Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Постановлениям Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 и от 14.12.2006 N 764 ("Все о налогах", 2007, N 3)



"Все о налогах", 2007, N 3

КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЯМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ОТ 30.12.2006 N 876 И ОТ 14.12.2006 N 764

Частью 3 ст. 20 Водного кодекса РФ (далее - Водный кодекс) предусмотрено, что ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу указанной нормы Водного кодекса приняты два Постановления Правительства РФ:

- от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Постановление N 764; Правила);

- от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Постановление N 876).

Утвержденные Постановлением N 764 Правила определяют порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, предоставляемыми на основании договоров водопользования для осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей; использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Эти виды водопользования, к которым применяются Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, указаны в соответствии со ст. 11 "Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование" Водного кодекса. По существу, в данной статье названы те виды использования водных объектов, за которые взимается плата за водопользование. Здесь же целесообразно отметить, что другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Это означает, что плата за водопользование в подобных случаях не взимается. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (ст. 12 Водного кодекса). В этом договоре должны быть, в частности, указаны: цель, виды и условия использования водного объекта или его части; срок действия договора; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы (ст. 13 Водного кодекса). Напомним порядок определения водных объектов, относимых к той или иной собственности. Статьей 8 Водного кодекса установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам. По предварительным подсчетам, в федеральной собственности будет находиться до 95% водных объектов, в частной, муниципальной собственности, собственности субъектов Федерации - около 5%. В соответствии с Постановлением N 764 плата за водопользование устанавливается на основе следующих принципов: - стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; - дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна; - равномерность поступления платы в течение финансового года. Приведенная норма рассматриваемого Постановления полностью повторяет положения ч. 2 ст. 20 Водного кодекса. Однако ни в Водном кодексе, ни в Постановлении N 764 не дается предметной расшифровки перечисленных принципов. По нашему мнению, такой принцип, как "стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов" означает, что уровень платы должен быть достаточно высоким. С одной стороны, это должно стимулировать непосредственных водопользователей к более рациональному использованию водных объектов с целью достижения экономии финансовых затрат в данной сфере деятельности. С другой стороны, государство, вводя высокий уровень платы за водопользование, будет получать необходимые средства для обеспечения охраны водных объектов и решения других проблем в водном хозяйстве страны. Этих проблем накопилось немало. Водное хозяйство страны состоит из десятков тысяч объектов - плотин, дамб, каналов, шлюзов. Их стоимость составляет сотни миллиардов рублей. В 2006 г. водное хозяйство страны получило всего около 20 млрд руб., и по расчетам Росводресурсов этих средств недостаточно для эффективного функционирования отрасли. Ведь ежегодно только на поддержание в работоспособном состоянии водного хозяйства нужно не менее 30 млрд руб., еще около 20 млрд руб. - на расчистку рек, укрепление берегов, строительство новых гидротехнических сооружений. Таким образом, чтобы в дальнейшем нормально вести водное хозяйство, ежегодно требуется вкладывать примерно 50 млрд руб. В данные затраты входят разработка новых проектов, технической документации, проведение экологической экспертизы строящихся сооружений и др. В связи с этим следует отметить, что собираемый в последние годы водный налог вряд ли можно считать достаточно высоким. Так, его среднегодовая сумма составляет около 10 - 11 млрд руб. (см. диаграмму). Поступление платы за водопользование и водного налога в 2000 - 2006 гг. 13,98 14+ ---¬ ¦ ¦//¦ ¦ 11,94 11,60 ¦//¦ 12+------------------------------T--T----------+//+--- ———— ¦ 10,85 ¦//¦ ---¬ ¦//¦ ¦ ---¬ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ 10+-----------------------+//+---+//+---+//+---+//+--- ———— Сумма, ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ млрд руб. ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ 8+-----------------------+//+---+//+---+//+---+//+--- ———— ¦ 6,93 ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦ ---¬ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ 6+----------------+//+---+//+---+//+---+//+---+//+--- ———— ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ 4+----------------+//+---+//+---+//+---+//+---+//+--- ———— ¦ 2,58 ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦ 1,65 ---¬ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ 2+---------+//+---+//+---+//+---+//+---+//+---+//+--- ———— ¦ ---¬ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦ 0L--+--+---+--+---+--+---+--+---+--+---+--+---+--+--- ———— 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Год

В настоящее время трудно сделать точный прогноз о том, как будет собираться вновь вводимая плата за водопользование, хотя размер ее ставок за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, практически не изменился по сравнению с налоговыми ставками. Поскольку в основном водные объекты находятся в федеральной собственности, общий объем платежей, видимо, останется на прежнем уровне.

Реализация на практике другого принципа - "дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна" - означает, что ставки должны учитывать климатические и природно-географические особенности территорий, где располагаются водные объекты, на которых осуществляется платное водопользование.

Рассмотрим с этих позиций Постановление N 876.

Прежде всего отметим, что структура Постановления N 876 отличается от схем налоговых ставок, утвержденных гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Так, налоговые ставки установлены за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов по экономическим районам страны. В свою очередь, внутри каждого района налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер (ст. 333.12 НК РФ).

Например, в Северный экономический район входят бассейны рек Волга, Нева, Печора, Северная Двина и бассейны прочих рек и озер. По данному экономическому району установлены налоговые ставки за забор воды из поверхностных водных объектов, относящихся к бассейнам указанных рек, а также за забор воды из подземных водных объектов, относящихся к бассейнам этих же рек:

     
   ——————————————————————T———————————————————————————————————————————¬
   | Бассейн реки, озера |           Налоговая ставка, руб.          |
   |                     |      за 1 тыс. куб. м воды, забранной     |
   |                     +—————————————————————T—————————————————————+
   |                     |  из поверхностных   |    из подземных     |
   |                     |   водных объектов   |   водных объектов   |
   +—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Волга                |         300         |         384         |
   +—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Нева                 |         264         |         348         |
   +—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Печора               |         246         |         300         |
   +—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Северная Двина       |         258         |         312         |
   +—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Прочие реки и озера  |         306         |         378         |
   L—————————————————————+—————————————————————+——————————————————————
   

В отличие от указанного выше порядка установления налоговых ставок, в Постановлении N 876 в разд. I приведены ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов или их отдельных частей сразу по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Российской Федерации. Так, например, по бассейну реки Амур ставки установлены по шести субъектам Российской Федерации:

     
   ————————————————————————————————————————————————T————————————————¬
   |                   Субъект РФ                  |  Ставка, руб.  |
   |                                               |за 1 тыс. куб. м|
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Приморский край                                |       264      |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Хабаровский край                               |       264      |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Амурская область                               |       264      |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Читинская область                              |       276      |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Еврейская автономная область                   |       264      |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Агинский Бурятский автономный округ            |       276      |
   L———————————————————————————————————————————————+—————————————————
   
Здесь группировка по экономическим районам не применяется, поэтому простого механического сравнения прежних и новых ставок сразу не сделать. Рассмотрим для примера ставку платы за забор воды, установленную для Приморского края по бассейну реки Амур, размер которой составляет 264 руб. за 1 тыс. куб. м. Как убедиться в том, что для предприятий данного региона ставка платы не меняется по сравнению с налоговой ставкой за одинаковый вид водопользования? Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов ОК 024-95 (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640) Приморский край входит в Дальневосточный экономический район. По этому региону в пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ приведены три налоговые ставки за забор воды по бассейнам рек Амур, Лена и прочим рекам и озерам. Ставка по бассейну реки Амур установлена тоже в размере 264 руб. за 1 тыс. куб. м. В аналогичном порядке можно посмотреть ставки платы за забор воды по другим субъектам Российской Федерации и речным бассейнам и убедиться в том, что их размеры совпадают с налоговыми ставками. Главой 25.2 "Водный налог" НК РФ утверждены также налоговые ставки за забор воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод по конкретным морям. В разд. II Постановления N 876 ставки тоже установлены по водным объектам в пределах территориального моря Российской Федерации. Следует отметить, что новые ставки платы по данному виду водопользования идентичны размерам налоговых ставок. В разд. III Постановления N 876 указаны ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставки установлены в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии по речным бассейнам основных рек, рекам бассейнов морей и Тихого океана. Они также совпадают с размерами налоговых ставок, приведенными в НК РФ. Наконец, в разд. IV Постановления N 876 приведены ставки платы в тысячах рублей в год за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов или их частей. Эти ставки, как и в разд. III данного Постановления, установлены по речным бассейнам основных рек и рекам бассейнов морей и Тихого океана. Такой порядок установления ставок отличается от приведенного в гл. 25.2 НК РФ, где за пользование акваторией налоговые ставки установлены только по экономическим районам (без указания бассейнов каких-либо водных объектов). Поэтому для сравнения ставок за использование акватории, установленных в разд. IV Постановления N 876, с налоговыми ставками вновь придется воспользоваться Общероссийским классификатором экономических регионов в порядке, изложенном выше. В свое время налоговые ставки устанавливались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны разных водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки были дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Этот подход подкреплялся и тем, что по бассейнам одних и тех же водных объектов были установлены разные ставки платы. Таким образом, при пользовании водными объектами, расположенными в разных субъектах Российской Федерации и частью в бассейне какой-либо одной реки (по которому установлены ставки), водопользователь обязан исчислить налог с применением разных ставок, установленных гл. 25.2 НК РФ. В целом можно сказать, что заложенный в гл. 25.2 НК РФ подход к дифференцированию налоговых ставок сохранен и в Постановлении N 876. В настоящее время в нем полностью реализован принцип "дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна". Вернемся к рассмотрению принципов платы, определенных Постановлением N 764. Такой принцип, как "равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года", должен обеспечиваться в первую очередь установлением единого платежного периода. Данный вопрос решен следующим образом: платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал. Причем плата должна вноситься за фактическое водопользование не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Следовательно, у конкретных водопользователей плата по периодам может различаться. Ведь в течение этих периодов (кварталов) объемы забора воды и другие виды использования водных объектов могут существенно различаться, поскольку деятельность многих хозяйствующих субъектов носит цикличный характер. Кроме того, у промышленных организаций нередко в течение года меняются ассортимент и объемы выпускаемой продукции, что отражается на уровне затрат по электроэнергии, расходу воды и т.п. С учетом этих объективных обстоятельств размер платы будет существенно колебаться. Для сравнения укажем, что налоговым периодом для уплаты водного налога также был признан квартал (ст. 333.11 НК РФ). А ранее, в силу ст. 6 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 29.06.2004; далее - Закон N 71-ФЗ), при внесении платы за водопользование применялся разный отчетный период в зависимости от категории водопользователя и вида пользования водными объектами. Так, для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, отчетным периодом являлся каждый календарный квартал, а для остальных плательщиков - каждый календарный месяц. Согласно Постановлению N 764 размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части. Платежной базой является: - для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период; - для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период; - для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. По условиям договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы (по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода). Постановлением N 764 также предусмотрено, что при перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как: - фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования; - фактическое количество произведенной электроэнергии, определяемое на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования. Рассматриваемый порядок определения фактического уровня водопользования был включен в Постановление N 764 с учетом сложившейся практики осуществления контроля за исчислением платы за пользование водными объектами, введенной Законом N 71-ФЗ, а затем водного налога, установленного гл. 25.2 НК РФ. Так, в ряде разъяснений налоговых органов тоже указывалось, что объем воды, забранной из водного объекта, должен рассчитываться на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды рекомендовалось рассчитывать исходя из времени работы и производительности технических средств. К первичным документам по определению объема по забору воды из поверхностных и подземных источников (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся: - журналы первичного учета использования воды (формы N ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений", N ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами", N ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод"); - журнал учета работы технологического оборудования; - договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод; - форма государственной статистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды". Таким образом, в соответствии с указанными рекомендациями налоговых органов фактический объем забранной воды проверялся по данным журнала по учету забора воды, который должен вестись на предприятии ежедневно, на основании данных водоизмерительных приборов. А в случае отсутствия такого учета объем забранной воды рассчитывался исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, норм водопотребления, суммарного расхода электроэнергии либо другими косвенными методами. При этом налоговыми органами могли быть затребованы от налогоплательщика и другие дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам ст. ст. 31 и 88 НК РФ. Что касается Федерального агентства водных ресурсов в этой части, то оно аналогичными полномочиями не обладает. Далее следует отметить, что в утвержденных Постановлением N 764 Правилах не приведен конкретный порядок расчета такой платежной базы, как площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. Для сравнения напомним, что по нормам гл. 25.2 НК РФ при пользовании акваторией (за исключением лесосплава) налоговая база тоже определялась как площадь предоставленного водного пространства (ст. 333.10 НК РФ). Но в данной главе было указано, что эта площадь определялась по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам технической и проектной документации. Кроме того, для определения площади акватории, используемой налогоплательщиками, в ряде случаев применялись Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями, разработанных МПР России (см. Письмо от 04.12.1998 N 23-02/190). В связи с этим представляется целесообразным уточнить данный вопрос в отдельном разъяснении Росводресурсов, поскольку это агентство является администратором платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Следует также отметить, что Постановлением N 764 не предполагается утверждение какой-либо формы расчетов по плате за пользование водными объектами. Положением о Росводресурсах (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282) право утверждать форму по указанной плате Росводресурсам также не предоставлено. По мнению автора, разработка и утверждение названной формы чрезвычайно важны: в конкретный договор водопользования не могут быть включены все показатели, необходимые для расчета платы, ведь расчет платы должен осуществляться по итогам каждого отчетного периода за фактический объем водопользования, а договор заключается на более длительные сроки. В силу п. 10 Постановления N 764 плата подлежит зачислению в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству Российской Федерации. На основании ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" средства, полученные в виде платы за пользование водными объектами, распределяются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации следующим образом: - за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - 100% в федеральный бюджет; - за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации; - за пользование водными объектами, находящимися в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов, - 100% в бюджеты соответствующих муниципальных образований в зависимости от права собственности на водные объекты. В.В.Петрунин Государственный советник Российской Федерации 3 класса Аппарат Правительства РФ Подписано в печать 20.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (Окончание) ("Все о налогах", 2007, N 3) >
Статья: Как использовать разъяснения Минфина России в 2007 году ("Все о налогах", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.