 ГПК РФ), в котором следует указать следующее. 1. Наименование суда, в который подается заявление (мирового судьи). 2. Должность прокурора, обращающегося в защиту трудовых прав, а также фамилию, имя, отчество взыскателя, его место жительства, которым признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (ст. ст. 19, 20 ГК РФ). 3. Наименование должника (юридического лица), его место нахождения, определенные его учредительными документами (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях - на характер деятельности юридического лица, для коммерческой организации - указание на ее фирменное наименование (п. п. 1, 4 ст. 54, п. 2 ст. 55 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа (филиала) или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. п. 1, 2 ст. 54 ГК РФ). Порядок регистрации определен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 02.07.2005 N 83-ФЗ) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (в ред. от 03.06.2006 N 349). Федеральная налоговая служба России (и ее филиалы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которая находится в ведении Министерства финансов (п. п. 1, 2 Положения). 4. В заявлении также указывается требование взыскателя и обстоятельства, на которых они основаны. Представляется, что прокурору следует отразить предмет защиты, правовое требование на выдачу судебного приказа о взыскании с работодателя в пользу работника задолженности по заработной плате. Статьей 136 ТК РФ установлены сроки выплаты работодателем заработной платы работнику - не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Она выплачивается непосредственно работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке. Кроме того, в федеральном законе или трудовом договоре может быть предусмотрен и иной способ выплаты заработной платы. Например, место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере являются не только нарушениями трудовых прав, предусмотренных ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, но и условиями признания выполняемой работы принудительным трудом (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ), которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, даже если в соответствии с трудовым законодательством он имеет право отказаться от ее выполнения (ст. ст. 2, 4 ТК РФ). Вышеизложенные нарушения порождают для работодателя ответственность, предусмотренную ст. ст. 142, 236 ТК РФ. При нарушении срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ). В случае возникновения спора между сторонами по срокам и объему невыплаченной заработной платы дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Например, согласно требованиям ст. ст. 21, 129, 132 ТК РФ сторона может оспаривать объем заработной платы в зависимости от квалификации, сложности труда, количества, качества и условий выполненной работы, а также входящие в нее компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также равенство оплаты за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). В заявлении о вынесении судебного приказа прокурору следует также указать не только срок и денежную сумму задолженности по заработной плате, но и юридически значимые обстоятельства задержки работодателем выплаты работнику начисленной заработной платы. К ним следует отнести: - наличие трудовых отношений между заявителем и работодателем; - невыплату начисленной заработной платы; - форму оплаты труда (согласно ст. 131 ТК РФ оплата труда осуществляется в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях), в соответствии с коллективным договором или трудовым договором. Но по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы); - порядок выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ); - место ее выплаты (по смыслу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке. Место выплаты заработной платы в неденежной форме определяется коллективным договором или трудовым договором); - способ выплаты заработной платы (в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором). 5. В заявлении прокурора о выдаче судебного приказа необходимо изложить доказательства, подтверждающие обстоятельства невыплаты работнику начисленной заработной платы. В условиях судебного разбирательства по документам прокурорам необходимо учитывать требования законодательства, предъявляемые к письменным доказательствам, и прежде всего к документам. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке (ст. ст. 62, 86, 88, 89 ТК РФ) сведения о фактах невыплаты начисленной заработной платы, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ). Эти сведения могут содержаться в письменных, а также вещественных доказательствах, в случае применения натуральной оплаты труда. Кодекс не содержит запрета на использование в качестве доказательств электронных документов при расчете заработной платы с помощью электронной программы. Доказательства (документы), полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ). Доказательства представляются сторонами и прокурором, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для указанных лиц или прокурора затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств о перечислении денег в счет заработной платы на счет работника в банк (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ). Прокурорам следует предоставлять в суд доказательства, имеющие отношение к делу (ст. 59 ГПК РФ) и которыми должны быть подтверждены обстоятельства невыплаты начисленной заработной платы, и никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ). Доказательства представляются достоверные, достаточные, взаимосвязанные в их совокупности и содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств, а копии документов - надлежащим образом сверенные с оригиналом и заверенные (ч. 2 - 7 ст. 67 ГПК РФ). Письменными доказательствами являются акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи). Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (ч. 1, 2 ст. 71 ГПК РФ). Из гражданской процессуальной, трудовой и иных отраслей права усматривается, что отсутствует единое определение понятия документа. В силу принятого ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации", критерии, определяющие понятие организационно-распорядительного документа, относящегося к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (ОКУД) (класс 0200000), носят рекомендательный характер. Таким образом, в трудовом, бухгалтерском, налоговом, пенсионном и других законодательствах имеются собственные определения документа. Рассмотрим некоторые из них. К доказательствам из числа документов, основанных на нормах трудового права, относятся следующие: - копии документов, предусмотренные законом, связанные с выполняемой работой (копии приказов о приеме на работу, о переводах, об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и др.). Работник может их получить у работодателя не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления (ст. 62 ТК РФ). Они должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно; - экземпляр трудового договора, заключенный в письменной форме и подписанный сторонами (ст. 67 ТК РФ); - расчетный лист, где указаны составные части заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также общая денежная сумма, подлежащая выплате (ст. 136 ТК РФ); - банковская выписка со счета в банке, на который перечисляется заработная плата работника на условиях, определенных коллективным или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ), и др. К доказательствам из числа документов, основанных на нормах права о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, относятся следующие: - расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49), расчетная ведомость (форма N Т-51), платежная ведомость (форма N Т-53), применяемые для расчета и выплаты заработной платы работникам организации, которые составляются в одном экземпляре; - лицевой счет (форма N Т-54), лицевой счет (свт) (форма N Т-54а), отражающие сведения о заработной плате, выплаченной работнику, которые заполняются работником бухгалтерии. (Альбом унифицированных форм первичной учетной документации разработан НИПИстатинформ Госкомстата России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах". Формы первичной учетной документации данного альбома утверждены Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.) Требования, предъявляемые к денежным и расчетным документам, первичным и сводным учетным документам, предусмотрены положениями ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ). Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по требованию суда и прокуратуры. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (ч. 1 ст. 17). Нормами Постановления Госкомстата России от 29.05.1998 N 57а, Минфина России от 18.06.1998 N 27н утвержден Порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. К доказательствам из числа документов, основанных на нормах налогового права, относятся справки о доходах физических лиц, где указаны сведения о доходах работника, которые прокурор может сразу и одновременно запросить у работодателя и в Федеральной налоговой службе, в ее территориальных органах (управление службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции службы по районам, районам в городах без районного деления, инспекции службы межрайонного уровня). Справки о доходах физических лиц выдаются по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ (с изм., внесенными Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 4221/06), в которых сообщается в налоговые органы о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Они заполняются на бумажном носителе и в электронном виде, оформляются налоговыми агентами по каждому физическому лицу, получившему доходы от налогового агента. В них отражается вся сумма дохода (без налоговых вычетов), вознаграждение, получаемое физическими лицами за выполнение трудовых обязанностей, а также выплаты в погашение задолженности по оплате труда в деньгах и в натуральной форме (ст. 208, пп. 3 п. 2 ст. 211 НК РФ). К доказательствам из числа документов, основанных на нормах права обязательного пенсионного страхования, относятся, например, формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ, с изм., внесенным Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 N 77-ФЗ) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред. от 09.05.2005 N 48-ФЗ) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Налоговым кодексом РФ и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 (в ред. от 10.03.2006 N 126) "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования". Вышеназванным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о работающих у него застрахованных лицах, в том числе о сумме заработка (дохода), на который начисляются страховые взносы обязательного пенсионного страхования. Прокурор может затребовать следующие документы индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования: индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (форма СЗВ-1); выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-2); индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица (форма СЗВ-3); выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-4); выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-5). Формы указанных выше документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.10.2002 N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (с изм. от 14.10.2003 N 152п). Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия прокурором. К заявлению прилагается перечень документов. Прокурор готовит заявление в суд, которое должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. ст. 134, 135 ГПК РФ. Однако если требование и предусмотрено ст. 122 ГПК РФ, но место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации, не представлены документы, подтверждающие заявленное требование, из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве, то судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа (ст. 125 ГПК РФ). Согласно ГПК РФ судья не может вернуть заявление прокурору для исправления недостатков. Поскольку судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений, и у судьи нет правомочия вернуть заявление прокурору для устранения недостатков, препятствующих возбуждению дела, то прокурору при подаче заявления в суд надлежит выполнить все требования, предусмотренные законом, и предоставить в суд достаточные письменные (и вещественные) доказательства (ст. 126 ГПК РФ). Судебный приказ выносится судьей без судебного разбирательства и вызова сторон, прокурора для заслушивания их объяснений (ч. 2 ст. 126 ГПК РФ).
(Окончание см. "Трудовое право", 2007, N 3)
Б.И.Шалыгин Старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, старший советник юстиции, почетный работник Прокуратуры РФ
А.Л.Городов Научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, младший советник юстиции Подписано в печать 23.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |