Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оценка и управление банковской ликвидностью ("Банки и деловой мир", 2007, N 1)



"Банки и деловой мир", 2007, N 1

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ЛИКВИДНОСТЬЮ

Недостаточный уровень ликвидности отечественной банковской системы - одна из основных проблем, сдерживающих ее развитие. Прежде всего потому, что кредитные организации не в состоянии предоставлять финансовые ресурсы экономическим субъектам в требуемых объемах и на необходимые сроки. Это подтверждается возникающими время от времени локальными кризисами платежеспособности и крайне высокой волатильностью межбанковского рынка кредитных ресурсов. Подход к решению данной проблемы состоит из двух основных аспектов: оценки ликвидности банков и методов ее регулирования. Эти вопросы находятся в ведении Банка России.

Оценка ликвидности кредитных организаций определяется как отношение объема ликвидных активов (денежные средства, а также иные активы - ссудная задолженность, ценные бумаги, требования по поставке денежных средств и другие, которые можно быстро и с минимальными потерями обратить в поток денежных средств) к обязательствам по соответствующим срокам востребования либо погашения. Регулирование уровня ликвидности осуществляется через механизм предельных значений нормативов ликвидности. При этом требования к их соблюдению очень серьезные.

При снижении значения норматива текущей ликвидности на 20% ниже установленного предела и (или) снижении значения норматива мгновенной ликвидности ниже установленного на 10%, Банк России обязан принять меры по предупреждению оснований возникновения несостоятельности (банкротства) - вплоть до назначения в банк временной администрации. Вот почему на практике задачу поддержания необходимого уровня ликвидности коммерческие банки лишь во вторую очередь рассматривают по существу, а основное внимание уделяют тому, чтобы обеспечить соблюдение требований Банка России к нормативам. Благо, возможностей для этого у них предостаточно.

Перечень активов, рассматриваемых как ликвидные, достаточно разнообразен. И этим обстоятельством активно пользуются практически все российские банки. Наиболее распространенные операции и сделки хорошо известны: банки наращивают объемы краткосрочных кредитов; переводят в состав формально ликвидных активов (краткосрочных требований) часть иных активов (например, учтенные векселя, акции); предоставляют друг другу кредиты. В частности, заемщику, нуждающемуся в длительных заимствованиях, выдается краткосрочный кредит, который потом переоформляется (часто неоднократно). В других случаях краткосрочное кредитование используется исключительно для наращивания объема ликвидных активов - на суммы выданных кредитов приобретаются долгосрочные собственные векселя банка-кредитора. Погашаются такие кредиты путем предъявления к досрочной оплате векселей, и при необходимости процедура может повторяться сколько угодно долго.

Перевод части активов в состав краткосрочных требований, предполагающих поток денежных средств, возможен в отношении практически любых финансовых активов банка (кредитов, векселей, акций, облигаций). Наличие на балансе банка требований по сделкам с отсрочкой платежа означает, что банк передал актив (списал его с баланса), но не получил от контрагента возмещение по сделке. Иными словами, контрагенту вовсе не обязательно располагать денежными средствами (которые в данном контексте предполагаются как поток ликвидных активов для банка), поскольку в дальнейшем он может продать финансовый актив обратно банку либо просто расторгнуть сделку.

Другой распространенный способ увеличения объема ликвидных активов - выдача или привлечение межбанковских кредитов (депозитов) с размещением их на корреспондентских счетах. В данной схеме участвуют не два банка-контрагента, а три и более, при этом каждый выступает одновременно и кредитором, и заемщиком. Такого рода сделки носят взаимовыгодный характер, поскольку увеличивают объем активов у всех участников (у кредитора - в форме выданного кредита, у заемщика - в форме остатка на корсчете). При этом надзорному органу, если он рассматривает отчетность каждого банка изолированно, очень трудно установить факт взаимного кредитования.

Теоретически, поскольку соотношение различных видов ликвидных активов не регламентируется, банк может соблюдать нормативы при практически полном отсутствии денежных средств в кассе и на корреспондентских счетах. А значит, и не иметь оснований для претензий со стороны надзорного органа.

В качестве иллюстрации можно привести сведения из представленных на сайте Банка России балансов некоторых банков. По балансу КБ "Олимпийский" (лицензия отозвана 09.02.2005) денежные средства на 01.03.2004 составляли 525 млн руб., объем краткосрочной ссудной задолженности - 2086 млн руб. То есть общая величина формально ликвидных активов - около 2661 млн руб., из которых 78% - краткосрочные кредиты. По балансу КБ "Диалог-Оптим" (лицензия отозвана 05.02.2005) денежные средства на 01.06.2004 составляли 719 млн руб., краткосрочные кредиты - 2150 млн руб., или 75% ликвидных активов. По балансу КБ "ГУТА БАНК" ЗАО (банк реорганизован во "Внешторгбанк розничные услуги") на 01.06.2004 краткосрочные кредиты составляли 7263 млн руб., денежные средства - 3074 млн руб., из которых 2660 млн руб. - заимствованные от банков. Все три банка, как известно, оказались не способны обратить часть активов, декларируемых как ликвидные, в денежные средства для исполнения своих обязательств, что привело к утрате платежеспособности и отзыву лицензий или реорганизации.

Таким образом, можно утверждать, что действующая система оценки банковской ликвидности создает возможности для манипуляции с отчетностью и не стимулирует банки к решению задач по существу. В результате сохраняется потенциальный риск системных банковских кризисов.

Для выработки адекватных подходов к управлению ликвидностью банков следует прежде всего исходить из их особого места в экономике - как агентов, аккумулирующих и перераспределяющих финансовые ресурсы. Поскольку средства банка размещены в виде кредитов или находятся в публичном обращении (например, на фондовом рынке), ликвидность конкретного банка является производной от ликвидности его заемщиков, ликвидности фондового рынка и ликвидности собственных кредиторов, которым могут неожиданно потребоваться средства. Поэтому ликвидность одной институциональной единицы рынка определяет - и определяется ликвидностью всего финансового рынка. Из этого принципа взаимозависимости следует вывод: для большинства участников рынка снижение уровня ликвидности происходит одновременно, усиливая отрицательный эффект для любого из них в отдельности. Следовательно, задача поддержания уровня ликвидности заключается в обеспечении доступности ресурсов для всех субъектов финансового рынка.

В настоящее время для поддержания необходимого уровня ликвидности Банк России предоставляет коммерческим банкам кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг, перечень которых определяет регулятор. Помимо государственных корпораций в него входит пять кредитных организаций: "Банк внешней торговли", "Банк Русский Стандарт", "Международный Московский банк", "Россельхозбанк" и "Европейский банк реконструкции и развития".

Заемщики должны соответствовать ряду дополнительных требований к финансовой стабильности и располагать принимаемыми в залог ценными бумагами. На практике это приводит к тому, что кредиты Банка России доступны ограниченному числу наиболее устойчивых банков. Они сами и их клиенты застрахованы от возможного дефицита денежных средств в осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности. Чего, к сожалению, нельзя сказать об остальных, менее крупных банках и их клиентуре.

Для устойчивого стабильного обеспечения ликвидности банковского сообщества необходимо развитие цепочки предоставления ликвидности. Решение этой проблемы предполагает два обязательных условия: с одной стороны, для предотвращения кризисов неплатежей предоставляемые Банком России кредиты должны покрывать весь финансовый сектор, а с другой - обеспечивать гарантии возврата заемных средств. В качестве аналога можно привести опыт Великобритании, где Банк Англии принимает к учету обязательства крупнейших учетных учреждений, которые, в свою очередь, учитывают обязательства других кредитных институтов.

Полагаю, такой подход вполне приемлем и для нашей страны. Облеченные доверием российские банки (в том числе поименованные выше) могли бы стать центрами распространения ликвидных средств - покупая на них обязательства других кредитных организаций. Для этого каждый коммерческий банк должен эмитировать некоторый объем своих срочных обращающихся обязательств, предназначенных для регулирования ликвидности. Их размещение на рыночных условиях (с доходностью, приемлемой как для эмитента, так и для приобретателей) потребует, в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг, раскрытия информации о деятельности эмитента. В свою очередь, это повлечет за собой повышение прозрачности финансовой отчетности и ее подтверждение финансовыми институтами. В конечном же счете, потребует от банков большей самодисциплины и эффективного управления ликвидностью.

Н.Бородина

Аспирант

Государственного университета -

Высшая школа экономики

Подписано в печать

20.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В соответствии с договором факторинга клиент уплачивает комиссионное вознаграждение, которое исчисляется из расчета 15% годовых за время пользования средствами. Уплата комиссии производится клиентом одновременно с возвратом денег финансовому агенту. Необходимо ли в порядке, установленном Положением N 39-П, проводить ежедневное начисление суммы вознаграждения до момента уплаты комиссии? ("Банки и деловой мир", 2007, N 1) >
Статья: Об особенностях преобразований системы прямого налогообложения России ("Налоговое планирование", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.