![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Д.Г. Черник: "Есть люди, которым в условиях полного отсутствия ограничений очень удобно объявить себя налоговым консультантом" ("Российский налоговый курьер", 2007, N 3)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 3
Д.Г. ЧЕРНИК: "ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ОЧЕНЬ УДОБНО ОБЪЯВИТЬ СЕБЯ НАЛОГОВЫМ КОНСУЛЬТАНТОМ"
Первый проект закона "О налоговом консультировании" появился еще в конце 90-х годов прошлого века. Инициатором нового законопроекта стала Палата налоговых консультантов. В этом году она отмечает свое пятилетие. О новшествах, которые привнесет закон в российскую налоговую систему, и перспективах налоговой реформы рассуждает президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Георгиевич Черник.
- На последнем заседании палаты вы говорили о повышении ответственности налоговых консультантов. Дмитрий Георгиевич, будут ли предусмотрены соответствующие положения в законопроекте? - Безусловно. Консультант, действия которого противоречат законодательным требованиям, обязан нести ответственность не только имущественную, но и моральную и даже уголовную. Причем размер имущественной ответственности может определяться сторонами договора. - Речь также шла о том, что налогоплательщик, использующий письменные разъяснения консультанта, освобождается от налоговой ответственности.
- Да, мы планируем такое положение. Но вряд ли оно будет внесено в первоначальный законопроект. Мы решили создать законопроект максимально гладкий и обтекаемый, чтобы он прошел все стадии обсуждения. Вносить правки и углублять содержание закона будем потом. Сегодня у нас много противников. Есть люди, которым в условиях полного отсутствия ограничений очень удобно объявить себя налоговым консультантом и при этом ни за что не отвечать и ни перед кем не отчитываться. - Перейдем к налоговой реформе. Какие результаты принес минувший год? - По-моему, ничего существенного не произошло. Воспринимать всерьез Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ с его многочисленными поправками рано, поскольку практически ни один важный вопрос с налоговым администрированием не решен. - Наверное, практика все-таки покажет, насколько эффективны новые нормы... - Конечно. Но если говорить о практике, то она, как правило, подтверждает самые пессимистические прогнозы. Возьмем, к примеру, НДС. Если раньше мы только предполагали негативные последствия перехода на исчисление налоговой базы по НДС по отгрузке, то сегодня можем говорить об этом уверенно. Во-первых, значительно вырос объем возмещения налога из бюджета. А во-вторых, поставщики стали гораздо чаще требовать от покупателей 100-процентную предоплату работ и услуг. А это крайне вредно для экономики. Кроме того, снижение ставки НДС отложено, хотя налогоплательщики ждут этого снижения уже несколько лет. В то же время варианты снижения ставки до 16 или даже до 13% с одновременной ликвидацией льготной ставки, которые предлагает правительство, на мой взгляд, неприемлемы для налогоплательщиков. Если мы ликвидируем льготную ставку НДС, это сразу скажется на социально незащищенных слоях населения и приведет к росту инфляции. А остановить ее очень трудно. - Вы полагаете, что если отменить ставку 10%, то товары, облагаемые по этой ставке, подорожают? - Я не полагаю, а абсолютно в этом уверен. Наша история - многократное подтверждение тому. И цены вырастут не на 6%, а намного больше. - Начальник Экспертного управления Администрации Президента А.В. Дворкович заявил, что весной в правительство будет внесен законопроект о замене НДС налогом с продаж, который более удобен для администрирования... - Да, я в курсе этого проекта. Можно согласиться с тем, что налог с продаж удобнее, чем налог на добавленную стоимость. Однако введению нового налога должна предшествовать дополнительная подготовка. Но самое главное вот что. Сегодня во всем мире применяют НДС. И если окажется, что мы идем вразрез с мировым сообществом, нам не миновать проблем во внешней торговле. То есть прежде чем переходить к какому-либо серьезному обсуждению вопроса о налоге с продаж, мы должны с научных позиций оценить последствия. - Каких поправок следует ожидать по налогу на прибыль? - Я считаю, что проблема налога на прибыль серьезнее, чем проблема НДС. Есть ряд обстоятельств, которые затуманивают взгляд наших законодателей и представителей экономических министерств. В свое время мы говорили, что отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль привела к сокращению капитальных вложений организаций. Сегодня ситуация иная: в отсутствие инвестиционной льготы инвестиции растут. Конечно, динамика общего объема инвестиций свидетельствует о том, что они постоянно растут. Однако анализ их структуры показывает, что в 2001 г. удельный вес собственных инвестиций составлял 49,4%. А в 2002 г., когда вступила в силу гл. 25 Налогового кодекса, этот показатель снизился до 45%. В 2005 г. собственные инвестиции так и не достигли уровня 2001 г. А ведь 4,5 процентного пункта в масштабе нашей страны - огромные деньги. Вот что означает отмена инвестиционной льготы. Кроме того, рост инвестиций достигается главным образом за счет вложений в добывающие, а не в обрабатывающие отрасли промышленности. Недавно в Торгово-промышленной палате состоялось заседание рабочей группы по налоговой реформе. И уже специалисты Минфина и Минэкономразвития говорили, что поправки, внесенные в гл. 25 Налогового кодекса, реально не заменили инвестиционную льготу. Таким образом, наши экономические ведомства начинают осознавать, что в 2002 г. была допущена серьезная ошибка и ее надо исправлять. - Означает ли это, что в 2007 г. названные вами ведомства подготовят законопроект с поправками, направленными на создание льгот по налогу на прибыль? - Вряд ли. Есть еще одна проблема. Она связана с отменой льгот по налогу на прибыль. На недавнем совещании в Правительстве Москвы была названа следующая цифра: после 2002 г. в Москве потеряли работу почти 250 000 ограниченно трудоспособных лиц - инвалидов, поскольку организации, использовавшие их труд, утратили право на налоговую льготу. - Может быть, это были фиктивные сотрудники, которых организации использовали в так называемых схемах? - Не думаю. В Москве был целый ряд предприятий, где инвалиды составляли абсолютное большинство. Эти предприятия, лишившись льгот, начали перепрофилироваться. Возможно, цифра преувеличена, но ясно одно: возникла социальная проблема, связанная с отменой льготы по налогу на прибыль для организаций, применяющих труд инвалидов. Отмена льготы серьезно ударила по реальному сектору экономики. Поэтому нужно возвращаться к обсуждению данного вопроса. - Поговорим о налоге на доходы физических лиц. Сейчас из уст некоторых членов правительства и депутатов Госдумы звучат предложения о переходе к прогрессивной шкале НДФЛ. Считаете ли вы этот шаг оправданным? - Полагаю, что сегодня переход к прогрессивному налогу в первую очередь поставит под удар средний класс, являющийся основным налогоплательщиком. Поэтому во имя стабильности еще не созданного у нас среднего класса я бы повременил с введением прогрессивной шкалы налогообложения. В дальнейшем для введения прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо выполнить целый ряд условий, в частности повысить общее благосостояние в стране, создать высокий необлагаемый минимум. Нужно также понять, кто социально незащищенный, кто средний класс, а кто богатые люди. Зарплата 15 000 руб. сейчас считается показателем среднего класса. Опасаюсь, что наши законодатели готовы обложить такой средний класс прогрессивным налогом, как это было до вступления в силу гл. 23 Налогового кодекса. - Какие поправки, на ваш взгляд, необходимо внести в гл. 23 Кодекса? - Во-первых, предоставить гражданам право выбирать, какой налог платить - семейный или индивидуальный. Нужно также расширить вычеты на детей, образование и здравоохранение, поскольку все это постепенно становится платным, и максимально упростить порядок получения налоговых вычетов. Кроме того, необходимо ввести контроль за крупными расходами граждан. - Действующая система исчисления ЕСН не покрывает расходы Пенсионного фонда. Как можно решить эту проблему? - Я считаю, что у нас абсолютно непоследовательная политика в отношении единого социального налога. Как известно, снижение ЕСН в 2001 г. привело к росту поступлений, не говоря уже о других позитивных моментах. Но вместо того, чтобы идти по пути последовательного снижения ЕСН и демонстрировать работодателям определенную государственную политику, мы заморозили ставку на несколько лет. А в 2005 г. произошло резкое снижение. И сразу начались разговоры, что денег на выплату пенсий не хватает, что возможно банкротство фонда... А руководство Пенсионного фонда заявляет о необходимости повысить пенсионный возраст на пять лет. Как должен вести себя в этой ситуации работодатель? Он станет ждать дальнейших действий со стороны государства. - Получается, что надо было последовательно снижать ставку ЕСН... - Совершенно верно. В результате в 2006 г. мы имели бы практически ту же ставку, что действует сейчас. А уровень доверия работодателей, которые, осознав курс государства, вывели бы зарплату из тени, был бы значительно выше. Но при отсутствии внятной и регулярной государственной политики трудно рассчитывать на адекватный ответ работодателя. - С 2006 г. действует новый порядок исчисления акцизов на алкоголь: их уплачивает производитель. Как вы думаете, это правильно? - Наши законодатели и правительство наконец услышали то, о чем мы говорили на протяжении нескольких лет. Ведь как только акцизы с производителей ушли в торговлю, сразу начался недобор акцизов, усложнилось налоговое администрирование. Кроме того, акцизы - фискальный налог и не должны быть средством регулирования межбюджетных отношений. А если уж регулировать межбюджетные отношения, то не в ущерб собираемости налогов. - Если можно, несколько слов о малом бизнесе. В одном из интервью нашему журналу С.Д. Шаталов сказал, что нужно постепенно отходить от практики специальных налоговых режимов для малых фирм, поскольку они зачастую используются в схемах налоговой минимизации... - В какой-то степени он прав. Конечно, злоупотребления в этой сфере есть. Отказавшись от специальных налоговых режимов, можно было бы уменьшить злоупотребления. Но это в далекой перспективе, ведь сейчас малому бизнесу очень трудно. И в этом вина отнюдь не налоговых режимов. Малый бизнес убивает дорогая аренда, высокие тарифы ЖКХ, поглощение более крупными фирмами. Нужны адекватные меры по защите малых фирм. Отменить можно все спецрежимы, а ситуация не изменится. - Вернемся к законопроекту о налоговом консультировании. На какой стадии обсуждения он находится? - Мы собрали предложения членов палаты. В 2007 г. законопроект можно будет вынести на широкое обсуждение. - Через какое ведомство Палата налоговых консультантов планирует продвигать законопроект? - Основным ведомством должен стать Минфин России. Именно в нем мы видим главного союзника. - Спасибо за интересную беседу.
Беседовали М.Лозовский
Н.Попова Подписано в печать 23.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |