Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: В Европейском суде по правам человека ("Налоговед", 2007, N 2)



"Налоговед", 2007, N 2

В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Европейский суд по правам человека высказал несколько принципиальных позиций в Решении от 02.11.2006 по делу "Волохи против Украины" (N 23543/02), связанному с расследованием нарушений налогового законодательства. Высказанные им позиции могут изменить понимание того, что приемлемо и что неприемлемо при расследовании налоговых и иных преступлений.

Случай, рассмотренный Европейским судом, чуть ли не первый, где в связанном с налогообложением деле успешно для заявителя применена ст. 8 Конвенции "Право на уважение частной и семейной жизни". Рассмотрена правомерность перлюстрации корреспонденции в ходе расследования дела, связанного с неуплатой налогов.

В сентябре 1996 г. из-за неявки на допрос был выдан ордер на арест лица, приходящегося двум заявителям сыном и братом. 6 августа 1997 г. следователь вынес постановление о перлюстрации почтовой и телеграфной корреспонденции <*> в адрес заявителей, так как, по его мнению, находящийся в розыске родственник мог сообщить им о своем местонахождении. Постановление не содержало каких-либо ограничений срока. 11 августа 1997 г. постановление было одобрено местным судом. Заявители случайно узнали о перлюстрации в конце 1998 г. Уголовное дело 4 мая 1998 г. было прекращено за истечением срока привлечения к ответственности. 28 мая 1999 г. постановление о перлюстрации отменено. В Письме от 06.01.2000 Генеральная прокуратура в ответ на жалобу заявителя отметила в числе прочего, что постановление о перлюстрации не было достаточно хорошо обосновано. Заявители потребовали от правоохранительных органов компенсации, на что те ответили, что определение компенсации находится в ведении суда. 18 февраля 2000 г. заявители обратились в суд, в решении от 11.10.2001 районный суд отказал в компенсации, так как, по мнению суда, перлюстрация была законной и обоснованной.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Любопытен, однако, факт отсутствия в деле спора о прослушивании телефонной линии и упоминания об этом виде, казалось бы, наиболее логичного и уместного в конкретной ситуации оперативного мероприятия. Суд Полтавской области 18 января 2002 г. поддержал решение суда первой инстанции, а 9 февраля 2004 г. Верховный Суд Украины отказал в принятии кассационной жалобы. Применимое законодательство - Статья 31 Конституции Украины: "Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или установить истину при расследовании уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно". - Статья 187 УПК Украины, действовавшая во время изложенных событий, описывала процедуру перлюстрации и ареста корреспонденции и предоставляла следователю практически неограниченную свободу в выборе данной меры. - Конвенция о защите прав и основных свобод. Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни: "1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. 2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц". Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты: "Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве". Ссылаясь на ст. ст. 8 и 13 Конвенции, заявители утверждали, что практически немотивированная перлюстрация корреспонденции нарушила их право на уважение частной и семейной жизни, а поверхностное рассмотрение их заявлений в украинских судах - право на эффективное средство правовой защиты. Решение Европейского суда по правам человека Суд указал, что, как и любое исключение из правила, возможность вмешательства властей в права человека, предусмотренные ст. 8 Конвенции, должна толковаться ограничительно и быть не только формально законной, но и преследовать легитимную цель и быть необходимой в демократическом обществе для достижения этой цели. При этом суд, сославшись на свои предшествовавшие решения - Malone v. the United Kingdom от 02.08.1984, § 67; Amann v. Switzerland [GC], no. 27798/95, § 56, отметил, что закон должен быть доступным для ознакомления, а применение его - предсказуемо. Следовательно, необходимо было исследовать, достаточно ли четко национальное законодательство ограничивает случаи допустимости перлюстрации корреспонденции. Однако действовавшее в то время украинское законодательство не содержало механизмов, обеспечивающих пропорциональное применение данной меры: не были определены лица, которые могут подвергаться этой мере, обстоятельства, в которых она может быть применена, а также сроки перлюстрации. Кроме того, в законе должны быть установлены гарантии отсутствия злоупотреблений. В данном случае, хотя первоначально установление меры было одобрено судом, не было никаких надзорных мероприятий суда, установленных с разумной периодичностью. Как пример отсутствия контроля, Европейский суд упомянул, что решение о перлюстрации исполнялось в течение более года после закрытия уголовного дела. Следовательно, в конкретном случае вмешательство в частную жизнь не может быть расценено как предусмотренное законом. Украинское законодательство не определяло с достаточной четкостью объемы и условия реализации государственными органами полномочий в рассматриваемой области и не предоставляло гарантий от злоупотреблений. Таким образом, суд установил, что ст. 8 Конвенции была нарушена. По мнению Европейского суда, неинформирование заявителей о перлюстрации сразу же, как информирование стало возможным, затруднило защиту их интересов. Помимо этого, общие формулировки закона о компенсации гражданам за неправомерные действия сотрудников государственных органов были интерпретированы, в том числе судами, как применяемые исключительно или преимущественно к лицам, находившимся под следствием. Попытки получить компенсацию на основе этой нормы у заявителей не увенчались успехом. Европейский суд отметил, что ст. 13 Конвенции также была нарушена. Таким образом, Европейский суд по правам человека посчитал, что отсутствие жестких рамок и эффективных механизмов контроля за ограничением уважения частной жизни есть нарушение Конвенции. Отсутствие правил о компенсации пострадавшим от неправомерных действий властей и практики их эффективного применения также рассматривается как нарушение Конвенции. Хотя ст. 187 НК Украины и была изменена в 2001 г., она по-прежнему нуждается в более подробном описании условий введения перлюстрации корреспонденции, наличии других ключевых в свете Конвенции условий, как, например, периодический судебный контроль, информирование заинтересованных лиц об ограничении их свобод и эффективные гарантии против злоупотреблений и механизмы компенсации. Неясно, готов ли Европейский суд применить те же защищающие частных лиц механизмы и гарантии, например, в отношении информации, запрашиваемой в ходе налоговых проверок. Многие документы содержат коммерческую тайну, подлежащую защите как собственность согласно ст. 1 Протокола 1 к Конвенции. Условия ограничения права собственности в Конвенции и практике суда сравнимы с примененными в данном деле в отношении ст. 8 Конвенции. Одно из главных условий - оправданность и пропорциональность, что делает необходимой градацию разных типов запрашиваемой информации и определение того, что не может быть истребовано как минимум в обычном порядке. Р.Р.Вахитов Старший эксперт-исследователь IBFD Подписано в печать 23.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 23.01.2007> ("Налоговед", 2007, N 2) >
Статья: Налоговые инициативы по введению федерального налога с продаж в США ("Налоговед", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.