|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Госзаказ: есть противоречия ("Бюджетный учет", 2007, N 2)
"Бюджетный учет", 2007, N 2
ГОСЗАКАЗ: ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ
В редакцию "Бюджетного учета" поступил вопрос: не противоречат ли требования Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ по заключению государственных контрактов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд требованиям ст. 71 Бюджетного кодекса? Ответить мы попросили И.Ю. Гарнова, руководителя отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО "А.И.Аудит-Сервис".
Действительно, нормы Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее по тексту - Закон) и Бюджетного кодекса о порядке заключения государственных контрактов в части ограничений на осуществление различных конкурсных процедур несколько отличаются друг от друга.
В чем разница?
Согласно ст. 71 Бюджетного кодекса на основе государственных или муниципальных контрактов, заключаемых на конкурсной основе, осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 000 руб. Контракты заключаются в порядке, предусмотренном параграфом 4 гл. 30 Гражданского кодекса (п. 2 ст. 9 Закона).
А в соответствии с требованиями Закона нормативы заключения государственных контрактов несколько иные: - при стоимости закупки, не превышающей установленного Центральным банком России предельного размера расчетов наличными деньгами (в настоящее время он равен 60 000 руб.) - без заключения государственного контракта (пп. 2 ст. 1 Закона); - при закупке стоимостью от 60 000 до 250 000 руб. заключается госконтракт путем проведения конкурсных торгов или запроса котировок. Применительно к последнему способу заметим: использовать его можно лишь при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок (Письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2004 г. N Д07-871); - при закупке стоимостью свыше 250 000 руб. - заключение государственного контракта исключительно путем проведения конкурсных торгов (п. 2 ст. 42 Закона).
Примечание. Подробнее В процедуре проведения конкурсов появилось много изменений. Срок подачи заявок на участие в конкурсе снижен с 45 до 30 дней. Кроме публикации извещения в печатном издании обязательной является публикация на официальном сайте. Впервые легализован допуск иностранцев к участию в конкурсах. Требования к участникам торгов жестко ограничены, поэтому заказчик не вправе самостоятельно их определять. Помимо всего прочего предусмотрена возможность представления заявок на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками. Это позволяет добиться конфиденциальности содержания конкурсных заявок.
Учитывая описанные выше случаи несовпадения нормативов заключения государственных контрактов Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22 июня 2006 г. N 24 (далее - Постановление) указал, что применение норм Закона возможно, если: - учреждению делегированы полномочия государственного (муниципального) заказчика; - соответствующие товары (работы, услуги) закупаются для государственных (муниципальных) нужд. Под ними понимают обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности учреждения в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации (ст. 3 Закона). Если вышеуказанные условия выполняются, то учреждение должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона. Исключение составляют случаи, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую 60 000 руб. (п. 2 ст. 1 Закона). Кроме того, поскольку бюджетное финансирование выделяется учреждению для выполнения им своих уставных функций, коими и является обеспечение государственных (муниципальных) нужд, нормы Бюджетного кодекса и Закона в части бюджетных средств действуют параллельно. Другими словами, нормы Закона в части обязательности проведения конкурсных торгов при стоимости контрактов от 200 000 до 250 000 руб. применяют с ужесточением в соответствии с требованиями ст. 71 Бюджетного кодекса.
Внимание! В настоящее время подготовлены изменения и дополнения к Бюджетному Кодексу, которые снимут противоречия ст. 71 Кодекса и Закона.
Про собственные нужды
В Постановлении также сказано, что приобретение учреждениями товаров, работ и услуг для собственных нужд на сумму, не превышающую 200 000 руб., осуществляется "на основании договоров, заключенных в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом" (без применения норм Закона). Однако Закон вообще не содержит понятия "собственные нужды" и при этом источником финансирования потребностей Российской Федерации в закупке товаров, выполнении работ и оказании услуг устанавливает средства федерального бюджета Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и внебюджетные средства (ст. 3 Закона). Таким образом, учреждение не имеет правовых оснований разделять производимые расходы на "собственные" и "государственные" нужды и при осуществлении закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг на сумму более 60 000 руб. должно руководствоваться нормами Закона.
Государственные и муниципальные нужды
——————¬ Спонсоры —————————————¬ |*****| | |*****| Внебюджетные ————————¬ | |*****| средства | | |*****| | | ——————¬ |*****| Заемные ———¬ | | +——T——+—+—————+ средства \|/ \|/ \|/ /|\ ————+————+————+——¬ | | Бюджет +—————L--------------- ———— ---¬ ¦ ¦ Расходы на оплату труда и командировочные расходы L- ———— ---¬ ¦**¦ Расходы на закупки для государственных и муниципальных нужд L- ———— Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Целью создания учреждения является осуществление государственных функций и оказание государственных услуг, а не извлечение прибыли в коммерческих целях. Из этого следует, что учреждение не имеет ни собственных средств, ни собственных нужд. Примечание. Подробнее С 1 января 2007 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. N 807. Оно утвердило Положение о ведении реестров государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры (далее - Положение). Заметим, органы Федерального казначейства регистрируют в реестре госконтракты стоимостью свыше 60 000 руб. Также читателю будет интересно ознакомиться с совместным Письмом Минэкономразвития России, Минфина России и Федерального казначейства от 29 декабря 2006 г. N 19995-АШ/Д04, N 02-14-10/4055, 42-7.1-15/1.3-537 (см. с. 22 блока "Новые документы в бюджетном учете"). Про ответственность На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 2500 до 20 000 руб. за (ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ): - несоблюдение ограничений при размещении заказов путем запроса котировок цен на одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги и при закупке одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг; - размещение заказа без заключения муниципального контракта; - нарушение порядка размещения заказа; - представление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа; - направление недостоверных сведений или внесение их в реестр муниципальных контрактов и в реестр недобросовестных поставщиков; - заключение муниципального контракта с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок; - изменение условий муниципального контракта, если возможность их изменения не предусмотрена федеральным законом. И.Ю.Гарнов Руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО "А.И.Аудит-Сервис" Подписано в печать 22.01.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |