Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272 <Порядок применения коэффициентов-дефляторов>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 2)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 08.12.2006 N 03-11-02/272

<ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ-ДЕФЛЯТОРОВ>>

Лучше поздно, чем никогда. Именно так можно сказать об опубликованном Письме Минфина. В нем финансисты указали, как "упрощенцам" следовало применять коэффициент-дефлятор в прошлом году. А также разъяснили, как "спецрежимники" должны индексировать лимиты в году текущем.

Истина восторжествовала...

Новые разъяснения финансистов в корне отличаются от их прежней позиции. Как известно, возможность перейти на "упрощенку", как и право применять этот спецрежим, зависит от дохода фирмы. Причем начиная с 2006 г. "упрощенцы" должны ежегодно индексировать установленные лимиты на коэффициент-дефлятор. Правила такого пересчета приведены в п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса.

Однако Минфин России в Письме от 28.12.2005 N 03-11-02/85 неожиданно для всех заявил, что в 2006 г. эти правила можно применять только к одному из лимитов. Финансисты разрешили индексировать на коэффициент-дефлятор 2006 г. предельный доход в сумме 15 000 000 руб., который ограничивает переход на спецрежим с 2007 г. Что же касается другого лимита (20 000 000 руб.), при превышении которого фирма теряет право на применение "упрощенки", по мнению финансистов, индексировать его можно было бы только в 2007 г. Такие указания Минфина были доведены до сведения всех налоговых инспекций (Письмом ФНС России от 18.01.2006 N ГИ-6-22/30@).

Почему Минфин решил, что в 2006 г. фирмы не должны учитывать дефлятор, остается загадкой. То ли посчитал, что, раз новый лимит в 20 000 000 руб. был принят недавно, он не должен пересчитываться. То ли Минэкономразвития России поздно опубликовало Приказ, который устанавливал дефлятор на 2006 г. Но как бы там ни было, Письмо явно противоречило Налоговому кодексу. Однако Минфин с упорством, достойным лучшего применения, продолжал практически весь 2006 г. придерживаться своей точки зрения по данному вопросу (см., например, Письмо от 26.10.2006 N 03-11-04/2/225).

После утверждения коэффициента-дефлятора на 2007 г. финансисты еще раз вернулись к этой проблеме. И кардинально изменили свою позицию. В опубликованном Письме они наконец-то признали, что лимит, который ограничивает право на применение "упрощенки", в 2006 г. составляет 22 640 000 руб. (20 000 000 руб. x 1,132).

Причем в документе указано, что прежнее Письмо, упомянутое нами ранее (от 28.12.2005 N 03-11-02/85), не подлежит применению с момента его издания. И, кроме того, Федеральной налоговой службе дано поручение довести данное разъяснение до сведения территориальных инспекций.

...что теперь делать?

Отрадно конечно, что Минфин все же признал свою ошибку и исправил ее. Но для некоторых "упрощенцев" это признание может быть чересчур запоздавшим. Ведь 11 месяцев 2006 г. инспекторы при проверках исходили из прежнего минфиновского мнения. Да и "спецрежимники", которые просто не хотели судебных споров, считали, что утратили право на применение "упрощенки", если их доход составлял больше 20 000 000 руб. При этом с того квартала, в котором произошло превышение, они начинали платить все общие налоги. Что делать в таком случае фирмам, финансисты не говорят.

В особенно сложной ситуации окажутся те, чей доход в прошлом году превысил "спорные" 20 000 000 руб., но так и не перевалил за 22 640 000 руб. По закону они обязаны продолжать применять "упрощенку": права на добровольный отказ от спецрежима у них нет (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Главной проблемой "возврата на спецрежим" будет, конечно, НДС. Ведь фирмы уже стали как предъявлять НДС покупателям, так и применять налоговые вычеты. Теперь же оказалось, что компании все это время выставляли своим покупателям счета-фактуры с выделенным НДС, оставаясь на упрощенной системе. В такой ситуации они обязаны заплатить налог в бюджет. Однако права на вычеты не имеют. Штрафы за недоплату по НДС, которая возникла в результате выполнения официальных разъяснений, фирмам не грозят (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Но на "прощение" самих сумм недоимки и пеней права они не имеют.

Пересчет других налогов также доставит немало проблем. Поэтому не исключено, что многие компании предпочли бы оставить все как есть. Однако, если следовать букве закона, такого права у них также нет.

Перемножать не придется

В Письме Минфин дал разъяснения еще по одной проблеме, которая связана с коэффициентом-дефлятором на 2007 г. Она уже была затронута в комментарии к Приказу Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 <*>, которым он был установлен.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА" N 24, 2006. Напомним, в чем суть проблемы. Размеры лимитов, равные 15 000 000 и 20 000 000 руб., нужно индексировать как на коэффициент текущего года, так и на все ранее установленные дефляторы. Коэффициент на 2006 г. был равен 1,132. А на 2007 г. Минэкономразвития его установило в размере 1,241. И, если прямо следовать указаниям Кодекса, в этом году "упрощенцы" должны были бы умножать значение лимита на оба коэффициента. Однако в опубликованном Письме Минфин указал, что в 2007 г. для индексации нужно использовать только один коэффициент - 1,241. Поступать так следует и чтобы определить предельную сумму доходов, которая ограничивает право перехода на "упрощенку" с 1 января 2008 г., и чтобы рассчитать величину доходов, превысив которую в 2007 г., фирма теряет право применять спецрежим. Таким образом, первый лимит составит 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. x 1,241), а не 21 072 000 руб. (15 000 000 руб. x 1,132 x 1,241). Второй же лимит будет равен 24 820 000 руб. (20 000 000 руб. x 1,241) вместо 28 096 000 руб. (20 000 000 руб. x 1,132 x 1,241). Разница, как мы видим, получается весьма существенной. Чем же руководствовались финансисты? По их мнению, размер коэффициента-дефлятора на 2007 г. установлен уже с учетом дефлятора на 2006 г. (1,132). Сделать такой вывод из текста Приказа нельзя. Однако в другом документе, Приказе от 03.11.2006 N 359, Минэкономразвития России установило на 2007 г. коэффициент-дефлятор для "вмененки" (К1) в размере 1,096. По своей сути коэффициент-дефлятор призван учитывать уровень инфляции, поэтому очевидно, что его значение на один и тот же год не может быть различным для целей "упрощенки" и "вмененки". Отметим, что на 2006 г. данные коэффициенты были одинаковы. Кроме того, произведение коэффициентов-дефляторов на 2007 и 2006 гг. как раз равно 1,241 (1,096 x 1,132). Минфин фактически подтвердил, что специалисты Минэкономразвития, желая облегчить жизнь "упрощенцам", самостоятельно рассчитали сводный коэффициент-дефлятор, на который можно индексировать базовые лимиты, установленные в Кодексе. Однако при этом они, во-первых, вышли за рамки своих полномочий. Во-вторых, такой порядок индексации противоречит Кодексу. И, наконец, в тексте самого Приказа от 03.11.2006 N 360 ничего не сказано об особенностях применения "спецрежимниками" "сводного" коэффициента на 2007 г. Таким образом, налицо еще одна потенциально спорная ситуация. Ведь, хотя с экономической точки зрения с выводами финансистов нельзя не согласиться, формально они не соответствуют действующему законодательству. С.М.Рюмин Аудитор Подписано в печать 19.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения" (в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2006 N 152н)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 2) >
Статья: <Комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.