|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налог на землю: без кадастровой стоимости не заплатить ("Московский бухгалтер", 2007, N 2)
"Московский бухгалтер", 2007, N 2
НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ: БЕЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ НЕ ЗАПЛАТИТЬ
1 февраля - последний день сдачи декларации по земельному налогу за 2006 г. Это первый год, за который приходится отчитываться по-новому: налоговой базой для исчисления земельного налога стала кадастровая стоимость.
Земельный налог платит хозяин
Статья 388 Налогового кодекса признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят его организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации и выдачи свидетельства. Если этого пока не произошло, то фирма все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Это могут быть также акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков (Письмо Минфина от 27 октября 2006 г. N 03-06-02-04/149). Форма налоговой декларации по земельному налогу и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина от 23 сентября 2005 г. N 124н. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка до 1 февраля 2007 г. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию. Она сдается в инспекцию, где фирма стоит на учете по месту нахождения участка. Сроки внесения авансовых платежей устанавливают местные власти, а отчетные периоды регламентированы Налоговым кодексом. Окончательная сумма налога должна быть уплачена не позднее 1 февраля 2007 г. (ст. ст. 393, 398 НК). Нужно отметить, что авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал, несмотря на то, что отчетные периоды - квартал, полугодие и девять месяцев.
Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица - индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель, которые они используют для предпринимательской деятельности).
Кадастровая стоимость как налоговая база
Главное новшество, которое принесла гл. 31 НК, - базой для определения земельного налога теперь является кадастровая стоимость земельного участка на 1 января того года, за который платится налог. Причем эта цена действительна в течение всего отчетного года. Если в этот период производилась переоценка, то на сумму платежей это не повлияет. Кадастровая стоимость земельного участка определяется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Технически это выглядит таким образом: город (или другая местность) разбивается на участки, каждый из которых имеет свою цену. Для установления ее размера проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением моментов, когда известна рыночная стоимость участка (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса). В последнем случае кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости земельного участка. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о цене участка. В Москве эта обязанность возложена на Департамент земельных ресурсов. Если этого пока не случилось, то фирма не может заплатить налог. Да, собственно, и не должна этого делать. А вот "нулевую" декларацию сдавать все-таки нужно. Когда цена будет известна, тогда и придется осуществить оплату и представить уточненную декларацию. Пени за просрочку в этом случае не начисляются. Такой вывод следует из Письма Минфина от 8 ноября 2006 г. N 03-06-02-04/154. Необходимо помнить, что налоговые органы также информированы о стоимости земельного участка, принадлежащего предприятию. При проведении камеральной проверки "нулевых" налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам Письмом Минфина от 6 июня 2006 г. N 03-06-02-02/75 рекомендовано доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Существуют некоторые особенности определения налоговой базы по участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований. Поэтому при исчислении налога надо иметь в виду следующее. Налоговая база в отношении части земельного участка, находящейся на территории муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости этого участка, пропорциональная доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма земельного налога в этом случае определяется как произведение кадастровой стоимости, рассчитанной для соответствующей части площади участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь участка. Основанием для такого порядка служит Письмо Минфина от 27 декабря 2005 г. N 03-06-02-02/108. Сумма налога зачисляется в бюджет соответствующего муниципального образования.
Расчет
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований и действуют на территории этих образований (п. 1 ст. 394 НК). Кодекс устанавливает максимальные размеры налоговых ставок: 0,3 процента для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ, и 1,5 процента для всех прочих земель. Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель. Для расчета земельного налога необходимо знать следующее: количество месяцев отчетного периода, количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, ставку налога, налоговую базу (кадастровую стоимость).
Пример. ООО "Корбут" имеет участок на территории города на праве собственности. На нем расположено предприятие. Участок приобретен 21 февраля 2006 г. Его кадастровая стоимость составляет 1 350 000 руб. В правоустанавливающих документах он обозначен как "земли промышленного назначения". Ставка налога для этих земель - 1,5%. Участок куплен после 15 числа, значит, этот месяц (февраль) не считаем. Таким образом, мы имеем 10 полных месяцев владения участком (1 мес. - в I квартале и по 3 мес. - в следующих). Налоговый (авансовый) платеж рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и отношения полных месяцев владения земельным участком к количеству месяцев отчетного периода, деленного на 100. I квартал: 0,25 х 1 350 000 руб. х 1,5% х 1 мес. : 3 мес. = 1687,5 руб. II квартал: 0,25 х 1 350 000 руб. х 1,5% х 4 мес. : 6 мес. = 3375 руб. III квартал: 0,25 х 1 350 000 руб. х 1,5% х 7 мес. : 9 мес. = 3937,5 руб. Сумма налога за год составляет: 1,5% х 1 350 000 руб. х 10 мес. : 12 мес. = 16 875 руб. Учитывая уже уплаченные суммы, предприятие по итогам года платит: 16 875 руб. - (1687,5 + 3375 + 3937,5) = 7875 руб.
К сведению. Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то при исчислении земельного налога и заполнении декларации следует помнить об определенных нюансах. Это разъяснил Минфин в Письме от 1 сентября 2006 г. N 03-06-02-06/89. В случае, когда земля, согласно правоустанавливающим документам, считается неделимым многофункциональным участком, на котором находятся разные объекты, земельный налог рассчитывается отдельно. По ставке до 0,3 процента для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5 процента - для остальной площади. Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога". При этом по строке 050 указывается соответственно кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) - налоговая ставка.
Льготы
Глава 31 Налогового кодекса предусматривает следующие виды льгот: в виде не облагаемой налогом суммы; в виде необлагаемой площади земельного участка; в виде освобождения от платежей; в виде уменьшения суммы налога. Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 Налогового кодекса. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК). Предприятие, имеющее на них права, должно представить документы, подтверждающие это, в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Если фирма имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота. При этом нужно помнить, что уменьшить базу на сумму, не облагаемую налогом, можно только по одному земельному участку.
Е.Камалова Подписано в печать 19.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |