|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об особенностях преобразований системы прямого налогообложения России ("Налоговое планирование", 2007, N 1)
"Налоговое планирование", 2007, N 1
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СИСТЕМЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ
Одной из важных задач, решаемых в рамках налоговых реформ, которые проводятся в настоящее время в некоторых странах Восточной Европы и в России, является обеспечение необходимых правовых и экономических стимулов для увеличения доли прямого подоходного налогообложения в общих налоговых поступлениях. Такие системные преобразования предполагают, в частности, значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов и доведение его до стандартного минимума, а также улучшение структуры налоговой системы за счет повышения доли прямого подоходного налогообложения. Проведение налоговой политики в условиях глобализации мировой экономики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая конкуренция между странами за привлечение транснациональных инвесторов фактически выступает одной из глобальных современных проблем международного уровня. Ранее исследованию вопросов системного влияния факторов прямого налогообложения и их экономического значения в связи с международной налоговой конкуренцией государств уделялось, как правило, лишь опосредованное внимание. Следует отметить, что показатель соотношения косвенного и прямого налогообложения не имеет прямой зависимости от типа государственного устройства или территориальных факторов, а обусловлен прежде всего состоянием экономической системы и системы государственного управления. Это соотношение непосредственно отражает уровень развития экономики, поскольку уменьшение объема прямого налогообложения происходит вследствие снижения общего уровня благосостояния населения, увеличения количества убыточных и нерентабельных предприятий. Относить налоги к прямым или косвенным можно по следующим признакам: - по способу исчисления и изъятия (по способу изъятия налога или дохода, в зависимости от порядка исчисления и взимания налога, по механизму уплаты, по методу взимания налогов, по способу взимания и т.п.); - в зависимости от носителя налогового бремени (на основе принципа перелагаемости, по совпадению юридического и фактического плательщика, в зависимости от намерений законодателя, по характеру взаимоотношений налогоплательщика и государства, по налоговым последствиям и т.п.);
- по объекту налогообложения (по подоходно-расходному принципу, по платежеспособности, по объекту налогообложения, по основаниям возникновения налоговой обязанности). При этом в условиях современного международного налогообложения определяющей является классификация в зависимости от объекта налогообложения. Разграничение прямого и косвенного налогообложения может быть использовано для совершенствования деятельности национальной системы налогового администрирования. В России при сохранении единой структуры и системы подчинения налоговых органов целесообразна реализация модели структурного внутриведомственного разделения в части администрирования и проведения тематического контроля прямых и косвенных налогов. Признаком неэффективной налоговой политики государства в области международного конкурентного участия на рынке прямого налогообложения является сочетание следующих факторов: - сокращение инвестиций и преобладание тенденции оттока капитала; - уменьшение размеров налогооблагаемой базы и, как следствие, снижение объемов средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней; - снижение конкурентоспособности национальных производителей. Для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы в мировом рынке прямых налогов необходима реализация системных преобразований налоговой системы. В условиях фактического преобладания в отечественной налоговой системе прямого налогообложения с точки зрения международной налоговой конкуренции эффективная налоговая нагрузка на потребление, капитал и труд в России сопоставима и с переходными, и с развитыми экономиками. Результаты исследований позволяют определить не только общие направления системы преобразований налоговой системы, но и конкретный перечень мер, необходимых для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы в мировом рынке прямых налогов. Такая концепция должна учитывать: - современное состояние и тенденции развития глобальной налоговой конкуренции; - объективные потребности, обусловленные развитием Российской Федерации в качестве государства с централизованно-регулируемой и социально-ориентированной промышленно-развитой рыночной экономикой; - долгосрочные стратегические государственные внешние интересы России в сфере международных экономических отношений; - особенности современного состояния российских региональных и отраслевых систем; - необходимость неукоснительного соблюдения принципов справедливости и экономической целесообразности налогообложения; - соответствие норм налогового права экономическому содержанию доходов и хозяйственных операций. Основными задачами системных преобразований для налоговой системы России являются: - повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций; - создание импульсов для преодоления подавленности функции сбережения и восстановления инвестиционных мотиваций у российских хозяйствующих субъектов; - формирование оптимального механизма перераспределения ресурсов; - стимулирование приоритетных видов экономической деятельности; - развитие финансово-кредитной сферы экономики; - закрепление новой российской доктрины мирохозяйственного участия в мировой финансовой и инвестиционной сфере как сильного и полноправного партнера. В качестве дополнительных позитивных последствий от реализации предлагаемой концепции ожидается повышение роли государственного и общественного контроля за налогово-бюджетной деятельностью и степени защищенности добросовестной конкуренции в предпринимательской среде, снижение общего налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования. Принципиальным положением системных преобразований налоговой системы России признается необходимость сохранения в ближайшей перспективе существующей системы формирования бюджетных доходов с преобладающей в них долей поступлений от косвенных налогов. Решить поставленные задачи планируется путем изменения действующих правил прямого налогообложения, которое должно вестись по следующим направлениям: - построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономики, снижение налоговой нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор; - формирование согласованной системы налогового администрирования прямых налогов; - отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.); - снижение количества налоговых льгот; - упрощение прямого налогообложения малого предпринимательства. В качестве первоочередных мер в рамках реформирования прямого налогообложения предполагается: - установление налоговых ставок по прямым налогам на уровне ниже среднемировых; - отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов; - дальнейшее расширение налоговой базы и снижение ставок при личном и корпорационном налогообложении доходов; - изменение соотношения между личным и корпорационным подоходными налогами, что может вызвать определенное изменение поступлений налога на распределяемую и нераспределяемую прибыль; - устранение искажающего воздействия налогов на сбережения и заимствования, в том числе воздействием налогов на доходы, на прирост капитала, на доходы в виде процентов и дивидендов, на вычеты из налогооблагаемого дохода расходов по приобретению акций и погашению кредитов; - интеграция и сближение личного подоходного налога и взносов на социальное страхование; - установление таких правил расчета налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождаются от налогообложения; - изменение методики расчета налога на прибыль: облагаться налогом должна только та часть прибыли, которая обеспечивает уровень рентабельности свыше 20 - 25%; - пересмотр порядка исчисления налоговой базы и ставки налога на прибыль: они должны зависеть от характера инвестиционной деятельности лица (внешней или внутренней) и его деятельности на территории страны; - полное освобождение от прямого налогообложения прибыли в части, инвестируемой в развитие производства; - исключение из налоговой базы налога на прибыль "процентов от портфельных инвестиций"; - предоставление предприятиям, выпускающим продукцию, ранее не производившуюся в стране, высококонкурентную или остродефицитную, особого налогового статуса, дающего право на получение дополнительных льгот в части налогообложения и на ускоренную амортизацию основных фондов; - совершенствование прямого налогообложения транснациональной международной деятельности; - создание в России специальных налоговых режимов для холдинговых компаний в зависимости от их типа; - переход к единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на территории Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Для реализации новых принципов налогообложения международных операций планируется введение в России прямого налога на платежи в офшорные центры со значительно повышенной ставкой, а также возможность взимания налога на недвижимость с российских граждан, имеющих имущество за рубежом, но получающих доход в России. Осуществление предусмотренных мер предполагает принятие законов, обеспечивающих: - признание общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения (в том числе нормативной классификации налогов на прямые и косвенные); - использование унифицированного понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов; - нормативное уточнение налоговой терминологии, устранение двойственности в толковании основных налоговых терминов и элементов налогообложения. В рамках формирования согласованной системы налогового администрирования прямых налогов при сохранении единой структуры и системы подчинения налоговых органов предполагается реализация модели структурного внутриведомственного разделения в части администрирования и проведения тематического контроля прямых и косвенных налогов. В результате подразделения налоговой службы должны быть организованы не только по типу выполняемых ими функций, но и по типу налогов, с которыми они имеют дело.
Е.В.Смолин Институт системного анализа Российской академии наук Подписано в печать 20.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |