Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения в 254-П с 1 июля 2007 года, или Третий блин и снова комом ("Бухгалтерия и банки", 2007, N 2)



"Бухгалтерия и банки", 2007, N 2

ИЗМЕНЕНИЯ В 254-П С 1 ИЮЛЯ 2007 ГОДА,

ИЛИ ТРЕТИЙ БЛИН И СНОВА КОМОМ

В конце декабря 2006 г., пока банковские бухгалтеры в панике изучали изменения в Положение N 205-П <*>, пытаясь определить, сколько бессонных ночей в новогодние каникулы им придется провести на работе, Банк России под шумок передал на регистрацию в Минюст России еще один документ - Указание ЦБ РФ от 12.12.2006 N 1759-У. На этот раз изменению подверглось Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Посадская М. Изменения в Положение N 205-П с комментариями и размышлениями // Бухгалтерия и банки, 2006, N 1.

Минюст, поразмыслив, 27 декабря Указание зарегистрировал.

Документ этот не вызвал в профессиональных кругах такого интереса, как упоминаемое выше Указание N 1757-У о внесении изменений в Положение N 205-П. Это и понятно: в силу новое Указание вступает только 1 июля, а объем в нем всего-то шесть страниц. Не сравнить с N 1757-У, в коем 80 страниц. Успеем еще разобраться...

К тому же проект Указания о внесении изменений в Положение N 254-П еще в августе появился на сайте Банка России www.cbr.ru, и все желающие смогли с ним ознакомиться и покритиковать. Окончательный вариант, как водится, значительно отличается от первоначального: из 14 страниц осталось 6.

Давайте посмотрим, чем же нам грозит новое Указание.

Сначала несколько слов о том, что было в проекте Указания, но исчезло из утвержденного документа - объем исключенного текста составляет больше половины всего документа. Например, в окончательный вариант вообще не вошли уточнения в гл. 1 и 2 Положения.

Некоторые "пропажи" вызывают недоумение. Так, проект предполагал включить в перечень финансовых инструментов, не подлежащих резервированию, требования к Банку России (п. 1.10 Положения N 254-П), а ссылку на недействующее ныне Положение N 232-П заменить на актуальное 283-П. Как ни странно, в новом варианте Положения N 254-П останется ссылка на отмененный документ.

Не оказалось в окончательном варианте и удачного, на мой взгляд, выражения "экономически безнадежные ссуды" (п. 2.3 Положения N 254-П).

В пп. 3.1.1 п. 3.1 предполагалось внести изменения относительно даты формирования информации о заемщиках - юридических лицах, кроме банков. В действующем варианте документы должны составляться "не реже одного раза в квартал по состоянию на дату, следующую за отчетной". Это довольно странно, особенно с учетом того, что по другим заемщикам информация фиксируется по состоянию на отчетную дату. Значит, по физическим лицам и кредитным организациям берем справки и отчетность по состоянию на 1-е число месяца или квартала, а по юридическим лицам - по состоянию на 2-е число! Но, по-видимому, есть в этом парадоксе какой-то тайный смысл, потому что соответствующие изменения из проекта исчезли.

В абз. 1 п. 3.4.1, где говорится, что "если в отношении для заемщика - юридического лица...", собирались убрать невесть как попавший туда предлог "для", но потом тоже передумали. Чудеса, да и только.

К сожалению, не вошло в окончательный вариант понятие существенной по суммам и (или) срокам картотеки неоплаченных расчетных документов и задолженности перед бюджетами (абз. 2 п. 3.4.1). Оно помогло бы значительно уменьшить количество лишних телодвижений банковских работников, связанных с реклассификацией задолженности и формированием резервов при возникновении "небольшой" и "недолгой" картотеки. Видимо, побоялись установления банками слишком мягких критериев существенности.

Не оказалось в итоге еще двух нюансов, которые могли бы благоприятно повлиять на возможность признания финансового состояния хорошим (абз. 5 и 6 п. 3.4.1). Не удалась попытка заменить "плохое обслуживание долга" на более дипломатичное "неудовлетворительное". Да что уж теперь об этом говорить...

Достаточно много других вполне разумных изменений почему-то не попали из проекта в утвержденный документ. Хотя справедливости ради следует отметить, что некоторые пункты проекта порадовали своим исчезновением. Например, те, которые дополняют список ссуд, подлежащих первоочередному контролю "в рамках системы внутреннего контроля" (п. 3.6). Или перечень "иных существенных факторов", которые могут повлиять на принятие решения об отнесении ссуд в более низкую категорию качества (п. 3.9). Жаль, что факторы, влияющие на отнесение ссуд в более высокую категорию качества, тоже отпали в полуфинале.

Теперь переходим к тому, что имеется в окончательном варианте.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 8 декабря 2006 года N 21) внести в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2004 года N 5774, 20 апреля 2006 года N 7728 ("Вестник Банка России" от 7 мая 2004 года N 28, от 4 мая 2006 года N 26), следующие изменения.

1. В главе 3:

1.1. абзац второй подпункта 3.14.1 пункта 3.14 изложить в следующей редакции:

"предоставление займов третьим лицам и погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиком от третьих лиц, за исключением ссуд, предоставленных ломбардам, потребительским кооперативам, фондам поддержки малого предпринимательства, иным финансовым организациям, и использованных заемщиком на предоставление займов субъектам малого предпринимательства и физическим лицам;"

До внесения изменений этот абзац звучал как "предоставление займов третьим лицам и погашение займов третьих лиц". Речь идет об отнесении ссуд, использованных заемщиками на указанные цели, не выше чем в III категорию качества (сомнительные). Объем "некошерных" способов использования заемщиками кредитов, таким образом, несколько сокращен.

2. В главе 5:

2.1. в пункте 5.1:

в абзаце первом слова "величина каждой из которых" заменить словами "предоставленные одному заемщику и соответствующие признакам однородности, если величина каждой из ссуд и (или) совокупная величина таких ссуд";

В портфели однородных ссуд (ПОС) нельзя будет включать ссуды, предоставленные одному заемщику, общая величина которых превышает установленную величину - 0,5% от капитала банка. До этого ограничения применялись к каждой отдельной ссуде заемщика, а не к их совокупности.

дополнить абзацами следующего содержания:

"Кредитная организация не вправе включать в портфель однородных ссуд (должна исключать из портфеля однородных ссуд) ссуду, по которой имеются индивидуальные признаки обесценения (ухудшение финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга по ссуде), за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта. Указанные ссуды оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе.

Если индивидуальные признаки обесценения имеются по ссуде, величина которой не превышает или равна 1000 рублей, кредитная организация вправе не исключать указанную ссуду из портфеля однородных ссуд при наличии индивидуальных признаков обесценения. Такая ссуда должна исключаться из портфеля однородных ссуд в срок, установленный пунктом 5.4 настоящего Положения.

Кредитная организация не вправе включать в портфель (портфели) однородных ссуд ссуды, полностью либо частично направленные на цели, перечисленные в пунктах 3.13 и 3.14 настоящего Положения (за исключением ссуд, указанных в пункте 3.14 настоящего Положения, в отношении которых уполномоченным органом управления кредитной организации принято решение об отсутствии по ним индивидуальных признаков обесценения)".

Реализовано ранее данное обещание Центрального банка не включать в ПОС кредиты, имеющие индивидуальные признаки обесценения. При этом признаком обесценения не считается наличие просроченной задолженности. Наоборот, количество дней просрочки является критерием отнесения кредитов к тому или иному портфелю, о чем и говорится в абз. 6 п. 5.1.

Кредиты размером до 1000 руб., имеющие индивидуальные признаки обесценения, могут не исключаться из портфеля немедленно. "Чистку рядов" для них можно осуществлять один раз в квартал. Такой подход уже реализован в Положении ЦБ РФ от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".

Но вернемся к признакам обесценения. Таковыми, по мысли ЦБ, могут являться ухудшение финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга. Хотя, что такое качество обслуживания долга, как не наличие и количество дней просрочки? И как узнать, хорошо ли чувствует себя в финансовом отношении заемщик, если не проводить анализ его финансового положения в индивидуальном порядке? А если проводить такой анализ, то в чем смысл формирования портфеля однородных ссуд, если каждого заемщика все равно придется рассматривать и препарировать под микроскопом? В том числе тщательно изучать, на какие цели направлен заемщиком полученный кредит, дабы не нарваться ненароком на цель, указанную в п. п. 3.13 и 3.14. Особенно увлекательно будет провести такое исследование в отношении физического лица, получившего кредит наличными или на кредитную карту. Как узнать, не отправил ли заемщик полученную сумму "на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией"?

Ссуды, предоставленные физическим лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из следующих портфелей обеспеченных (ипотечные ссуды (далее - ипотека) и кредиты на покупку автотранспортных средств (далее - автокредиты) и прочих ссуд (минимальный размер резерва определен вариантом 1 таблицы 3 настоящего Положения):

портфель ссуд без просроченных платежей;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 90 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 180 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью свыше 180 календарных дней.

Кредитные организации вправе объединять ссуды без просроченных платежей и ссуды с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней в один портфель (минимальный размер резерва определен вариантом 2 таблицы 3).

По указанным портфелям резервы создаются в следующих минимальных размерах:

Таблица 3

     
   ————T——————————————————T—————————————————————————————————————————¬
   |   |     Портфели     | Минимальный размер резерва, в процентах |
   |   | однородных ссуд, +————————————————————T————————————————————+
   |   | предоставленных  |      Вариант 1     |     Вариант 2      |
   |   | физическим лицам +———————————T————————+———————————T————————+
   |   |                  |по портфе— |по      |по портфе— |по      |
   |   |                  |лям обеспе—|портфе— |лям обеспе—|портфе— |
   |   |                  |ченных ссуд|лям про—|ченных ссуд|лям про—|
   |   |                  |(ипотека,  |чих ссуд|(ипотека,  |чих ссуд|
   |   |                  |автокредит)|        |автокредит)|        |
   +———+——————————————————+———————————+————————+———————————+————————+
   | 1.|Портфель ссуд без |     0,5   |    1   |    0,75   |   1,5  |
   |   |просроченных      |           |        |           |        |
   |   |платежей          |           |        |           |        |
   +———+——————————————————+———————————+————————+           |        |
   | 2.|Портфель ссуд с   |     1,5   |    3   |           |        |
   |   |просроченными     |           |        |           |        |
   |   |платежами         |           |        |           |        |
   |   |продолжительностью|           |        |           |        |
   |   |от 1 до 30        |           |        |           |        |
   |   |календарных дней  |           |        |           |        |
   +———+——————————————————+———————————+————————+———————————+————————+
   | 3.|Портфель ссуд с   |    10     |   20   |   10      |  20    |
   |   |просроченными     |           |        |           |        |
   |   |платежами         |           |        |           |        |
   |   |продолжительностью|           |        |           |        |
   |   |от 31 до 90       |           |        |           |        |
   |   |календарных дней  |           |        |           |        |
   +———+——————————————————+———————————+————————+———————————+————————+
   | 4.|Портфель ссуд с   |    35     |   50   |   35      |  50    |
   |   |просроченными     |           |        |           |        |
   |   |платежами         |           |        |           |        |
   |   |продолжительностью|           |        |           |        |
   |   |от 91 до 180      |           |        |           |        |
   |   |календарных дней  |           |        |           |        |
   +———+——————————————————+———————————+————————+———————————+————————+
   | 5.|Портфель ссуд с   |                    75                   |
   |   |просроченными     |                                         |
   |   |платежами         |                                         |
   |   |продолжительностью|                                         |
   |   |свыше 180         |                                         |
   |   |календарных дней  |                                         |
   L———+——————————————————+——————————————————————————————————————————
   

По портфелям однородных ссуд, несмотря на отсутствие по составляющим их кредитам индивидуальных признаков обесценения, устанавливается минимальный размер резерва. По сравнению с первоначальным вариантом этот размер значительно сократился. В проекте предполагалось, что на портфель ссуд без просроченных платежей, например, должен создаваться резерв в размере 3%, а с просрочкой от 1 до 30 календарных дней - 5%! По портфелю же с просроченными платежами продолжительностью свыше 180 календарных дней резерв должен составлять не менее 75%. Хотя, честно говоря, трудно представить себе совокупность таких кредитов, каждый из которых просрочен больше чем на полгода, но при этом индивидуальных признаков обесценения по каждой отдельной ссуде нет.

На величину резерва по ПОС также будет влиять наличие обеспечения. Причем обеспеченными считаются только два вида кредитов: ипотека и автокредит. Все остальные будут считаться "прочими", т.е. необеспеченными - даже если заемщик принес договор поручительства, подписанный В.В. Путиным и Папой Римским. Или, скажем, золотые слитки в залог. В этом случае, видимо, кредит будет оцениваться на индивидуальной основе.

Очевидно, что введение минимально допустимых размеров резерва по портфелям однородных ссуд вызовет значительный рост резервов в целом (и, соответственно, уменьшение прибыли), особенно в банках, интенсивно занимающихся потребительским кредитованием.

Кроме того, могут возникнуть проблемы с налогообложением. Как известно, в соответствии со ст. 292 Налогового кодекса не признаются расходами для целей расчета налога на прибыль расходы по созданию резервов по задолженности, относящейся к стандартной. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что все портфели - даже те, в которых длительная просроченная задолженность, - налоговые органы попытаются отнести к стандартной задолженности. Ведь по каждому из кредитов отсутствуют индивидуальные признаки обесценения, т.е. фактически он является стандартным.

С другой стороны, к портфелям однородных ссуд вообще не применяется понятие "категория качества" - об этом говорит п. 1.7 Положения N 254-П. Так что назвать "стандартным" портфель даже непросроченных ссуд, строго говоря, нельзя.

В любом случае, не будет лишним официальное разъяснение этого вопроса Центральным банком. Лучше всего - написанное в соавторстве с Минфином.

"Кредитная организация своими внутренними документами вправе предусмотреть создание в рамках указанных портфелей соответствующих субпортфелей обесцененных просроченных ссуд, предоставленных физическим лицам, с соблюдением подходов к формированию резервов, вытекающих из требований настоящего пункта по минимальному размеру резервов."

Оба-на! Оказывается, в портфелях все-таки бывают обесцененные ссуды! Несмотря на отсутствие этих самых индивидуальных признаков, а также на то, что обесцененными считаются ссуды II - V категорий, к которым, как говорилось выше, портфельные ссуды относиться не могут.

Не совсем понятно, для чего кредитной организации может понадобиться создавать в рамках портфелей еще и субпортфели. Чтобы сформировать по ним резервы в размере большем, чем минимальный по соответствующему портфелю? А оно вам надо?

А может, если назвать портфель обесцененным, то расходы по созданию резерва можно будет отнести в уменьшение налогооблагаемой базы?..

"Ссуду, выданную физическому лицу после 1 июля 2007 года, либо ссуду, заемщиком по которой является физическое лицо, в отношении которой изменены существенные условия договора после 1 июля 2007 года, кредитная организация вправе включить в портфель однородных ссуд только при условии доведения до сведения заемщика в условиях договора или иным образом информации о размере эффективной процентной ставки на момент выдачи и (или) реструктуризации кредита, определяемом исходя из следующей формулы:

n CFi

SUM ------------------,

i=1 (di - d0)

     
                    —————————
   
365

(1 + IRR)

где di - дата i-го денежного потока; d0 - дата начального денежного потока (совпадает с датой перечисления денежных средств заемщику (потребителю)); n - количество денежных потоков; CFi - сумма i-го денежного потока по договору о размещении денежных средств. Разнонаправленные денежные потоки (приток и отток денежных средств) включаются в расчет с противоположными математическими знаками, а именно предоставление заемщику ссуды на дату ее выдачи включается в расчет со знаком "минус", возврат заемщиком ссуды, уплата процентов по ссуде включается в расчет со знаком "плюс"; IRR - эффективная процентная ставка, в % годовых."

Здесь начинается самое интересное. Формула! Многоэтажная! Даже не формула, а уравнение. Почему, интересно, нужно определять эффективную процентную ставку "исходя из" этого уравнения? Почему не указали просто, как ее считать?

Знакомым с МСФО эта формула напомнит порядок расчета чистой внутренней нормы доходности по кредитам в соответствии с МСФО 39. Некоторым счастливчикам, возможно, удастся даже рассчитать IRR с помощью графика погашения кредита и функции ЧИСТВНДОХ в Excel. А как быть честному бухгалтеру, любые проблемы решающему с помощью четырех действий арифметики? И даже программисту, к которому придет с круглыми глазами честный бухгалтер?

Пара часов, допустим, у них уйдет на понимание того, что "i" и "0" (в том виде, как эта формула выглядит в официальном документе) - это нижние индексы, а выражение (di - d0) / 365 - степень, в которую возводится (1 + IRR). Дальше они устроят мозговой штурм: вспомнят школьную программу, попытаются упростить выражение и вынести 1 / (1 + IRR) за скобки. Из этого у них ничего не получится. Потом кто-нибудь догадается позвать на помощь специалиста, составляющего отчетность по МСФО.

Так и придется возвращаться к функциям Excel.

На самом деле формула расчета внутренней нормы доходности в ее классическом виде выглядит несколько иначе. Внутренняя норма доходности (internal rate of return) - широко используемый критерий эффективности инвестиций. Под внутренней нормой доходности понимают процентную ставку, при которой чистая современная стоимость инвестиционного проекта (NPV) равна нулю. Внутренняя норма доходности определяется решением уравнения:

n CFi

NPV = SUM ---------- - I0.

i=1 t

(1 + IRR)

Это уравнение решается относительно IRR каким-либо итерационным методом.

В формуле, приведенной в Указании N 1759-У, отсутствует показатель I0, или CF0 - сумма первоначальной инвестиции. Зато указано, что в CF входят все денежные потоки по кредиту, причем выдача - со знаком "минус". Но в таком случае следовало указать, что i меняется от 0 до n, а не от единицы до n. Или вычесть выдачу кредита - первоначальную инвестицию - из суммы денежных потоков, как в классической формуле.

Впрочем, если принять, что d0 = d1 (дата выдачи кредита), а CF0 = CF1

(денежный поток при выдаче кредита), то показатель степени в первом слагаемом

0

будет равен 0, а (1 + IRR) = 1. Таким образом,

CFi

     
       —————————————————— = CFi,
                (d1 — d0)  
                —————————
   
365 (1 + IRR) т.е. первоначальной сумме выданного кредита. Что практически совпадает с приведенной выше формулой NPV. Решить такое уравнение на практике, как уже говорилось выше, можно только с использованием специальных функций и таблиц. В любом случае не помешают дополнительные разъяснения. Потому что в таком виде применять формулу чрезвычайно неудобно. Это, между прочим, не первая попытка ЦБ РФ внедрить высочайшие достижения математической мысли в практику российской банковской деятельности. Нечто подобное уже было в Письме ФАС России N ИА/7235 и ЦБ РФ N 77-Т от 26.05.2005 "О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов", причем еще в более ужасном виде. Тогда поскольку это были рекомендации, а не нормативный акт, никто особо внимания на них не обратил. Сейчас этот номер не пройдет. Хотя есть и другой выход. Можно просто не формировать портфели однородных ссуд, потому что требование расчета эффективной процентной ставки распространяется только на портфельные кредиты. 2.2. Пункт 5.3 изложить в следующей редакции: "5.3. Оценка кредитного риска по портфелю однородных ссуд осуществляется кредитной организацией на постоянной основе. Уточнение состава портфеля однородных ссуд (в том числе исключение ссуд величиной свыше 1000 рублей), а также уточнение размера резерва по портфелю однородных ссуд в связи с изменением уровня кредитного риска, изменением состава портфеля однородных ссуд, в том числе в связи с изменением курса иностранной валюты, в которой номинированы ссуды, включенные в портфель, по отношению к рублю, осуществляется не реже одного раза в месяц на отчетную дату. Кредитная организация своими внутренними документами вправе предусмотреть уточнение размера резерва в связи с наличием вышеперечисленных обстоятельств на внутримесячные даты. Уточнение размера резерва по портфелю однородных ссуд осуществляется на внутримесячную дату (внутримесячные даты) в случаях, когда в соответствии с пунктом 9.3 Инструкции N 110-И Банк России и (или) территориальное учреждение Банка России требует представления расчета нормативов на внутримесячную дату (внутримесячные даты)". Установлена периодичность уточнения состава портфелей однородных ссуд и размера резервов по ним - не реже одного раза в месяц на отчетную дату. Желающим, ежели таковые найдутся, можно чаще. А вот документальное оформление и включение в досье по портфелю однородных ссуд информации о проведенном анализе состояния заемщиков и его результатов, в том числе профессионального суждения о размере кредитного риска по портфелю, можно осуществлять один раз в квартал, так как п. 5.4 не изменился. 3. В главе 6: 3.1. в подпункте 6.2.1 пункта 6.2: абзац второй изложить в следующей редакции: "котируемые ценные бумаги государств, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's", а также ценные бумаги центральных банков этих государств"; абзац шестой изложить в следующей редакции: "котируемые ценные бумаги, эмитированные юридическими лицами, имеющими инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's"; абзац седьмой изложить в следующей редакции: "собственные долговые ценные бумаги кредитной организации, срок предъявления которых к платежу превышает срок погашения обязательств заемщика по ссуде, и (или) собственные долговые ценные бумаги кредитной организации, независимо от срока предъявления их к платежу, если указанные ценные бумаги находятся в закладе в кредитной организации"; дополнить абзацем следующего содержания: "ценные бумаги, эмитированные субъектами Российской Федерации, имеющими инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's". 3.2. Подпункт 6.2.4 пункта 6.2 изложить в следующей редакции: "6.2.4. поручительства (гарантии) юридических лиц, если указанные юридические лица имеют инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's". 3.3. Дополнить пункт 6.2 подпунктом 6.2.5 следующего содержания: "6.2.5. поручительства (гарантии) субъектов Российской Федерации, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's". Изменения заключаются в основном в логическом и грамматическом "причесывании" формулировок. По сути изменилось лишь то, что к обеспечению теперь могут относиться собственные долговые ценные бумаги банка заемщика, находящиеся в закладе в банке, независимо от срока их предъявления к платежу (раньше были только сроком по предъявлении). Добавлены в перечень объектов, являющихся обеспечением I категории качества, залог ценных бумаг и поручительство субъектов РФ, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже BBB известных рейтинговых агентств. 3.4. Подпункт 6.3.1 пункта 6.3 изложить в следующей редакции: "6.3.1. не относящийся к обеспечению I категории качества ликвидный залог, к которому может быть отнесен: залог ценных бумаг эмитентов ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и допущенных к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации или стран, входящих в группу развитых стран; залог паев паевых инвестиционных фондов, прошедших процедуру листинга и допущенных к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации или стран, входящих в группу развитых стран; залог ценных бумаг, эмитированных субъектами Российской Федерации, имеющими рейтинг не ниже "CCC" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's"; залог ценных бумаг, эмитированных (выпущенных) юридическими лицами, имеющими рейтинг не ниже "CCC" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's"; залог ценных бумаг, эмитированных (выпущенных) кредитными организациями Российской Федерации и банками стран, входящих в группу развитых стран; залог векселей, авалированных и (или) акцептованных указанными в подпункте 6.2.4 настоящего Положения субъектами, в части суммы, обеспеченной авалем (акцептом); залог ценных бумаг, эмитированных юридическими лицами, если рентабельность капитала указанных юридических лиц за последний год составляет не менее 5 процентов - в пределах 50 процентов подтвержденной аудиторской проверкой величины капитала (чистых активов) этих юридических лиц; залог вещей при наличии устойчивого рынка указанных предметов залога и (или) иных достаточных оснований считать, что соответствующий предмет залога может быть реализован в срок, не превышающий 180 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на залог, при условии, что юридическая документация в отношении залоговых прав кредитной организации оформлена таким образом, что в ней не содержится условий, препятствующих реализации залоговых прав и (или) предмета залога. Наличие (отсутствие) договора страхования предмета залога, принятого в качестве обеспечения ссуды, может рассматриваться как дополнительный фактор при оценке качества обеспечения по ссуде; залог имущественных прав (требований) на недвижимое имущество при наличии достаточных оснований считать, что соответствующие права могут быть реализованы в срок, не превышающий 180 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на предмет залога, при условии, что юридическая документация в отношении залоговых прав кредитной организации оформлена таким образом, что в ней не содержится условий, препятствующих реализации залоговых прав". 3.5. Дополнить пункт 6.3 подпунктом 6.3.3 следующего содержания: "6.3.3. поручительства (гарантии) субъектов Российской Федерации, имеющих рейтинг не ниже "CCC" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's". 3.6. Абзац первый пункта 6.4 после слов "под суммой" дополнить словом "(стоимостью)". В отношении ценных бумаг, являющихся обеспечением II категории качества, добавлено требование о прохождении процедуры листинга. Кроме ценных бумаг в состав такого обеспечения включен залог паев паевых инвестиционных фондов, также прошедших процедуру листинга и допущенных к обращению на рынке ценных бумаг РФ и стран из группы развитых стран. Добавлен также залог ценных бумаг субъектов РФ, имеющих рейтинг не ниже CCC. В отношении залога ценных бумаг кредитных организаций - резидентов РФ и банков группы развитых стран исключены требования о хорошем финансовом положении эмитента. "Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества и (или) оборудования" и "залог сырья, материалов, готовой продукции, товаров" заменены на "залог вещей". Таким образом, ограничений по видам материальных ценностей нет, лишь бы были устойчивый рынок и возможность реализации залога в срок, не превышающий 180 календарных дней. Наравне с вещами предметом залога может являться и имущественное право (требование) на недвижимое имущество при условии возможности его реализации в течение тех же 180 дней. Исключено требование о страховании залогодателем предметов залога в пользу банка. Соответственно, отпала необходимость оценивать финансовое состояние страховой компании. Добавлены в перечень объектов, являющихся обеспечением II категории качества, поручительства и гарантии субъектов РФ, имеющих рейтинг не ниже CCC. Часть изменений коснулась только логики формулировок. 3.7. Пункт 6.5 изложить в следующей редакции: "6.5. Обеспечение не может учитываться для целей настоящего Положения, если: со дня возникновения необходимости реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, у кредитной организации отсутствует юридическая возможность их реализации и (или) кредитная организация не предпринимает фактических действий по их реализации; возникают основания для признания невозможности реализовать права, вытекающие из наличия обеспечения по ссуде, без существенных потерь суммы (стоимости) обеспечения; финансовое положение залогодателя, одновременно являющегося заемщиком, оценивается как плохое в течение более 180 календарных дней; финансовое положение залогодателя - третьего лица не может быть оценено как хорошее, за исключением случая, когда ценные бумаги, являющиеся предметом залога и относящиеся к обеспечению I или II категории качества, находятся в закладе у кредитной организации - кредитора и нет достаточных оснований считать залогодателя несостоятельным (банкротом) в течение ближайших 180 календарных дней; финансовое положение лица, эмитировавшего (выпустившего) ценные бумаги, принятые в залог, не может быть оценено как хорошее в соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 настоящего Положения; эмитентом (векселедателем) предоставленных в залог ценных бумаг является заемщик или лицо, которое может оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления заемщика, или лицо, на принятие решений органами управления которого заемщик может оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние, или лицо, на принятие решений органами управления которого может оказывать влияние третье лицо при наличии у этого третьего лица возможности оказывать влияние на принятие решений органами управления заемщика, за исключением случая, когда лица, которые могут оказывать существенное влияние, относятся к лицам, перечисленным в подпунктах 6.2.1 и 6.3.1 настоящего Положения. Понятие "существенное влияние" применяется в настоящем Положении в значении, определенном в статье 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; предмет залога обременен обязательствами по иным договорам залогодателя, в том числе договорам залога с третьими лицами, за исключением случаев, когда обременение предмета залога не препятствует соблюдению срока, необходимого для реализации прав залогодержателя, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, и не оказывает влияния на стоимость реализуемого предмета залога; финансовое положение третьего лица, предоставившего обеспечение, существенно ухудшится в случае реализации прав кредитора, вытекающих из предоставленного обеспечения по ссуде; по заемщику в течение периода, превышающего один квартал, отсутствует информация, указанная в Приложении 2 к настоящему Положению, за исключением случая, когда заемщиком предоставлено обеспечение в виде заклада имущества или гарантийного депозита; имеются иные обстоятельства, которые могут существенно препятствовать реализации кредитной организацией прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде. Степень существенности обстоятельств, препятствующих реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, определяется на основании профессионального суждения". Пункт 6.5, перечисляющий случаи, когда обеспечение не может учитываться для целей формирования резервов на возможные потери, преобразился довольно существенно и не в нашу пользу. Часть изменений можно считать несущественными. Так, слова "в момент возникновения" заменены на "со дня возникновения", "основания для суждения о невозможности реализовать залог" - на "основания для признания невозможности реализовать права, вытекающие из наличия обеспечения по ссуде". Дальше - хуже. Добавлены несколько ситуаций, ранее не указанных, когда обеспечение не учитывается для целей создания резервов: - финансовое положение залогодателя (он же заемщик) оценивается как плохое в течение более 180 календарных дней; - финансовое положение залогодателя (третьего лица) не может быть оценено как хорошее, кроме случаев, когда ценные бумаги (залог I или II категории качества) находятся в закладе у банка-кредитора, и нет оснований считать залогодателя банкротом в течение ближайших 180 календарных дней; - финансовое положение эмитента ценных бумаг, принятых в залог, не может быть оценено как хорошее (это вообще засада. Придется эмитента залоговых ценных бумаг анализировать так же, как и заемщика, поручителя и залогодателя); - эмитентом залоговых ценных бумаг является заемщик; - или лицо, которое может оказывать существенное влияние на заемщика; - или, наоборот, заемщик может оказывать существенное влияние на это лицо (эмитента залоговых ценных бумаг); - или есть третье лицо, которое может оказывать существенное влияние как на заемщика, так и на эмитента залоговых ценных бумаг, за исключением случая, когда "влияющие" лица внушают доверие Банку России, т.е. упоминаются в п. п. 6.2.1 и 6.3.1 Положения N 254-П. При этом понятие "существенное влияние" применяется в значении, определенном Законом "О банках и банковской деятельности". Обеспечение не учитывается для целей формирования залогов, если предмет залога обременен другими обязательствами, кроме случаев, когда обременение предмета залога не препятствует реализации прав залогодержателя и не оказывает влияния на стоимость реализуемого предмета залога. К неблагоприятным с точки зрения ЦБ РФ относятся также следующие ситуации: - когда финансовое положение залогодателя или поручителя (гаранта) существенно ухудшится в случае реализации прав кредитора, вытекающих из предоставленного обеспечения по ссуде (а это значит, что банкам придется оценивать финансовое положение лица, предоставившего обеспечение, так же как и заемщика, и определять степень влияния реализации залога на его финансовое положение!); - когда по заемщику дольше одного квартала отсутствует информация, необходимая для осуществления анализа финансового положения, кроме случаев, когда залогом является заклад имущества или гарантийный депозит; - имеются иные обстоятельства, которые могут существенно препятствовать реализации банком-кредитором прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде. Степень существенности при этом определяется на основании профессионального суждения. "6.5.1. Акции кредитной организации - кредитора не могут относиться к обеспечению, учитываемому при формировании резерва. 6.5.2. Резерв определяется с учетом суммы (стоимости) обеспечения, предоставленного третьим лицом, при условии, что: отсутствуют обстоятельства, которые могут привести к отказу кредитной организации от намерения реализовать права, вытекающие из предоставленного обеспечения по ссуде, включая субъективные обстоятельства (конфликт интересов сторон-участников по договору о предоставлении ссуды и (или) по договору об обеспечении ссуды, связь (прямая или косвенная) третьего лица с кредитной организацией); имеются достаточные основания полагать, что третье лицо, предоставившее обеспечение по ссуде (залогодатель, гарант, авалист, поручитель), исполнит обязательства, вытекающие из предоставленного обеспечения, и не будет препятствовать реализации прав кредитной организации; отсутствуют обстоятельства, указанные в пункте 6.5 настоящего Положения, которые могут быть отнесены к третьему лицу, предоставившему обеспечение." Добавлены пп. 6.5.1 и 6.5.2, определяющие дополнительные условия признания обеспечения при расчете резервов на возможные потери. 3.8. Абзацы второй и третий пункта 6.6 после слов "текущей оценки его стоимости" дополнить словами "(за вычетом предполагаемых расходов кредитной организации, связанных с реализацией обеспечения)". Речь идет о частичном учете обеспечения для целей создания резервов в случае, когда обращение взыскания на залог откладывается на срок более 180 календарных дней. Предполагается сумму обеспечения, рассчитанную исходя из 70% и 50% от текущей оценки его стоимости, уменьшить еще и на предполагаемые расходы, связанные с реализацией обеспечения. 3.9. В пункте 6.7: формулу изложить в следующей редакции: SUM ki x Обi "P = PP x (1 - ------------), где"; Ср Наконец-то исправили ошибку в формуле: добавили SUM в числителе. Теперь ее можно применять при наличии обеспечения по кредиту обеих категорий качества. "в абзаце шестом слова "(за вычетом дополнительных расходов кредитной организации, связанных с реализацией обеспечения)" заменить словами "(за вычетом предполагаемых расходов кредитной организации, связанных с реализацией обеспечения), в тысячах рублей"; Непонятно, для чего это сделано. Формула становится совершенно нелогичной, так как числитель дроби (суммарная величина обеспечения) будет выражен в тысячах рублей, а знаменатель (величина основного долга) - в рублях. При сопоставимых суммах долга и обеспечения дробь окажется примерно равна 0,001, выражение в скобках - близко к единице, а размер резерва - практически неотличимым от размера расчетного резерва. Значит, обеспечение даже I категории качества и в размере, достаточном для покрытия всего основного долга, на величину резерва практически не повлияет. Господа разработчики, поясните?.. "в абзаце восьмом слова "Если ki x Обi >= Ср", заменить словами "Если SUM ki x Обi >= Ср". Тоже исправление ошибки. 4. В Приложении 4: 4.1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу. 4.2. В пункте 3 слова "(классификация портфеля)" исключить. 4.3. В пункте 5: абзац первый изложить в следующей редакции: "Оценка кредитного риска по портфелю однородных ссуд и определение размера резерва по портфелю однородных ссуд могут осуществляться кредитной организацией с использованием следующих методов"; абзац второй признать утратившим силу; абзац третий изложить в следующей редакции: "оценка вероятности потерь по портфелю однородных ссуд на основании данных о величине потерь по группе однородных ссуд за прошлый период при обеспечении сопоставимости всех существенных обстоятельств, касающихся характера, объема ссуд, условий деятельности заемщиков и иных обстоятельств". 4.4. Первое предложение пункта 6 изложить в следующей редакции: "По результатам анализа за прошлый период сведений о доле просроченных либо безнадежных списанных и (или) подлежащих списанию с баланса ссуд группы однородных ссуд либо фактических убытков по группе однородных ссуд кредитная организация может формировать шкалу оценки кредитного риска и (или) размера обесценения портфеля однородных ссуд в зависимости от доли просроченных и безнадежных ссуд в группе однородных ссуд либо фактических убытков по группе однородных ссуд". Из перечня ссуд, которые могут быть отнесены к портфелям однородных ссуд, исключены "ссуды малому бизнесу". Но не потому, что они не могут объединяться в ПОС, а чтобы исключить дублирование - ведь ниже указываются "ссуды предприятиям малого бизнеса". Из перечня методов оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд исключены "экстраполяция оценки риска и величины требуемого к созданию резерва по представительной выборке ссуд на портфель в целом" и "соотношение фактического удельного веса безнадежных (либо просроченных) ссуд в портфеле однородных ссуд и удельного веса безнадежных (просроченных) ссуд, принятого при расчете процентных ставок по ссудам". Зато добавилась оценка вероятности потерь по ПОС на основании данных за прошлый период по сопоставимым данным. Остальные изменения не меняют сути текста документа. 5. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 июля 2007 года. Около 5 месяцев осталось. Успеем подготовиться? * * * Не успела закончить статью, как пришло радостное известие - ЦБ РФ выпустил Письмо N 175-Т "Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам". Его беглый просмотр оставил двойственное впечатление. С одной стороны, подтвердились мои предположения: при определении размера эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам, рекомендуется использовать финансовую функцию ЧИСТВНДОХ программы Microsoft Excel. Это приятно. С другой стороны, не сказано, как именно ее использовать. Не указаны, к сожалению, другие возможные способы расчета эффективной ставки. А примеры, приведенные в Приложении к Письму, иллюстрируют расчет эффективной ставки по уже погашенным кредитам - с учетом фактических действий плательщика! В том числе просрочки и досрочного погашения. А как посчитать эффективную ставку при выдаче кредита? Ведь любое нарушение планируемого графика погашения меняет и эффективную ставку. А есть еще кредиты, позволяющие досрочное погашение. А еще кредитные карты, по которым вообще невозможно составить график. Как с ними быть?.. М.Посадская Подписано в печать 22.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 22.01.2007> ("Бухгалтерия и банки", 2007, N 2) >
Статья: Верховный Суд РФ о налоговых преступлениях и наказаниях ("Бухгалтерия и банки", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.