Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет обособленных подразделений в целях налогообложения ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 2)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 2

УЧЕТ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Нередко в процессе деятельности организации возникают коллизии, связанные с решением вопросов о постановке на учет обособленных подразделений. Однако так ли все прозрачно в отношении определения составов правонарушений, если организация осуществляет деятельность по нескольким адресам? Все ли обязанности в случае их неисполнения порождают для организации ответственность в виде штрафов?

Рассмотрим конкретную ситуацию.

ООО зарегистрировано в одном из районов г. Москвы, сдает отчетность и уплачивает налоги в ИФНС по месту регистрации. Для оказания услуг юридическим лицам общество собирается арендовать офисное помещение и склад тоже в г. Москве, но на территориях других административных округов.

В этой связи возникают следующие вопросы.

1. Необходимо ли обществу в соответствии со ст. ст. 11, 19, 83 НК РФ регистрировать обособленные подразделения в ИФНС по месту аренды этих помещений, вести обособленный учет этих подразделений и уплачивать налоги в региональный бюджет через эти ИФНС?

2. Если в данной ситуации общество не зарегистрирует обособленное подразделение, то вправе ли будет ИФНС исключить из расходов организации суммы затрат на аренду помещений для подразделения и на заработную плату сотрудников, работающих в этом подразделении?

3. Какие еще последствия могут возникнуть в связи с этим?

4. Правомерно ли применение ответственности в связи с несообщением о регистрации обособленного подразделения?

Территориальная обособленность

В силу нечеткого определения понятия "территориальная обособленность" официальные ведомства расценивают любую деятельность организации по разным адресам внутри города как ведущуюся через созданные обособленные подразделения и рекомендуют ставить на учет в территориальном налоговом органе любое вновь созданное подразделение организации внутри города с районным (окружным) делением.

Понятие "обособленное подразделение организации" для целей НК РФ приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Под российской организацией для целей НК РФ понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ.

В данном определении указан лишь общий признак обособленности - обособленное от территории российской организации. Анализируя это понятие, можно заключить, что оно в недостаточной мере определяет территориальную обособленность (связана ли она с границами территории, занимаемой самой организацией; определяется относительно территории всего города или района в городе либо связана с властным администрированием внутригородских районов или округов; либо это любая деятельность организации по разным адресам внутри города). Общие пределы ограничены территорией РФ (п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ).

Следует заметить, что указанное понятие обособленного подразделения является категорией исключительно налогового законодательства и не связано с регистрацией юридического лица в единых государственных реестрах. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения не является регистрацией, однако в отношении налогового контроля также носит заявительный характер.

Постановка на учет самой организации как налогоплательщика осуществляется без ее участия (п. 3 ст. 83 НК РФ) посредством направления сведений в территориальную ИФНС согласно адресу из ЕГРЮЛ. В отличие от этого, обязанность организации по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения является одним из законодательных оснований постановки на учет в налоговом органе.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При осуществлении деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ. В данном случае эта обязанность предусмотрена п. 1 ст. 83 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ организация-налогоплательщик обязана письменно сообщать в налоговый орган по своему месту нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 23 НК РФ).

Из этих положений вытекают обязанности организации по отношению к двум налоговым органам:

1) встать на учет в ИФНС по месту ведения деятельности через обособленное подразделение;

2) сообщить в ИФНС по месту нахождения организации о создании подразделения.

Для исполнения этих обязанностей отводится один месяц.

В отношении квалификации самих фактов создания обособленных подразделений для осуществления деятельности организации по разным адресам в пределах города федерального значения как влекущих ряд необходимых действий со стороны организации возникает ряд сомнений.

Если исходить из положений НК РФ, то основной обязанностью налогоплательщика является уплата законно установленных налогов (ст. 23 НК РФ). В порядке, предусмотренном НК РФ, обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 Кодекса). Целями проведения налогового контроля аргументируется также постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). В этом смысле постановка на учет в налоговом органе в другом районе города при полном исчислении налогов с учетом деятельности всех подразделений в одном городе не влечет неисполнение основной обязанности, поскольку территориальность в отношении поступления налогов в местный бюджет соблюдена.

Стоит подчеркнуть, что согласно Федеральному закону от 06.06.2005 N 58-ФЗ ст. 288 НК РФ с 01.01.2006 дополнена существенной нормой о том, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Если подразделение внутри города не имеет отдельного баланса, то наказания за неуплату и непредставление деклараций по налогу на имущество и единому социальному налогу НК РФ не предусматривает. Главное для организации - выполнить обязанности по уплате налогов в целом на счета субъекта (города).

Обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения организация выполняет через представление отчетности и перечисление налога в общей сумме в бюджет города; в последующем эти доходы распределяются по бюджетам округов. Например, в 2006 г. НДФЛ зачислялся в бюджеты муниципальных образований по дифференцированным нормативам (ст. ст. 3 и 17 Закона г. Москвы от 09.11.2005 N 56 "О бюджете г. Москвы на 2006 год") от поступлений в бюджет города.

Даже если к организации будут предъявлены претензии, что НДФЛ не перечислен по месту созданного подразделения, то это можно оспорить в суде. Например, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал дело, связанное с тем, что НДФЛ был перечислен полностью по реквизитам головной организации <1>. Суд пришел к выводу, что хотя согласно п. 7 ст. 226 НК РФ фирма должна была уплатить НДФЛ по местам нахождения головной организации и обособленного подразделения, однако ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ, Кодекс не предусматривает.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2005 по делу N А11-2959/2005-К2-19/182.

Относительно создания обособленных подразделений в других территориальных границах (за пределами границ города, в ином населенном пункте) заметим, что при несообщении о подразделении и уклонении от постановки его на учет действительно создаются препятствия для осуществления налогового контроля за поступлением установленных субъектом РФ местных налогов (п. 4 ст. 1 НК РФ).

По нашему мнению, признаки обособленного подразделения возникают в случае его создания на территории как минимум другого населенного пункта. В этом случае организации следует встать на учет в ИФНС по месту нахождения подразделения в обязательном порядке.

Местные налоги в г. Москве

Законодательством РФ предусмотрено разграничение полномочий субъектов, в том числе возможность принятия нормативных актов по установлению местных налогов. Согласно п. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

В данном случае в городе федерального значения Москве административные округа как внутригородские муниципальные образования не вполне соответствуют по полномочиям самостоятельным муниципальным образованиям, поскольку установление местных налогов на территории г. Москвы законодательно возложено на его администрацию.

Позиция налоговых органов сводится к обязанности постановки на учет обособленных подразделений в разных районах города <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 02.04.2003 N 11-14/17852.

Обратим внимание на Письмо финансового ведомства, которое, на наш взгляд, впервые приводит нормативную ссылку, касающуюся деятельности муниципальных образований в г. Москве. В Письме Минфина России от 18.10.2005 N 03-02-07/1-269 "О порядке уплаты налогов по местонахождению обособленных подразделений" содержится ссылка на п. 4 ст. 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая согласно ст. 83 названного Закона вступает в силу только с 01.01.2009. В Письме указано, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, в том числе в г. Москве, а также сделан вывод об обязанности постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, если это подразделение находится вне места нахождения организации. Там же разъясняется порядок уплаты налогов по месту нахождения обособленных подразделений (НДФЛ, налог на имущество и ЕСН при наличии отдельного баланса).

Если ссылку на п. 4 ст. 65 Федерального закона N 131-ФЗ в этом Письме изъять, то законодательно прописанных оснований для постановки на учет новых подразделений организации внутри города не будет. В настоящее время учет налогов и налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию в г. Москве не ведется. Действующий Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" такого учета также не предусматривает. Эта функция еще не прописана в НК РФ, и порядок учета Правительством РФ не установлен.

ИФНС по району в городе является территориальным органом ФНС России, находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольна ФНС России и Управлению <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Приказ Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы".

Следовательно, в настоящее время отсутствие законодательной обязанности по ведению учета налогов и налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, порядок которого еще не установлен Правительством РФ, порождает неясность законодательства, которая толкуется в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

По нашему мнению, деятельность организации в разных районах г. Москвы не создает прямой обязанности по постановке обособленных подразделений на учет в территориальных налоговых инспекциях по ряду причин, в частности:

- учет зачисления совокупности налогов (в том числе местных) осуществляется в целом по городу без территориальной привязки к району или округу;

- на территориях административных округов г. Москвы действует несколько территориальных налоговых инспекций, которые в целях налогового контроля подчиняются Управлению ФНС по г. Москве. Кроме того, выделены специализированные инспекции, которые непосредственно подчиняются ФНС России (по крупнейшим налогоплательщикам, строительному, игорному бизнесу и др.), при этом территориальный принцип налогового контроля не применяется;

- со стороны организации отсутствует нарушение налогового законодательства, если налоги уплачиваются с учетом налогообразующих показателей деятельности всех подразделений внутри города по месту ее нахождения (деятельность внутригородских муниципальных образований финансируется за счет отчислений из бюджета города). Если головная организация и ее подразделения находятся в одном населенном пункте, то место их нахождения может считаться одним и тем же, так как это один город.

Расходы по аренде помещений в разных районах города

Право несения расходов по аренде помещений в разных районах города и оплате труда работающих в них сотрудников не связано с фактом постановки на учет новых обособленных подразделений (пп. 10 п. 1 ст. 264 и ст. 255 НК РФ). Согласно ст. 252 Кодекса необходимыми условиями для осуществления этих расходов являются документальное подтверждение, экономическая обоснованность, направленность на получение дохода. В отношении непостановки на учет обособленных подразделений у ИФНС отсутствуют достаточные основания для исключения перечисленных расходов из налогооблагаемой прибыли.

Арбитражная практика по данному вопросу достаточно скудна, однако положительные примеры имеются: при открытии внутри города обособленного подразделения обязанность по его постановке на учет у налогоплательщика не возникает. В решениях арбитражных судов <4> приводятся следующие аргументы:

- различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц, применительно к внутреннему административному делению населенного пункта, не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как его место нахождения и место нахождения его подразделения одинаковы;

- регистрация предприятия по месту нахождения обособленного подразделения преследует цель отдельного учета объектов налогообложения по местным налогам и сборам, а также необходимость проверки обособленного бухучета налогоплательщика. Однако применительно к деятельности предприятий и организаций на территории одного города эта цель отсутствует;

- порядок постановки на учет (ст. 83 НК РФ) призван обеспечить осуществление налогового контроля за деятельностью налогоплательщика в целом. Если общество и его подразделения расположены в одном городе, состав правонарушения не доказан и основания для привлечения общества к ответственности за нарушение срока постановки подразделений на налоговый учет отсутствуют.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См., например, Постановления ФАС Уральского округа от 10.01.2002 N Ф09-3354/01-АК; ФАС Московского округа от 16.01.2002 N КА-А40/8039-01, от 15.07.2002 N КА-А40/3802-02.

Между тем суды не всегда принимают сторону налогоплательщика. Так, ФАС Северо-Западного округа <5> поддержал позицию налоговых органов и привлек банк к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке обособленного подразделения на учет (штраф составил 10 тыс. руб.).

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2001 по делу N А56-14845/01.

В этой связи существует риск спора с налоговыми органами по данному вопросу.

Ответственность за неисполнение обязанностей

в отношении подразделения

Для характеристики правонарушений следует выделить их составы и понять, невыполнение каких обязанностей организации порождает ответственность в виде штрафов. Чтобы разобраться в этом вопросе, следует определить, нарушение какой обязанности образует состав правонарушения и какая из ИФНС вправе привлечь организацию за ее неисполнение.

Анализ действующих норм позволяет сделать вывод, что ни НК РФ, ни КоАП РФ не устанавливают для организации и ее должностных лиц мер ответственности в отношении несообщения (ст. 23 НК РФ) о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту нахождения организации, если не считать мизерной санкции в размере 50 руб. за непредставление сведений (п. 1 ст. 126 НК РФ). Таким образом, обязанность сообщения существует, хотя наказание за ее неисполнение фактически не предусмотрено.

Другое дело - постановка на учет. Это действие (ст. 116 НК РФ, ст. 15.3 КоАП РФ) либо бездействие (ст. 117 НК РФ) образует состав как налогового, так и административного правонарушения.

Статьями 116 и 117 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока постановки на учет и уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Эти нормы могут быть применены лишь территориальной ИФНС по месту ведения деятельности организации через созданное обособленное подразделение, поскольку постановку на учет вправе осуществить только эта ИФНС. Она может либо принять заявление в рамках п. 4 ст. 83 НК РФ (отследив нарушение установленного срока по ст. 116 НК РФ), либо самостоятельно выявить факт создания подразделения (применяя соответствующие санкции за уклонение от постановки на учет по ст. 117 НК РФ).

Пункт 1 ст. 116 НК РФ касается нарушения налогоплательщиком установленного Кодексом срока подачи заявления о постановке обособленного подразделения на учет в налоговом органе и предусматривает взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если нарушение срока подачи заявления составит более 90 дней, то штраф взыскивается в размере 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 116).

Обнаружить нарушение сроков подачи заявления в момент его подачи инспектор ИФНС по месту нахождения головной организации не может, поскольку заявление подается лишь по месту создания подразделения. Следовательно, применять санкции по ст. 116 НК РФ должна ИФНС по месту создания подразделения.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 04.11.2004 N КА-А41/10178-04 отмечается, что ИФНС неправомерно вынесла решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Суд пришел к выводу, что в спорном правоотношении юридически значимым и правообразующим является факт подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет. Норма об исчислении срока давности взыскания санкций со дня составления акта <6> касается только нарушений, выявленных в ходе выездной налоговой проверки, поскольку НК РФ не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Пункт 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Именно с момента подачи заявления начинает исчисляться нарушение срока. Таким образом, только факт подачи заявления с нарушением срока создает событие правонарушения. Если же заявление не подано, то и правонарушение, квалифицируемое по ст. 116 НК РФ, не состоялось.

В другом случае была предпринята попытка наказать организацию согласно нормам п. 2 ст. 116 НК РФ по материалам рейда, однако при подаче заявления организация представила документы о том, что месячный срок еще не истек и оснований для наказания не имеется. Доказательств о создании рабочих мест ИФНС не представила <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Постановление ФАС Московского округа от 16.02.2006 N КА-А41/464-06.

Статья 117 НК РФ представляет собой еще более сложный состав правонарушения - уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

На наш взгляд, эта норма сомнительна: невозможно вести такую деятельность без постановки на учет в налоговом органе, поскольку с 01.01.2004 регистрационный орган обязан самостоятельно поставить организацию на учет. Таким образом, у организации остается единственная обязанность - поставить на учет собственное обособленное подразделение. При этом под уклонением от постановки на учет следует понимать доходную деятельность этого подразделения, скрываемую от налогового контроля. Получается, что наличие доходов подлежит доказыванию налоговым органом. При этом при сумме доходов этого подразделения от 1 до 200 тыс. руб. штраф может быть наложен в сумме 20 тыс. руб., а свыше 200 тыс. руб. - в размере 10% от дохода.

При учете всей совокупности налогов в головной организации неправомерным будет являться расчет штрафа от доходов этого подразделения (в другом районе одного и того же города федерального значения), поскольку может не быть выделенного учета доходов обособленного подразделения. Если и есть доходы в целом, то сумма налога на прибыль от этих доходов рассчитывается и зачисляется в доход субъекта г. Москвы, поэтому, на наш взгляд, неправомерно наказывать организацию, которая никак не ущемила доходные интересы субъекта.

Согласно п. 2 ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 тыс. руб. Здесь опять нестыковка: даже если будет выявлена такая организация, то налоговикам нужно будет доказать наличие доходов; при отсутствии доказательств наличия дохода такая организация не может быть наказана.

Ответственность по ст. 117 НК РФ может наступить лишь в случае ведения деятельности без постановки на учет. Однако поскольку постановка организации на учет в налоговом органе осуществляется, минуя самого налогоплательщика, то ответственность организации, зарегистрированной в установленном порядке в ЕГРЮЛ, также не наступает.

Можно согласиться с решением суда <8> о том, что ст. 117 НК РФ предусматривает ответственность лишь за деятельность организации без постановки на учет, а если организация уже стоит на учете (по основному месту нахождения), то у ИФНС имеется возможность осуществлять налоговый контроль.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2001 по делу N А56-8711/01. Взаимосвязь между ст. ст. 116 и 117 НК РФ такова, что применение ответственности по ст. 116 исключает привлечение к ответственности по ст. 117 Кодекса, поскольку подача заявления даже с нарушением срока не может рассматриваться как уклонение от постановки на учет по месту создания обособленного подразделения. Административная ответственность должностных лиц за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе установлена ст. 15.3 КоАП РФ. За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе налагается штраф на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ). А в случае аналогичного нарушения, сопряженного с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ. Названная статья не приводит оснований постановки на учет, поэтому по поводу постановки на учет именно обособленного подразделения комментарии сводятся к тому, что административная ответственность должна быть применена, но фактов конкретной правоприменительной практики по привлечению к ответственности должностных лиц обнаружить не удалось. Следует помнить, что факт ведения деятельности более одного месяца должен быть документально доказан, а также что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах составляет один год со дня совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если организация примет на вооружение указания официальных органов о квалификации подразделения как обособленного, то у нее возникают следующие обязанности: - подача заявления о постановке на учет (в дальнейшем, возможно, о снятии с учета) с соблюдением месячного срока от момента создания подразделения. В этой связи следует заметить: если документы организации позволяют сделать вывод, что срок подачи заявления нарушен, то подача такого заявления с просрочкой приведет к составлению протокола для применения ответственности; - расчет и ведение учета налогообразующих показателей по каждому подразделению; - заполнение и представление соответствующих деклараций по каждому подразделению; - уплата налогов по соответствующему ОКАТО. Если же организация наберется смелости и оспорит в суде нормы законодательства по вопросу территориальности, то в случае неблагоприятного исхода ей придется уплатить штрафные санкции по месту нахождения обособленного подразделения, а также встать на учет в налоговый орган. При этом штрафы будут зачисляться в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ), а не в бюджет конкретного округа (либо района) в городе. Это подтверждает отсутствие заинтересованности в наложении санкций конкретной ИФНС внутри одного города, поскольку цель налогового контроля - увеличение в целом налоговых доходов - в данном случае не достигается. Однако проблемы с выявлением обособленных подразделений (если организация сама о них не заявит) возникают и у налоговых органов. Возможным методом обнаружения является получение косвенных сведений о деятельности организации из каких-либо внешних по отношению к этой организации источников, например правоохранительных органов, недовольных клиентов либо конкурентов по бизнесу. Что необходимо налоговому органу для привлечения организации к ответственности? 1. Для инициативного обнаружения деятельности организации по месту нахождения обособленного подразделения руководитель налогового органа должен как минимум выписать направление исполнителю на выездную проверку конкретной организации. Эта возможность представляется довольно сомнительной, поскольку данная организация состоит на налоговом учете в другой ИФНС, а возможности контроля ограничены кругом состоящих на учете в данной ИФНС организаций-налогоплательщиков. Проведение осмотра используемых для деятельности помещений также возможно лишь в рамках выездной проверки (ст. 89 НК РФ). При отсутствии конкретного направления проверка не производится. 2. Доказательство начала ведения деятельности организации через обособленное подразделение должно быть подтверждено документально. 3. Налоговый орган должен произвести расчет доходов подразделения, что представляется довольно затруднительным, если в самой организации выделенный учет по деятельности подразделений не ведется. При этом если доходы поступают, например, в бюджет г. Москвы, то постановка на учет этого подразделения в другой ИФНС не вызовет притока налогов в городской бюджет, поступят лишь штрафы по суду. Таким образом, меры, принятые налоговым органом в отношении "нерадивого" налогоплательщика, приведут к мизерному результату. Судя по всему, именно этими причинами объясняется отсутствие обширной арбитражной практики по привлечению организаций к ответственности за создание обособленных подразделений по разным адресам внутри городов. Другой причиной может быть то, что некоторые организации принимают правила игры, поскольку не желают спорить с налоговиками. Таким образом, у ИФНС, в данном случае при отсутствии источников информации, довольно скромные возможности, не приводящие в целом к дополнительному поступлению доходов в бюджет. Большое сомнение вызывает возможность обнаружения обособленных подразделений по разным адресам в городе, если этот факт не связан с такими подразделениями, которые документально указывают свое место нахождения. В отношении направления налогового инспектора для проверки деятельности организации по месту нахождения ее обособленного подразделения следует отметить, что как минимум такие полномочия ему должны быть предоставлены действующим законодательством. Однако достаточных правовых оснований для проверки либо выявления юридического лица, которое вообще не зарегистрировано и не числится в качестве налогоплательщика на подведомственной ИФНС территории, у налогового органа нет. Таким образом, процедура постановки организации на налоговый учет по месту создания обособленного подразделения внутри г. Москвы (как и любого города с районным делением) сопряжена с рядом сложностей и неясных моментов. Учитывая нечеткую формулировку норм законодательства, можем порекомендовать организации руководствоваться собственным выбором при решении вопроса о постановке на учет в другой налоговой инспекции - либо продолжать сдавать отчетность головной организации в целом по прежнему адресу ИФНС, либо дополнительно встать на учет по новому адресу работы обособленного подразделения. Обращаем также внимание, что в п. 9 ст. 83 НК РФ указано: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Следует иметь в виду, что факт осуществления организацией деятельности по месту нахождения обособленного подразделения должен быть документально доказан и подтвержден налоговым органом. С целью уменьшения негативных последствий организации следует запастись доказательствами того, что все налогообразующие показатели учтены при начислении налогов по всем подразделениям и государственные интересы не нарушены. Обособленное подразделение может быть обнаружено в результате выездной проверки налоговым органом по месту основной постановки организации на учет. При этом если факт создания подразделения будет выявлен, то проверить подачу заявления о постановке на учет возможно лишь путем направления запроса о проверке в ИФНС по месту нахождения подразделения. Если такое заявление не подано, то ИФНС по месту нахождения организации не вправе применить какие-либо санкции, а те санкции, которые может применить ИФНС, в которой зарегистрировано подразделение, большой прибавки бюджету не принесут. Таким образом, исходя из действующего законодательства и приведенных выше аргументов, факт создания подразделения организации внутри города не порождает прямой обязанности регистрации этого подразделения в новой ИФНС в виде обособленного подразделения. Отсутствие такой регистрации не должно признаваться налоговым правонарушением. Однако, учитывая упорство контролирующих органов в отношении рекомендаций по постановке на учет подобных подразделений, риски споров остаются. Наименьшие риски возможны в случае создания обособленного подразделения внутри субъекта, если оно не выделено на отдельный баланс. А.И.Войтенко Эксперт по налогообложению ООО "Аудиторско-консалтинговая группа "АИС" г. Москва Подписано в печать 22.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Привычка - вторая натура ("Бюджетный учет", 2007, N 2) >
Статья: Установление и введение местных налогов ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.