Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые положения в регулировании несчастных случаев на производстве ("Трудовое право", 2007, N 2)



"Трудовое право", 2007, N 2

НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В РЕГУЛИРОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" ряд статей, касающихся расследования несчастных случаев на производстве, претерпел некоторые изменения. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые из таких изменений в сравнении с ранее действовавшим законодательством.

Во-первых, сразу следует обратить внимание на новое содержание ст. 227 ТК РФ. Ранее действовавшая редакция данной статьи в абз. 1 определяла те случаи, которые подлежат учету и расследованию. Расследованию и учету в соответствии со ст. 227 ТК РФ подлежали несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей, и работы по заданию организации или работодателя - физического лица. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ законодателем было дополнено положение, согласно которому расследованию и учету подлежат и несчастные случаи, которые произошли с работниками при выполнении ими иных правомерных действий. Справедливо возникает вопрос о том, что считать такими правомерными иными действиями?

Как указывает новая редакция абз. 1 ст. 227 ТК РФ, подобные правомерные действия должны быть обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо совершаются в его интересах. В настоящее время мы довольно часто можем сталкиваться с такой ситуацией, что работники выполняют работу, которая непосредственно с их трудовой функцией не связана, однако ее выполнение необходимо для нормального продолжения рабочего процесса (такие ситуации могут возникнуть стихийно - их спрогнозировать и предугадать нельзя).

Можно выделить и другую группу "осуществления иных правомерных действий". Предположим, что в организации произошла чрезвычайная ситуация - возгорание, все сотрудники бросились тушить пожар, и один из них получил ожоги различной степени тяжести, отравление угарным газом. Сотрудник выполнял правомерные действия, которые и не входят в его трудовые обязанности, поскольку по всем правилам при возникновении пожара сотрудники должны покинуть помещение.

Таким образом, применительно к возникшим изменениям в трудовом законодательстве страны мы можем говорить о появлении дополнительных оснований для проведения расследования и учета несчастных случаев, это основания по выполнению сотрудниками (работниками) иных правомерных действий, которые, как мы сделали вывод, могут выражаться в двух формах:

1) сотрудник выполняет работы на определенное время за другого сотрудника по просьбе руководителя без оформления совмещения;

2) сотрудник действовал в отношении имущества работодателя при возникновении чрезвычайной ситуации.

Следует также обратить внимание и на то, что ранее действовавшая редакция абз. 1 ст. 227 ТК РФ говорила о работе по заданию организации или работодателя - физического лица. Уже новая редакция данной статьи не говорит о работодателе - физическом лице, почему? Не станет ли это основанием для избежания ответственности работодателей - физических лиц? Согласно ст. 15 ТК РФ указывается, что трудовые отношения возникают между работодателем и работником. Следовательно, возникновение трудовых отношений между другими субъектами невозможно, они всегда возникают между работодателем и работником. Никакого разграничения работодателей на организации и физические лица закон не делает. Статья 16 ТК РФ указывает на основания возникновения трудовых отношений, возникающих только на основании трудового договора в результате:

- избрания (выборов) на должность;

- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

- назначения на должность или утверждения в должности;

- направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

- судебного решения о заключении трудового договора;

- фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Следовательно, если есть оформленные в надлежащем порядке или возникшие по иным основаниям ст. 16 ТК РФ трудовые отношения, то один из их участников будет работником, а другой - работодателем и не важно, юридическое или физическое это лицо. А потому нет никакой нормативной необходимости лишний раз указывать на то, что работы могут выполняться по поручению организации или работодателя - физического лица, и организация, и физическое лицо в любом случае будут являться работодателями, если между ними, с одной стороны, и работником, с другой стороны, возникли трудовые отношения. Следовательно, нет оснований утверждать, что не подлежат учету и расследованию несчастные случаи, которые произошли у работодателя - физического лица.

Перейдем к содержанию новой редакции абз. 2 ст. 227 ТК РФ. Согласно Федеральному закону от 30 июня 2006 г., был расширен перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету. Так, ранее действовавшая редакция ст. 227 ТК РФ говорила о следующих лицах:

- работники, выполняющие работу по трудовому договору;

- студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;

- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

- другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Какие изменения внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. в данный перечень?

Пункт 1 абз. 2, касающийся работников, выполняющих работу по трудовому договору, остался в новой редакции ст. 227 ТК РФ без изменения. Пункт 2 (категория работников) в новой редакции был несколько изменен. Отдельно указаны работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором, а также студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику. Обратим внимание на то, что ранее в данном перечне были указаны только учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях. Теперь это касается учащихся всех типов образовательных учреждений, проходящих производственную практику, а также учащихся, проходящих обучение по ученическому договору. По ученическому договору (своего рода целевому направлению от организации) могут обучаться как работники организации, так и студенты, которые являются лицами, ранее не работавшими в организации, направившей их по ученическому договору на обучение.

Получается, что в отношении обучающихся и студентов перечень значительно расширен по сравнению с ранее действовавшей редакцией ст. 227 ТК РФ.

В отношении лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду, данный перечень остался неизменным. Однако теперь, согласно изменениям в ТК РФ, в данный перечень отнесены и лица, привлекаемые по основаниям, указанным в законе, к выполнению общественно полезных работ.

Ранее действовавшая редакция ст. 227 ТК РФ заканчивает перечисление категорий работников, в отношении которых все несчастные случаи подлежат учету и расследованию другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации и индивидуального предпринимателя. Новая редакция ст. 227 ТК РФ говорит дополнительно о еще двух категориях работников: это члены производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях. Получается, что такой категории работников, которые участвуют в производственной деятельности у работодателя, в новой редакции нет. Однако это не так, если обратить внимание на содержание абз. 1, где указаны работники, выполняющие работы по трудовому договору, с учетом того, что это не только работа строго по трудовой функции, но и осуществление иных правомерных действий в связи с работой в организации, то получается, что такая категория работников, как выполняющие производственные работы у работодателя, входит в содержание абз. 2 ст. 227 ТК РФ. А следовательно, если бы законодатель оставил в тексте ст. 227 такую формулировку, как "другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя", то такое положение будет просто лишний раз дублировать общее требование абз. 2 ст. 227 ТК РФ, что в свою очередь создаст благоприятную почву для различных разночтений и двойного толкования смысла ст. 227 ТК РФ.

Перейдем к рассмотрению последних двух категорий работников.

В отношении членов производственных кооперативов и крестьянско-фермерских хозяйств ст. 227 ТК РФ установила требования, согласно которым данные категории граждан обязательно должны принимать личное трудовое участие в работе кооператива, крестьянско-фермерского хозяйства. Если теперь по новому законодательству требуется обязательное расследование и учет всех несчастных случаев, то в самой структуре организации работы крестьянско-фермерского хозяйства потребуется возложить данные обязанности на кого-то из работников. Фактически можно сказать, что потребуется специалист по охране труда. То же можно утверждать и в отношении последней категории работников.

Последнюю категорию составляют лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде.

Лица, страдающие психическими расстройствами, не являются работниками, трудовой договор с ними не заключается.

Далее можно заметить, что редакция ст. 228 ТК РФ также изменилась. Положениями данной статьи рассматриваются обязанности работодателя при несчастном случае. Сразу же заметим, что ранее формулировка ст. 228 ТК РФ говорила об обязанностях при наступлении несчастного случая на производстве, теперь нет; это произошло ввиду того, что сами случаи ст. 227, которые нами выше рассматривались, не всегда связаны с производственным процессом. Именно ввиду этого, фактически часть изменений ст. 228 ТК РФ связана с тем, что словосочетания "производственный процесс" и "производство" были исключены из текста статьи.

Ранее действовавшая редакция ст. 228 ТК РФ говорила и об особом правовом регулировании случаев, когда наступил групповой несчастный случай на производстве, тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом.

Положения ранее действовавшей редакции ст. 228 ТК РФ исключены из ее нового содержания, произошло это потому, что они в основном дублировали, повторяли положения других законов РФ. Статья 228 ТК РФ и так уже содержит в себе указание на то, что в любом случае при наступлении всякого несчастного случая на производстве работодатель обязан сообщить об этом в органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственникам пострадавшего. Такая формулировка ст. 228 ТК РФ в новой редакции позволяет не расписывать подробно все органы, в которые должен сообщить работодатель, а сослаться на другие федеральные законы и действующие положения ТК РФ, которые также содержат аналогичные положения.

Законодателем в продолжение данной нормы в отдельную статью вынесен порядок оповещения. В принципе ст. 228.1 ТК РФ по своему содержанию мало чем отличается от ранее действовавшей редакции ст. 228 ТК РФ.

Ранее действовавшие положения ТК РФ ст. 229 устанавливали порядок расследования несчастных случаев на производстве. Теперь положения ст. 229 ТК РФ говорят о порядке формирования комиссии, появились ст. ст. 229.1 - 229.3 ТК РФ. Они по своему содержанию значительно расширили порядок регламентации расследования несчастного случая на производстве законодателем, который ранее по своему содержанию умещался в ст. 229 ТК РФ. Рассмотрим новые подробные правила, установленные теперь на уровне федерального законодательства.

Согласно новой редакции ст. 229 ТК РФ, для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.

Сроки расследования несчастного случая на производстве вынесены в отдельную статью, теперь их правовое положение регулируется ст. 229.1 ТК РФ. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Статьей 229.2 ТК РФ урегулирован сам порядок расследования несчастных случаев на производстве. При расследовании каждого несчастного случая комиссия или государственный инспектор по охране труда выявляют и опрашивают очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получают необходимую информацию от работодателя (его представителя) и, по возможности, объяснения от пострадавшего.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая. Следует заметить, что ранее действовавшая редакция ст. 229 ТК РФ содержала аналогичное правовое регулирование.

На основании собранных материалов расследования комиссия или государственный инспектор по труду устанавливают обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывают предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяют, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отдельную статью вынесены случаи (основания и порядок) расследования несчастных случаев инспекторами по труду. Статья 229.3 ТК РФ говорит о том, что государственный инспектор по труду принимает участие в расследовании несчастного случая на производстве в случае, когда к нему поступила жалоба или иным образом ему стало известно о факте сокрытия несчастного случая на производстве, родственники погибшего не согласны с результатами проведенного расследования.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев был несколько изменен законодателем. Статья 230 ТК РФ изложена также в новой редакции. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.

При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229 ТК РФ), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.

По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия или инспектор по труду составляют акт о расследовании соответствующего несчастного случая в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.

Трудовой кодекс РФ дополнен ст. 230.1, по содержанию она устанавливает порядок учета всех расследованных несчастных случаев на производстве. Бытует мнение среди многих юристов, что сама формулировка заглавия данной статьи уже неверна. Ведь ст. 227 ТК РФ (выше мы об этом говорили) содержит в себе обязанность работодателя расследовать все несчастные случаи, и их перечень расширен, они теперь не всегда связаны с производством. Так получается из смысла названия ст. 230.1 ТК РФ, что учету подлежат только несчастные случаи на производстве. Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии или государственного инспектора по труду его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Какие выводы можно сделать исходя из изменения положений ст. ст. 227 - 231 ТК РФ?

Во-первых, законодателем несколько расширен перечень лиц, в отношении которых проводят расследование несчастного случая. Кроме того, сам несчастный случай теперь подлежит расследованию не только на производстве. Разве можно отнести к производственному процессу случаи, когда лица, отбывающие наказание в виде обязательных работ, подметают улицы? Конечно, нет, но полученные ими травмы теперь также подлежат расследованию. Непонятным остался вопрос по учету несчастных случаев: получается из смысла ст. 230.1 ТК РФ, что учету подлежат несчастные случаи только на производстве.

Во-вторых, законодателем теперь более детально установлен порядок расследования несчастного случая на производстве. Выделен в отдельные статьи и более детально урегулирован вопрос по формированию комиссии и по срокам проведения расследования.

И в-третьих, законодатель вынес в отдельное положение в самостоятельную статью Кодекса основания, при которых расследование несчастного случая на производстве проводится инспектором по труду из Госинспекции.

А.А.Батяев

Подписано в печать

23.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новый порядок и условия наложения дисциплинарных взысканий ("Трудовое право", 2007, N 2) >
Статья: Правовые последствия расширительного толкования некоторых статей новой редакции Трудового кодекса РФ ("Трудовое право", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.